Алексей Клевасов: «Главное – не паниковать, а искать новые возможности»

Компания «Здравмедтех-Новосибирск», специализирующаяся на производстве одноразовой медицинской одежды и белья, хирургических комплектов и простыней, используемых при оказании медицинской помощи и хирургических операциях, продолжает наращивать объемы и осваивать новые рынки. О том, с каким багажом предприятие встретило новую экономическую реальность, как отразятся на его планах западные санкции и дальнейших перспективах бизнеса «Континент Сибирь» поговорил с генеральным директором ООО «Здравмедтех-Новосибирск», кандидатом медицинских наук АЛЕКСЕЕМ КЛЕВАСОВЫМ.

– Алексей Иванович, давайте подведем итоги работы вашего предприятия в 2021 году. Все ли планы реализовали?

– Один из важных итогов прошлого года – открытие филиалов компании в районах Новосибирской области. Это было просто необходимо, потому что мы до сих пор ощущаем дефицит кадров, и он будет только увеличиваться. В пандемию мы были вынуждены отдавать на аутсорсинг пошив средств индивидуальной защиты, так как попросту сами не успевали. Для нас шили и в Тюмени, и в Алтайском крае, и в Новосибирской области – всего 29 предприятий. Так родилась идея создать собственные подразделения в районах области.

Из-за пандемии в райцентрах закрылись предприятия общественного питания, здания пустовали. В январе 2021 года мы взяли в аренду здание бывшего кафе в Татарске, оснастили его современным оборудованием и открыли там швейный цех. Сегодня в нем трудится 61 человек. Они прошли полный цикл обучения на рабочем месте. Кроме того, мы заключили договор с местным колледжем, который готовит для нас специалистов. В октябре также в здании закрывшегося кафе открыли цех в Чулыме, в котором работают 35 человек. Предварительно отремонтировали помещение, заменили отопление и освещение. А в декабре открыли филиал в Куйбышеве. Пока там работают 40 швей, но помещение позволяет организовать работу в две смены для 200 человек по рабочему графику 2 через 2.

– Наверное, главы администраций встречали вас с распростертыми объятиями?

– Создание новых рабочих мест на территории всегда находит поддержку у руководителей муниципальных образований. Конечно, нам помогают и курируют. Даже наш небольшой цех в Татарске уже пополнил муниципальный бюджет на 1,5 миллиона рублей. А это значит, что у них появилась возможность отремонтировать, например, спортивную площадку или сделать еще что-то полезное.

Как только мы наберем работоспособный обученный коллектив в количестве 100 и более человек, начнем строить небольшие фабрики в райцентрах. Главы администраций в этом заинтересованы не меньше нас.

Алексей Клевасов

Алексей Клевасов: «Залог успеха — слаженная команда»

– Какие технологические операции выполняют в ваших филиалах?

– Филиалы работают как швейный цех в г. Бердске (головное предприятие). Крой привозится из Бердска и филиалы шьют головные уборы, халаты, брюки и куртки, то есть весь ассортимент одежды. Готовую продукцию забираем в Новосибирск, здесь проходит полная комплектация и стерилизация ионизирующим излучением, который позволяет стерилизовать комплекты прямо в упаковке на базе Института ядерной физики Академгородка и в Кольцово.

– Какие еще изменения произошли на предприятии?

– В марте прошлого года мы выиграли конкурс и вошли в национальный проект «Производительность труда». Я даже не представлял, насколько полезен этот проект! Его задача – помочь российским компаниям выпускать больше продукции и увеличить прибыль при одних и тех же материальных и человеческих ресурсах. Специалисты Федерального и регионального центров компетенций совместно с руководством нашего предприятия внедряют технологии бережливого производства. Мы максимально оптимизируем процессы и ускоряем их, сокращаем процент брака, улучшаем качество товаров. Признаюсь, у меня были опасения, а захотят ли наши сотрудники пройти обучение? Надо отдать должное, коллектив воспринял идею с энтузиазмом. На первом этапе мы обучили 73 человека, за что получили благодарность от федерального центра компетенций как предприятие, обучившее наибольшее количество персонала в Российской Федерации. Сегодня я считаю, что это самая полезная программа, которую государство внедрило в бизнес.

Мы усовершенствовали производственные процессы, выросло число рационализаторских предложений. У нас появился новый планово-экономический отдел – все даже трудно перечислить. Руководитель регионального центра компетенций в сфере производительности труда АИР Новосибирской области Камилла Волосская до сих пор постоянно с нами на связи.

И, конечно, поддерживаем направления, связанные со здоровым образом жизни. Мы оплачиваем для наших сотрудников дорожки в бассейнах в Искитиме, Бердске и Новосибирске, компенсируем половину стоимости занятий в фитнес-клубах и других спортивных центрах. В этом году планируем провести свою спартакиаду в июне месяце.

– Сегодня в связи со спецоперацией на Украине практически все предприниматели жалуются на сбой логистики, нехватку сырья и рост цен на оборудование. Как санкции отразились на новосибирском «Здравмедтехе»?

– На текущем этапе санкции не влияют на нашу работу. У нас 70-80% – это российское сырье и комплектующие изделия. Например, нетканые материалы производят 18 заводов и фабрик, в том числе и в Новосибирске – предприятие «Новоспам». Наши поставщики уже предупредили, что с 1 апреля повысят цены на коэффициент инфляции, минимум на 10%.

Тут еще стоит отметить, что 97% контрактов, которые мы заключаем, приходятся на государственные медицинские организации. Если государство не будет поддерживать медицину, тогда, возможно, и мы в полной мере почувствуем кризис. А если будет развивать, а я в этом не сомневаюсь, у нас будет работа, будут заказчики.

– Вы сказали, что 70% материалов российские, а оставшееся сырье и комлектующие откуда везете?

– В основном мы работаем с Китаем. Там два крупных предприятия, которые делают нетканые материалы. В России их не производят. Это, как правило, дышащие материалы для высокотехнологичных и длительных операций.

Новосибирский производитель одноразовой медицинской одежды на 37% увеличил производство благодаря нацпроекту

– Неужели ничего не изменилось в работе с Китайской народной республикой?

– Изменилось. Так, из-за дефицита контейнеров срок их подачи увеличился с 60 до 180 дней. Но мы уже нашли замену и приобретаем сырье в Турции. Из Турции оно доставляется до Новосибирска через 30 дней. Правда, турецкие, в прочем, как и китайские партнеры, теперь отгружают после 100% предоплаты. С Турцией рассчитываемся в евро, с Китаем – в юанях. Мы подготовились к этому заранее. В период пандемии, когда спрос на нашу продукцию был высок и зарабатывали мы хорошо, мы не меняли личных машин, не покупали дачи за границей. Мы все средства направляли на развитие. И теперь мы можем продолжать строительство новых корпусов, покупать оборудование и сырье. Последнее, кстати, пока оно не выросло в цене, закупили впрок на 3 месяца. У нас контракты с крупными федеральными клиниками, где жестко фиксирована цена и сроки поставки товара и мы не можем нарушить взятые обязательства.

– Вы сказали, что с Китаем рассчитываетесь в юанях, но курс юаня тоже вырос.

– Мы своевременно купили юани по хорошему курсу, так что для нас это на сегодня не острая проблема. А цены выросли только из-за волотильности валюты. Мы с Китаем тесно сотрудничаем более 7 лет. У нас уже сформировались доверительные отношения, китайские партнеры не один раз приезжали на наше предприятие. Этим летом уже мы планируем очередную поездку в Китай (если не помешает очередная вспышка вируса). К слову, заводы, с которыми мы работаем, не китайские – один американский, а другой бельгийский. Понятно, что их руководство китайское, и работают они по законам Китая. Но американцы не отказываются с нами сотрудничать. У меня впечатление, что американцы хотят расчистить наш рынок от европейцев. Даже в Крым они могут поставлять тяжелую медицинскую технику типа томографов, аппаратов УЗИ. Они не подчиняются международным санкциям.

– Вы подошли к кризису в экономике, хорошо подготовившись. Есть возможность для дальнейшего развития?

– Да, мы успели рассчитаться со всеми кредитами, выкупили дополнительно около 0,8 Га земли, сделали капитальный ремонт еще одного производственного корпуса. Там будет полностью автоматизированный цех. Для него мы приобрели новые линии. Начали проектировать еще один административно-складской корпус. Строим собственную трансформаторную подстанцию на 500 кВ. Этого нам хватит с запасом, чтобы купить, например, еще 50 единиц оборудования.

Мы обновили фактически полностью парк швейного оборудования, купили еще порядка 35 ультразвуковых безниточных швейных машин. Они необходимы для изготовления медицинской одежды. Также закупили 3 машины по изготовлению низких, средних и высоких бахил. У нас есть две машины по изготовлению головных уборов. А оборудование для изготовления шапки-колпака должно скоро прийти. В Санкт-Петербурге приобрели упаковочную машину под нестерильную продукцию. Сейчас у нас их две: испанская термоформовочная и питерская термоусадочная.

Компания автоматизировала упаковочный цех в рамках национальной программы «Производительность труда». На очереди – швейный, раскройный и цех изделий для сложной хирургии. Наша задача – как можно больше процессов автоматизировать, чтобы снизить себестоимость. Все простые операции, такие как изготовление масок, фартуков, нарукавников и тому подобное, будут делать машины. Швеи сосредоточатся на изготовлении халатов, курток, брюк и др.

– Два года назад в интервью «Континенту Сибирь» вы рассказывали, что планируете открыть совместное предприятие в Узбекистане. На какой стадии этот проект?

– Проект в завершающей стадии. На 11 апреля 2022 года намечено торжественное открытие производственной площадки в Ташкенте общей площадью 1000 кв.м. Мы обучили персонал и будем контролировать работу узбекского совместного предприятия. Во время визита в Ташкент у нас, благодаря поддержке торгового представительства при посольстве РФ в Узбекистане, намечены встречи и на уровне министерства промышленности, и министерства здравоохранения Республики Узбекистан.

Мы вышли на рынок Узбекистана еще в 2005 году, но торговля шла в таком вялотекущем режиме. Сотрудничество с республикой активизировалось, после посещения новосибирской делегации во главе с вице-губернатором Сергеем Николаевичем Сёмкой в 2018 году Первого Форума межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном. Были установлены контакты, в том числе с торговым представительством при посольстве РФ. Эта организация оказалась очень «боеспособной» и эффективной в части поддержки нашего бизнеса. Кроме того, Узбекистан лоялен в отношении наших предпринимателей. Поэтому сегодня мы рассматриваем эту страну как свой форпост на рынке Средней Азии. Уже намечены пути расширения сотрудничества с Киргизией, Таджикистаном и даже Афганистаном, который тоже заинтересован в нашей продукции.

Алексей Клевасов
По мнению Алексея Клевасова, тот, кто сегодня оценивает ситуацию с точки зрения «открывшегося окна возможностей», правильно спланирует и пойдет в нужном направлении, тот и выиграет. Фото Михаила Перикова

– Судя по массовой отмене ограничений, связанных с распространением коронавируса, пандемия идет на спад. Как это повлияет на ассортимент вашего предприятия?

– Средства индивидуальной защиты, комбинезоны врача-инфекциониста мы продолжим выпускать. За время пандемии санитарные нормы и правила усилились. Сегодня даже участковые врачи не ходят в обычной одежде к пациентам на дом. Так что это дает нам надежду, что заказов одежды в 2022 году будет не меньше, чем в 2021 году.

Кроме того, сегодня московские клиники открывают свои филиалы в Сибири, значит, потребность в одноразовых и стерильных изделиях (а у нас очень большой ассортимент) будет только расти.

Пандемия нас научила работать в условиях жесткой конкуренции. Если раньше в одной с нами нише работали 100 предприятий, то в период пандемии их число достигло 1000.

– За счет чего такой рост?

– Разрешили работать по упрощенному порядку. Чтобы получить регистрационное удостоверение для участия в конкурсах, достаточно было написать заявление: прошу разрешить выпускать маски, халаты и так далее. И в течение недели «Росздравнадзор» Российской Федерации обязан выдать регистрационное удостоверение без токсикологических, клинических и технических испытаний. Результаты этих испытаний нужно было предоставить в течение 150 рабочих дней. А ушлые коммерсанты через 150 дней предприятие закрывали и открывали новое. Конкуренция на нашем рынке выросла в сотню раз. Понятно, что медучреждения, столкнувшись с недобросовестными поставщиками, стали выстраивать систему защиты. Но тем не менее в конкурсах участвовали по 50-60 компаний, и цена могла упасть в 2 раза от начальной. Наш конек – сложные хирургические комплекты из материалов, в которых можно 8-10 часов оперировать (высокотехнологичные операции). Мы также усилили тендерный отдел, раньше там работал один специалист, сегодня – четыре. Для сравнения в 2020 году наша выручка составила 1 млрд 800 млн рублей. В 2021 году, когда конкуренция была бешенной, наша выручка составила почти миллиард. На 2022 год ставим планку – не ниже миллиарда.

– Взгляды на новую экономическую реальность в предпринимательском сообществе полярные. У одних превалируют панические настроения, а кто-то потирает руки, что открываются окна возможностей, главное – уметь ими воспользоваться. Какая точка зрения вам ближе?

– Сегодня тот, кто правильно спланирует и пойдет в нужном направлении, тот и выиграет. Кто будет метаться, паниковать, стонать, что заграница задавит, тот и окажется задавленным. Задавит не сама реальность, задавит пессимизм в их головах. Как говорил Конфуций, наведите порядок в своей голове, и в мире будет порядок.

– А какие возможности вы сегодня видите?

– Мы присматриваемся к направлению гигиены. Нас интересуют пожилые люди, за которыми нужен уход. Европейские компании уходят с рынка, будем искать возможность их заменить.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ