«Самое ценное в автобизнесе – не здания, а кадры»

Кузбасская ГК «Сибинпэкс», представленная в Кемерове, Новокузнецке и Новосибирске, стабильно входит в ТОП-5 самых крупных автодилеров Сибири по объему продаж и продолжает поступательно наращивать свой портфель. Будет ли группа компаний делать в развитии ставку на китайские бренды, какие новые дилерские центры готовится открыть в 2022 году, и как адаптировалась к текущей ситуации на авторынке, в интервью «Континенту Сибирь» рассказал коммерческий директор и совладелец ГК «Сибинпэкс» ВЛАДИМИР РЫКУНИН.

ГК «Сибинпэкс» работает на автомобильном рынке Кемеровской области с 1996 года. Начинала как официальный дилер General Motors (Chevrolet, Opel, Cadillac, Saab), открыв в 2007 году полнофункциональный салон для этих брендов. На сегодня группа компаний также является официальным дилером брендов Audi, Skoda, Volkswagen, Renault, Mazda, Hyundai, HAVAL в Кемерове. В состав ГК «Сибинпэкс» также входит автосалон «Сибмоторс» в Новокузнецке, официально представляющий бренды HAVAL, Changan, DFM, Isuzu, UAZ, а также «Сибтрансавто» в Новосибирске, являющийся официальным дилером HAVAL, CHERY, Changan. Основателем и генеральным директором группы компаний «Сибинпэкс» является Фания Сапожникова.

– Владимир Александрович, с какими результатами ГК «Сибинпэкс» заканчивает 2021-ый год? Оправдал ли он ваши ожидания?

– Это был непростой год для всего авторынка. Скорее всего, совокупные продажи новых автомобилей в 2021 году в России окажутся немного выше, чем в 2020-ом, но меньше, чем в 2019-ом. Думаю, что в 2022 году объемы еще вырастут относительно 2021 года, однако наблюдающийся сегодня дефицит автомобилей останется актуальной проблемой еще на протяжении нескольких лет. Если говорить про группу компаний «Сибинпэкс», то безусловно глобальная ситуация отразилась и на нас. В целом автомобилей было достаточно, хотя хотелось бы увеличить их количество раза в два.

– Почему, на ваш взгляд, проблема дефицита будет актуальна еще несколько лет, и чем в первую очередь она вызвана?

– На мой взгляд, главное – это не столько отсутствие чипов или ошибки прогнозирования, а то, что российский рынок с точки зрения своих объемов перестал быть приоритетным для многих брендов в отличие от ситуации, например, десятилетней давности. Как следствие, в условиях общей нехватки автомобилей в мире квоты на Россию являются достаточно небольшими. Судите сами: только из-за дефицита продажи группы Volkswagen сегодня упали в Европе на 35-40%. Понятно, что в такой ситуации России достанется небольшой кусок от общего пирога. Ни один региональный дилер не сможет убедить штаб-квартиру, что Россия должна быть у нее в приоритете. На сегодня отечественный рынок пока приоритетен разве что для корейских производителей за счет их высокой доли рынка в России на фоне других стран.

Что касается пресловутой нехватки чипов, то давайте не забывать, что на сегодня в мире наблюдается тренд на электрификацию. При этом, электрокарам нужно в 2-2,5 раза больше чипов, чем обычному авто с ДВС. С учетом планов производителей очевидно, что проблема не решится в течение краткосрочного периода.

Но все стороны процесса уже так или иначе приспособились к ситуации. Складывается ощущение, что производители стали рассматривать дефицит отнюдь не только как проблему. Они увидели в этом возможность больше зарабатывать. Достаточно вспомнить пример с двумя немецкими премиальными марками, которые публично объявили о том, то будут производить меньше автомобилей, чтобы удержать высокими цены.

– Есть точка зрения, что в текущей ситуации воспользоваться ситуацией смогут китайские бренды, которые за последние годы существенно усилили свои позиции. В этом году ваш портфель в Кемерове пополнил бренд HAVAL, с которым у вас ранее сложился позитивный опыт работы в Новосибирске и Новокузнецке. В свою очередь в Новосибирске «Сибтрансавто» стала дилером CHERY. Можно ли говорить о том, что с учетом активной экспансии этих марок, а также их ценовой политики и логистики в ближайшие годы именно они станут количественными лидерами и фундаментом будущего роста для дилеров?

– Китайские бренды повторяют путь, по которому шли корейские марки, и для прогнозирования нужно смотреть на перспективу 5-7 лет. Бренд HAVAL очень хороший, нам нравится с ним работать. Вначале мы открыли его салон в Новосибирске, потом обкатали на Новокузнецке и в этом году уже запустили в Кемерове. Автомобили очень востребованы, сама компания не останавливается на достигнутом и активно развивается. Недавно она анонсировала электрокары под брендом Ora, а с 2022 году будет продвигать внедорожники под брендом Tank. Очень хочется, чтобы эти автомобили побыстрее дошли до России, так как у них есть все для того, чтобы завоевать рынок. Но машин не хватает – HAVAL сталкивается с дефицитом даже у себя в Китае. Как при мировой экспансии бренда решить вопрос с наличием автомобилей — вопрос пока открытый. Тульский завод HAVAL рассчитан на 150 тысяч авто, но нужно понимать, что даже в этом случае 20% автомобилей уйдут в страны СНГ, и оставшихся машин на Россию все равно мало.

С учетом продолжающегося дефицита многие аналитики в текущей ситуации прогнозируют дальнейший рост цен на автомобили. Какой совет вы бы дали покупателям сегодня – стоит ли чего-то ждать, или сейчас самое подходящее время для приобретения автомобиля? 

– С учетом удорожания металлов, дефицита чипов и ряда других факторов нет оснований считать, что цены на автомобили понизятся. Каждый человек может сам решить для себя – покупать новый автомобиль сегодня, или подождать лет пять и все это время ездить на старой машине, оплачивая ее ремонт и обслуживание. В 2006-2008, 2010-2013 годах в России ежегодно продавалось порядка 2,4-2,9 млн машин. В сегодняшних условиях на фоне дефицита мы приходим к ситуации наличия в стране очень большого количества машин старше 10 лет, а в некоторых случаях даже старше 15 лет. Таким образом мы имеем «дыру» в 7 млн автомобилей со всеми вытекающими последствиями, включая рост аварийности на дорогах. Определяющим фактором, на мой взгляд, будет являться стремительное старение автопарка.

С другой стороны, некоторых клиентов смущает, что сегодня отдельные дилеры практикуют продажи автомобилей только с внушительным списком допоборудования, поэтому стоимость покупки оказываетcя выше ожидаемой. Это вредит репутации всего рынка, в том числе и добросовестных дилеров.

– Если вы небольшой дилер, и ваши объемы продаж вынужденно упали в 2 раза, но вам при этом нужно обслуживать кредиты, то тогда и начинается игра с допоборудованием. Безусловно, для клиента это плохо, но и дилера понять можно – ему надо как-то выживать. В целом ситуация, конечно, печальная. Недавно я разговаривал с одним из дистрибьюторов, и он сказал, что в Москве размер наценок сократился. Раньше было 500 тысяч, стало 400 тысяч, вот и вся разница…

Мы придерживаемся других принципов. Важно всегда помнить, что мы работаем для клиентов. Дефицит рано или поздно пройдет, а нам с клиентами еще работать в будущем. У них формируется мнение не только от обладания автомобилем, но и от того, как вы работаете с ними, как обслуживаете их. В результате появляется доверие, которое и является опорой для компании и фундаментом ее долгосрочного роста.

– Одним из важных показателем работы дилера могут служить награды дистрибьюторов, так как они подразумевают оценку сразу по целому спектру критериев, учитывающих как количественные показатели продаж, так и качественные характеристики, в частности уровень лояльности клиентов. Какие ваши дилерские центры отличились в этом году с этой точки зрения?

Для нашей группы компаний получение наград от дистрибьюторов стало традицией. Например, мы уже 4-ый год подряд мы удостаиваемся рейтинга «5 звезд» по бренду Renault. В основе методики дистрибьютора лежат 40 разных критериев – от соответствия стандартам до качества послепродажного обслуживания. Уже в первый год, который мы отработали с маркой Renault, мы были удостоены тех самых «пяти звезд» и были восьмыми в общероссийском рейтинге. С тех пор не снижали планку.

«Самое ценное в автобизнесе – не здания, а кадры» - Фотография

В Сибири определили лучшего дилера Volkswagen по уровню клиентского сервиса

Наш «Сибавтоцентр» стал первым в Сибири победителем проекта «5 звезд» компании Volkswagen, целью которого было выделить лучшие российские автосалоны марки с точки зрения качества оказания клиентского сервиса. А «Автоцентр Кемерово» был признан «Хендэ Мотор СНГ» по итогам 2020 года лучшим дилером по продажам в своей категории.

И это далеко не единственные награды. Их получение не только укрепляет команду и дает понимание, что мы движемся правильным курсом. Оно также предоставляет нам объективные основания запрашивать квоты у дистрибьюторов в условиях дефицита, что также важно в сегодняшних реалиях рынка.

— У бренда Audi, который вы официально представляете, в модельном ряду есть электрокары. В мире их количество стремительно растет, постепенно меняется ситуация и в России. На ваш взгляд, это просто дань технологической моде и инновациям, или долгосрочный тренд?

– Я думаю, что это не дань технологической моде, а следствие экономической целесообразности производства таких автомобилей. «Зеленую волну» стали гнать вперед все производители, когда они посчитали прибыль, которую могут получить. Затраты на выпуск электрокаров меньше, чем в случае с автомобилями с ДВС. Не надо разрабатывать коробки передач, двигатели, достаточно купить готовые батареи. Чем больше объемы выпуска, тем ниже будет закупочная цена батарей и тем ниже себестоимость автомобиля. А если разработать одну платформу и на ней производить много моделей автомобилей, то выбор становится очевидным. Поэтому, на мой взгляд, это вопрос экономики, а не экологии. Усилиями Греты Тумберг и других активистов «зеленая волна» накрывает все больше и больше стран. В то же время если учитывать процесс получения электроэнергии и последующее ее использование в электрокарах, то КПД у дизельных моторов окажется выше. Таким образом, это интересный глобальный вектор развития, но не исключено, что он рано или поздно приведет к тупику.

– За последние годы в России стало значительно больше электрокаров, но с другой стороны, в конце года появилась информация о том, что для этой категории автомобилей, согласно проекту постановления минпромторга, скорее всего в 9 раз увеличится утилизационный сбор. По вашему мнению приведет ли это к пересмотру перспектив электромобилей в России?

– Как покупатель, я позитивно отношусь к электрокарам. Я ездил на электрической линейке Audi и остался очень доволен. Но на мой взгляд, по-настоящему востребованными электрокары станут тогда, когда они будут предлагаться не только в премиум-сегменте, но и будут доступны максимальному количеству людей. Поэтому я рассчитываю на китайские бренды, которые попробуют прорваться в Россию с электрокарами. Думаю, это окажет большое влияние на рынок.

Владимир Рыкунин

Владимир Рыкунин: «Побеждает тот, кому доверяют, и тот, кто предлагает самые привлекательные условия»

Что касается роста утилизационного сбора на электрокары, то он безусловно отодвинет нас на несколько лет назад. Рост издержек в первую очередь не позволит самим производителям ставить зарядные станции – во всем мире именно они этим занимаются. Поэтому отставание России по электрификации от стран Европы станет сильнее.

Для дилеров замещение электрокарами автомобилями на ДВС — тревожная ситуация с точки зрения сервиса, или такие опасения не имеют под собой почвы?

Я не думаю, что для дилеров рост распространенности электрокаров представляет угрозу. Что касается сервиса, то даже если у вас заглючил гаджет, вы все равно относите его в сервис. Вряд ли вы сможете починить смартфон или планшет самостоятельно. Точно так же и в случае с электрокарами, стоимость которых к тому же несоизмеримо больше, чем у гаджетов.

– Как себя чувствуют автомобили с пробегом на фоне ситуации с рынком новых автомобилей? Наблюдаете ли вы рост интереса покупателей к этому направлению? Планируете ли расширять ваше присутствие именно в этом сегменте рынка?

– Мы наращиваем их продажи. Но важно представлять возрастную структуру автопарка. Почти 60% легковых автомобилей в России — старше 10 лет. Невозможно до бесконечности перепродавать машины 10-15-летней давности. Они уже просто не будут проходить по экологическим требованиям, не говоря уже о затратах на их предпродажную подготовку.

Сейчас у перекупов «головокружение от успеха» — цены на автомобили ползут вверх, они перепродают машины с пробегом, не вкладывая в них почти ничего. Подсчитав маржу с каждого автомобиля, начинают расти количественно, арендуют здания, ставят 5-10 менеджеров активных продаж и потом считают деньги. Но это подход одного дня. Уже завтра ситуация может измениться, а с клиентами надо работать и дальше. У нас на этот счет принципиальная позиция – мы не продаем автомобили перекупам и готовы работать только с конечными покупателями.

– Многие крупные компании сферы автосервиса называют одним из главных ограничивающих факторов своего развития отсутствие персонала. По их словам, раньше существовали конкурсы на вакансию, а теперь хорошо, если на вакансию претендует хотя бы один человек. Как вы решаете кадровый вопрос?

– Самое ценное с нашей точки зрения в автобизнесе – не здания, а кадры. Поэтому цель в том, чтобы все наши сотрудники, будь то менеджеры по продажам или мастера-приемщики получали достойную зарплату и гордились тем, что работают вместе с нами. Я думаю, так и происходит. Мы в свою очередь помогаем им и создаем условия для роста внутри компании. Если не лениться и проявлять себя, то можно многого добиться. Среди наших топ-менеджеров немало тех, кто прошел весь карьерный путь внутри группы компаний. Приходили к нам стажерами, помощником менеджеров, а в итоге становились исполнительными директорами, руководителями дилерских центров. На мой взгляд, основное, что должен делать бизнес – ценить кадры. Можно каждые 2-3 года нанимать новых сотрудников, но гораздо эффективнее вкладывать в действующих сотрудников, способствовать росту их профессионализма, холить их и лелеять. Все это создает благоприятный моральный климат и уверенность в завтрашнем дне. Для нас это очевидно. У нас семейная компания, поэтому и подход у нас тоже соответствующий.

«Самое ценное в автобизнесе – не здания, а кадры» - Фото

Какой сибирский дилер Hyundai был признан лучшим по продажам по итогам 2020 года?

– Зарубежом семейный бизнес в автодилерской сфере – очень распространенное явление, но для России все же редкость. В нашей стране все же бизнес часто строится не для дальнейшей передачи наследникам, а для своевременной продажи, учитывая значительную волатильность рынка.

У большинства людей, которые занимаются автобизнесом, подход заключается в том, чтобы вовремя и подороже продастся. Когда ваш бизнес приобретают, то его хотят окупить за 3-5 лет. Но в России этот бизнес недооценен. На Западе дилерский бизнес оценивается за 9-12 EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации — «КС»), а в России 3-5 EBITDA. В таких условиях продажа бизнеса, на мой взгляд, может быть обусловлена только какими-либо обстоятельствами. И это еще один аргумент для того, чтобы строить бизнес вдолгую. Если речь о семейном бизнесе, то вы ориентируетесь не на то, чтобы накачать показатели компании и потом продаться более крупному игроку, а на то, чтобы клиенты покупали у вас автомобили и обслуживали их, а потом это делали их дети и внуки.

Какие цели и задачи ГК «Сибинпэкс» ставит перед собой на 2022-ой год с точки зрения продаж и портфеля брендов?

– Мы рассчитываем вырасти на 10-15% в сравнении с 2021 годом. Будем поступательно двигаться вперед и уже начали строительство двух новых дилерских центров в Кемерове, а также купили автосалон в Новокузнецке. Один из них мы планируем сдать в марте-апреле 2022 года, второй — на пару месяцев позже. Речь идет о марках из нашего действующего портфеля – Audi, HAVAL и еще одном бренде, который я пока не готов публично называть.

– Если говорить про бренд Audi, то сейчас марка помимо Кемерова официально еще представлена только в трех городах Сибири, при этом в Красноярске салон был построен еще в 2004 году, а в Новосибирске речь вообще пока не шла о строительстве, и дилерский центр не является отдельно стоящим зданием. Чем обусловено ваше решение о строительстве салона Audi именно в текущих условиях?

– Наличие полнофункциональных салонов как по Audi, так и по HAVAL – это и удобство для покупателей, и возможность получить все необходимые услуги. Мы очень довольны сотрудничеством с обоими этими брендами. С Audi мы работаем уже более 10 лет – у марки очень хорошая политика по сервису, высокая степень удовлетворенности клиентов. В случае с Audi наличие нового салона к тому же позволит нам продавать линейку электрокаров e-tron. Поэтому все это, прежде всего, обеспечит более высокий уровень представления бренда и позволит познакомить клиентов с последними достижениями и технологиями Audi.
Мы
продолжаем курс на развитие, но с пониманием, что в центре всех наших процессов должен быть клиент, удобство покупки и обслуживания автомобиля.

ГК «Сибинпэкс»

г. Кемерово, ул. Тухачевского, 63, +7 (3842) 48‒10‒10 (Volkswagen), 7 (3842) 72‒72‒72 (Haval)

г. Кемерово, ул. Волгоградская, 49, +7 (3842) 77‒30‒08 (Сервисный центр)

г. Кемерово, пр. Октябрьский, 2А, +7 (3842) 45‒01‒06 (Hyundai), +7 (3842) 52‒22‒66 (Skoda)

г. Кемерово, пр. Октябрьский, 2В, +7 (3842) 45‒02‒02 (Renault), +7 (3842) 34‒66‒66 (Mazda)

г. Кемерово, ул. 50 лет Октября, 11, +7 (3842) 39‒05‒65 (Audi)

г. Новокузнецк («Сибмоторс»), ул. Димитрова, 38, +7 (3843) 40‒44‒45

г. Новосибирск («Сибтрансавто»), ул Петухова 17 +7 (383) 325-30-30

https://sibinpex.ru

На правах рекламы

18+


Оставляйте заявку на вступление в нашу специализированную Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой отрасли.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ