Свободная и мобильная: эксперты обсудили будущее торговли

В Новосибирске со 2 по 4 декабря прошел III Новосибирский торговый форум. Обсудить проблемы и перспективы развития отрасли приехали эксперты и представители брендов из 11 регионов России. «Континент Сибирь» сформировал обзор топ-направлений, которые обсуждались на форуме.

В официальном открытии форума «Торговля Offline-Online» приняли участие заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка, директор департамента развития внутренней торговли министерства промышленности и торговли Российской Федерации Никита Кузнецов, президент Ассоциации малоформатной торговли России Владлен Максимов, министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрей Гончаров. Деловая программа форума была выстроена довольно динамично и затрагивала практически весь круг вопросов, касающихся торговли, от оптовых рынков до электронной коммерции (e-commerce).

Новосибирская область, по словам президента Ассоциации малоформатной торговли России Владлена Максимова, входит в десятку лучших регионов с точки зрения госрегулирования и развития торговых форматов. «Поэтому проведение торгового форума в Новосибирске – это не просто разговоры, это обмен опытом и лучшими практиками. Это та самая работа, из которой рождаются дальнейшие решения. И мы стараемся на территории всей России как-то экстраполировать, развивать то лучшее, что здесь рождается», – отметил эксперт, отвечая на вопрос «Континента Сибирь».

В структуре валового регионального продукта (ВРП) Новосибирской области потребительский рынок занимает 16%. В регионе 33 тысячи торговых объектов, из них 12,5 тысяч стационарных розничных, 2,5 тысячи общедоступных предприятий общественного питания и порядка 1000 – оптовой торговли. В Новосибирской области в два раза превышен общероссийский норматив (570 кв. м) по количеству торговых площадей на 1000 жителей (в регионе – 1189 кв. м). Как рассказал министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрей Гончаров, отрасль торговли – лидер по обеспечению занятости населения. В этой сфере работает 264 тысячи человек (17% занятых в экономике Новосибирской области). За 9 месяцев 2021 года оборот оптовой торговли составил 1 трлн 313 млрд рублей, розничной – 472 млрд рублей. Оборот в сфере общепита за этот же период – 24 млрд рублей, что составляет 128% к аналогичному периоду прошлого года.

Гончаров
По словам Андрея Гончарова отрасль торговли – лидер по обеспечению занятости населения

Уйдет ли торговля в онлайн?

Как отметил в своём выступлении директор департамента развития внутренней торговли министерства промышленности и торговли РФ Никита Кузнецов, сегодня онлайн-торговля развивается огромными темпами. Этому способствовал искусственный драйвер – ограничения, вызванные пандемией. И как любой искусственный рост он не может быть долговечным. Однако, несмотря на рывок, доля онлайн-торговли в России еще не достигла даже 10%. По-мнению Никиты Кузнецова, в ближайшие 10 лет она должна увеличиться до 20%. «Традиционный торговый формат сохранится, но будет трансформироваться. Целиком в онлайн-торговлю могут уйти только ограниченные группы товаров», – сказал эксперт и добавил, что в России онлайн-торговля развивается быстрее, чем за рубежом, где традиционная торговля удерживает сильные позиции.

Кузнецов
Никита Кузнецов (на фото в центре) рассказал о том, сколько новых рынков может появиться в регионе в ближайшие годы

По словам руководителя отдела развития электронной торговли, общественного питания и бытовых услуг департамента развития внутренней торговли министерства промышленности и торговли РФ Марины Садыки, Новосибирская область занимает первое место среди регионов (не считая Москвы) по доле интернет-торговли – 8% от общего оборота розничной торговли (за 2020 год доля выросла на 3%). Для сравнения в Санкт-Петербурге электронная коммерция занимает 7%. На одного человека в Новосибирской области приходится 8,6 онлайн-заказов, между тем в среднем по России – 5,2 онлайн-заказа. Марина Садыки объяснила рост интернет-торговли эффектом низкой базы. В Европе и США доля этого вида торговли уже достигла 20%. Эксперт предположила, что e-commerce в России после скачка будет развиваться и дальше, так как для этого есть не только предпосылки, но и условия – развитие распределительных центров маркет-плейсов, небольшое количество продавцов на электронных торговых площадках, а также растущий интерес населения к покупкам в интернете.

Эти тезисы подтвердил GR-директор Яндекс.Маркет Артем Глущенко. По его данным, в первую волну коронавирусных ограничений объем покупок на площадке вырос на 300%. В этом году только в третьем квартале по сравнению с тем же периодом 2020 года рост оборота Яндекс.Еда, Яндекс.Маркет и Яндекс.Лавка составил 214% (42 млрд рублей). Доля сторонних продавцов увеличилась до 78%. Количество наименований товаров приблизилось к 21 млн. Всего же продавцов за этот период выросло на 178%. 1 августа был открыт первый логистический центр Яндекс.Маркета в Новосибирске, и количество местных продавцов выросло до 230.

Рынки как культурный код

В прошлом году на Торговом форуме в Новосибирске обсуждали проект Концепции развития оптовых продовольственных рынков. И вот в сентябре этого года она была утверждена правительством РФ. «Правительство озаботилось этой проблемой, потому что в нашей стране практически отсутствует звено оптовых рынков, – рассказал Никита Кузнецов. – Это привело к тому, что, например, в затратах на так называемый борщевой набор издержки составляют у нас 60%, а в Европе и США – 30 процентов. Там существует 2 глобальных пути оптового движения. Первый – это торговые сети с собственными распределительными центрами. И второй путь – оптовые продовольственные рынки, рассчитанные на сетевую розницу и сферу HoReCa». В России второй сегмент практически отсутствует.

SPAR

На месте «Гиганта» на Бердском шоссе в Новосибирске откроется гипермаркет INTERSPAR

По словам Кузнецова, концепция предполагает, что рядом с крупными городами обязательно должны возникнуть оптовые продовольственные рынки. На них будет организована мелкооптовая торговля, где будут приобретать товар предприниматели, рынки-ярмарки, а также кафе, рестораны и гостиницы. Сейчас в стране единицы оптовых продовольственных рынков, поэтому концепция подразумевает создание новых площадок, а также развитие действующих. «Мы должны вернуть недостающее звено в доставке до потребителя скоропортящегося продукта. Во всём мире 50% оборота «фрэша» идет через оптовые рынки. Это не склады и не распределительные центры. Это рынок, где оптовые покупатели – профессиональные участники. Рынки позволяют резко ускорить оборот свежей продукции, сократить цепочку посредников и другие издержки», – отметил директор департамента развития внутренней торговли министерства промышленности и торговли РФ.

Новосибирск и в этом сегменте относится к числу городов, с которых, по мнению представителей минпромторга РФ, следует брать пример. Здесь работает несколько оптовых продовольственных рынков. Один из старейших – Хилокский. Его годовой оборот, по словам министра Андрея Гончарова, 250 тысяч тонн. В прошлом году в Новосибирскую область пришел новый игрок – РусАгроМаркет.

Александров
По словам Алексея Александрова (на фото слева) принятие концепции по оптовым продовольственным рынкам – это лишь начало развития рыночной торговли в стране

Как заметил заместитель директора ТЦ «Хилокский», председатель РОО «Союз поддержки и развития оптовых и розничных рынков Новосибирской области» Алексей Александров, эти компании – не прямые конкуренты. Но и собственно конкуренции представитель «Хилокского» не опасается, потому что от этого выиграет только потребитель. По его словам, принятие концепции по оптовым продовольственным рынкам – это лишь начало развития рыночной торговли в стране. «Рынки районные, микрорынки и ярмарки – это в нашем культурном коде, надо это направление развивать и следующим шагом должно стать совершенствование правого поля, особенно в части торговли внутри стран Таможенного союза и ЕАЭС», – отметил Алексей Александров.

Главный управляющий директор ООО «РУСАГРОМАРКЕТ-ХОЛДИНГ» Леонид Шляпников рассказал, что сегодня наполняемость распределительного центра в Новосибирске близка к 70%. Компания работает, в том числе с продуктами, требующими особого температурного режима. Основной акцент – на свежих овощах, фруктах, рыбе и мясе. 54% продуктов приобретает сетевая розница. «В Новосибирске мы построили площади, которые позволяют реализовать камерное сезонное хранение и кросс-докинг. Установили линию по автоматической сортировке и очистке товара. Наша цель – создать единую товаропроводящую цепь от поля до прилавка, обеспечить контроль качества, чтобы соответствовать требованиям сетей», – отметил Шляпников.

Бар на колесах

Форматы торговли, связанные со стритфудом –  новое для многих регионов явление. «В Новосибирской области региональный регулятор один из передовых, – считает президент Ассоциации малоформатной торговли России Владлен Максимов. – Мы обсуждаем новосибирский опыт наравне с московским и калининградским на федеральных площадках. Новосибирск входит в 10% регионов, где развиваются все торговые форматы».

Одна из секций на форуме была посвящена мобильной торговле, коллаборации автолавки и стритфуду. О том, может ли быть экономически эффективной и туристически привлекательной торговля «на колёсах», рассказали представители TomYumBar и BarBQ, а также сети «Дядя Дёнер».

Магазин SPAR

«Компания года / Персона года — 2021». Ритейл: выйти в новый регион и увеличить масштабы бизнеса

По словам руководителя ГК «Шеф Проджект» (заведения под брендами TomYumBar, BarBQ) Алексея Макарова, первый фудтрак (кафе-фургон) компания привезла из Москвы где-то года два назад. И он стал настоящим спасением в период локдауна в 2020 году. «В период с 28 марта до середины лета мы не работали, но выручка на фудтраке увеличилась в 12 раз. Это была самая прибыльная наша точка в Новосибирске, очереди стояли», – рассказал Макаров.

Среди плюсов кафе-фургона Алексей Макаров назвал низкие издержки, в том числе на ФОТ, отсутствие зала и официантов, хорошая рентабельность при условии правильной локации и должного трафика, возможность работы 24\7, легкого изменения формата кухни, если она не нашла покупателя. «Если взяли фудтрак и вдруг не пошло, можно пробовать еще и еще. Кроме того, он достаточно ликвиден на вторичном рынке», – отметил эксперт. А еще фудтрак может выступать как рекламный носитель.

Среди минусов – это стоимость кафе-фургона. Она дороже, чем строительство стационарного киоска. Небольшие фудтраки стоят до 3 млн рублей, большие 6-7 млн. Это достаточно крупные инвестиции. Вторая сложность – подключение к сетям. «Чтобы фудтрак работал хорошо, чтобы все было по нормам, нужна вода, электричество и в идеале канализация. Не понимаю, как в этом вопросе взаимодействовать с городом», – пожаловался предприниматель на трудности с выбором и сменой локации. Но тут же добавил, что компания нашла выход – фудтрак ставят на частной земле и решают вопросы с подключением.

Другая сложность – погодные условия. «Главный аргумент, почему мобильная торговля не развивается в Сибири, как в Краснодаре или Сочи, – у нас 6 месяцев зима, которая не позволяет предоставлять услугу полноценно. Но у нас есть пример. Мы в Томске установили фудтрак в Центральном парке рядом с катком, и он зимой тоже работает», – рассказал Алексей Макаров.

торговый форум
Участники форума узнали о новых форматах розничной торговли

Директор по маркетингу и развитию новосибирской сети «Дядя Дёнер» Юлия Шарафудинова напомнила, что первые фудтраки у компании появились еще в 2014 году. В 2019 году «Дядя Дёнер» выиграл всероссийский конкурс как лучший мобильный формат. «Основное направление – это выездная торговля на мероприятия: День города, 9 мая, авиашоу, районные праздники в парках и другие. На фудтраках – сокращенное меню, потому что большой наплыв гостей, и нужны блюда, скорость приготовления которых максимально высокая. Важный момент – работа поваров. У нас во время крупных городских мероприятий работают сотрудники, которые скручивают до 80 дёнеров в час», – поделилась опытом представитель «Дяди Дёнера».

Инвесторы «Дяди Дёнера» обсудят, стоит ли инициировать процедуру банкротства компании

Кроме того, Юлия Шарафудинова рассказала, что фудтраки компания использует на тех локациях, где не совсем уверена в трафике и рентабельности. После того как точка проходит испытание, принимается решение о строительстве стационарного объекта. Также фудтраки используются и в качестве постоянных торговых точек. Сегодня 15 кафе-фургонов работают в малых городах Новосибирской и Кемеровской областей. «Если появляется перспективное место, мы занимаем его фудтраком и успешно работаем. Стоит ли игра свеч? Да, стоит и для стартапа, и для сети. Главное – правильная концепция, диапазон и правильная оценка локации», – отметила Юлия Шарафудинова.

Мобильный объект – это не киоск. Фудтрак дороже в несколько раз и эстетичнее. Фудтраки вполне могут стать элементами туристической инфраструктуры. Примером может служить паркинг фудтраков в Москве в парке Горького. Современная мобильная торговля вопреки устаревшим представлениям вполне может быть украшением города, создавать комфортную ауру на общественных пространствах. Кроме того, быть интересной и с точки зрения бизнеса.

Разнообразие торговых форматов, по мнению Никиты Кузнецова является залогом продовольственной безопасности страны. «Новая розничная точка означает, что появляется около 500 кг продукции. А это 1000 кг продовольствия в оптовом сегменте. Здесь прямая корреляция с ростом количества продовольствия. Чтобы оно было качественным – нужны все форматы. Если где-то произошел сбой, чтобы работал другой канал поставки продовольствия», – отметил в конце торговой сессии представитель минпромторга РФ.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту [email protected] или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ