Илья Поляков: «Стрижам» приписывают всемогущество, но мы ограничиваемся интересами собственного бизнеса»

ГК «Стрижи» в последние несколько лет – один из самых заметных игроков, как на политической арене Новосибирской области, так и на региональном строительном рынке. О том, как далеко простирается влияние группы, насколько глубок конфликт с муниципальной властью, как складываются взаимоотношения с застройщиками Новосибирска и о многом другом «Континент Сибирь» поговорил с заместителем председателя комитета по строительству, ЖКК и тарифам Заксобрания Новосибирской области, председателем совета директоров компании ИЛЬЕЙ ПОЛЯКОВЫМ.

Илья Леонидович, в сентябре в Новосибирске завершилась федеральная избирательная кампания. Было заметно, что прилагались значительные усилия завести её под повестку оценки работы мэрии Новосибирска. Подсчёт голосов показал, что в результате КПРФ усилила свои позиции в Новосибирской области, набрала голосов существенно больше в сравнении с общероссийскими показателями и с выборами 2016 года, хотя и проиграла на одномандатных округах. Анатолий Локоть, вопреки прогнозам доброжелателей, никуда не ушел. С учетом того, что вас считают одним из спонсоров депутата горсовета Игоря Украинцева и интернет-ресурсов, специализирующихся на критике мэрии, насколько перспективным вы считаете продолжение прежней анти-локтевской кампании?

— Слышал, что мне приписывают некую идеологическую роль в кампании по досрочному отзыву мэра с поста. Наверное, кому-то из ближнего круга Анатолия Евгеньевича удобно лепить на людей с независимой позицией ярлыки врагов и объяснять собственные провалы «подрывной» деятельностью оппонентов. На самом деле, я поддержал инициативу моего коллеги Украинцева, с которым вместе мы представляем избирателей Заельцовского района. А он действует на основе многочисленных жалоб горожан. Я считаю, что уровень компетентности действующего мэра в хозяйственных вопросах тормозит развитие города. Это мнение разделяют многие коллеги в Законодательном собрании, но по партийным соображениям они высказывают оценки по-разному. Моя позиция открытая, а спонсорством политических кампаний я не занимаюсь. Да и нелепо предполагать, будто у вала жалоб на мэрию в соцсетях и СМИ может быть какой-то спонсор или координирующий центр. Зачем? Проблемы в городе и без того очевидны, о них, в том числе, регулярно пишет и ваше издание.

Илья Поляков

По поводу результатов КПРФ отмечу, что они в главных показателях не отличаются от 2016 года. Компартия проиграла все четыре одномандатных округа и получила лишь один мандат по списку, как и пять лет назад. Думаю, что результаты деятельности, с которыми нынешний мэр пришёл к 2021 году, ослабили позиции партии. Без Локтя во главе списка коммунисты могли бы набрать больше.

Впрочем, в основе претензий к действующему мэру вопросы не политические, а хозяйственные. Зима, скорее всего, принесёт новые сложности с уборкой снега, весной повторится ситуация нынешнего года с ямами на улицах. И с каждым годом растёт количество горожан, понимающих, что это проблемы не сезонные, а системные. Поэтому предпосылок для снижения критики в адрес мэра со стороны общественности я не вижу. Будет ли это организовано в какое-то движение или инициативу — время покажет.

Готовы ли вы завершить ваш затянувшийся конфликт с мэрией и на каких условиях?

— И как застройщик, и как депутат я постоянно взаимодействую с мэрией по широкому кругу вопросов, требующих конструктивного диалога, решений и согласований. В подавляющем большинстве случаев мы находим взаимопонимание с руководителями структурных подразделений. Какого-то ощущения конфликта у меня нет. Чиновники заинтересованы исполнять требования закона и поддерживать проекты развития, дающие благоприятный резонанс. У нас есть противоречия с некоторыми работниками политического блока мэрии, но это никак не влияет на вопросы повседневной деятельности.

С чем связан рост цен на жилье в Новосибирске?
С чем связан рост цен на жилье в Новосибирске?

В сентябре несколько СМИ опубликовали интервью с Алексеем Джулаем, в котором он выдвигает претензии к «Стрижам» и по поводу выделения земельных участков, и по поводу взаимоотношений с областными и городскими властями, а также условий, на которых компания входит в региональные проекты (по финансированию тех же дорог). Например: «А на инфраструктуру, которая работает на рост капитализации площадки «Стрижей» в Мочище суммарно потрачено около 1,6 миллиарда, на то, что к ним все это будут строить, а не в другие жилмассивы» (РБК). Как вы можете прокомментировать выпады в ваш адрес? С чем, на ваш взгляд, они связаны?

— По поводу, с чем они связаны, я бы предложил обратиться за комментарием к какому-нибудь гештальт-терапевту. Не впервые вижу эту странную ревность к результатам нашей работы в «Стрижах». Но раз уж это нелишний повод для рекламы, напомню, что бывший Карьер Мочище, а ныне микрорайон «Стрижи» действительно стал в Новосибирске территорией опережающего развития. Залогом стали взаимные обязательства девелопера и властей: на каждый бюджетный рубль, вложенный в благоустройство территории, группа компаний «Стрижи» добавляла столько же. За счёт компании построены внутриквартальные проезды и тротуары. За свой счёт мы проектировали социальные объекты и создавали условия для их строительства в кратчайшие сроки. Сейчас жителям микрорайона доступны новые детсады, школа, лыжная база, на сдаче поликлиника, заканчивается проектирование ряда спортивных объектов. Наверное, мы даём кому-то из застройщиков повод для зависти, но зачем высказывать её так явно — я не понимаю.

Илья ПоляковКак вообще складываются ваши взаимоотношения с другими новосибирскими застройщиками? Насколько велика конкуренция между вами? Есть ли в ней плюсы? Какие минусы вы в этом видите?

— У нас много общих интересов с крупными застройщиками, работающими в смежных локациях. Дискомфорта от конкуренции в нынешних условиях мы не чувствуем, а плюсы от сотрудничества достаточно ощутимые. У девелоперов, профессионально развивающих бизнес, одни и те же сдерживающие факторы. Это дефицит земельного ресурса, вопросы по подключениям к сетям, нехватка социальной инфраструктуры, проблемы транспортной доступности. В теории большинство этих вопросов должна решать власть. Фактически же многих решений мы на своём веку не дождёмся, если будем сидеть, сложа руки. В том числе, договариваясь между собой. Например, у «Стрижей» хороший опыт взаимодействия с компанией «Энергомонтаж» в совместном решении инфраструктурных вопросов. Успешно, на мой взгляд, находим общий язык с «Брусникой», с другими уважаемыми компаниями, действующими в единых правилах игры. Конечно, всех нас возмущает ситуация, когда кто-то из участников рынка получает необъяснимые преференции от власти. Известно, что ряд компаний годами не платят аренду в бюджет Новосибирска без каких-либо негативных последствий. К счастью, городские депутаты стали более активны и требовательны в этом вопросе. Надеюсь, что компании, накопившие долги перед бюджетом, или рассчитаются, или уйдут с рынка.

Илья Поляков
Илья Поляков: «Строительные компании вовлечены в политику»

Есть мнение, что именно застройщики инициируют возмущения жителей против строительства того или иного жилого комплекса. Например, вам приписывают, что «Стрижи» были инициаторами возмущения жителей ЖК Кедровый (против «Скандии»). Действительно ли такая практика есть в городе? Как вы прокомментируете слухи о том, что якобы поддерживаете конфликт на ул. Красноярской, где строит компания СМСС?

— Конфликтующие друг с другом девелоперы бросаются камнями в стеклянном доме. Все серьёзные участники рынка понимают, что в разуме таким никто заниматься не станет. Потому что правила одни для всех, и агрессивные действия против конкурента могут вернуться бумерангом. Девелоперские проекты в сложившейся застройке никогда не радуют соседей, всплески недовольства жителей — обычное дело. Но искать общий знаменатель здесь это чистая конспирология, продиктованная, возможно, желанием упростить ситуацию. Надо разбираться, на самом ли деле возмущается общественность или создаётся видимость. Насколько масштабны протесты, в чём подлинные причины волнений. Погружение в проблему позволяет найти решение. У нас в этой части есть некоторый опыт, которым мы, в том числе, делимся с коллегами. И, в частности, с компанией СМСС — у нас хорошие отношения с Анатолием Павловым и его партнёрами, мы помогаем им найти общий язык с общественностью в микрорайоне Аэропорт. У нас полное взаимопонимание с коллегами, так что насчёт интереса к конфликту на Красноярской — это сплетни или чья-то выдумка.

По проекту «Скандии» проблема была в том, что соседи из ЖК «Кедровый» возмутились из-за плотности застройки и этажности первоначального проекта. В конечном счёте, инициативная группа жителей нашла общий язык с застройщиком, который уменьшил плотность и этажность. Я знаком с ситуацией, потому что сам некоторое время жил в «Кедровом», знаю там многих. Но к «Стрижам» эта история никак не относится. Вообще про всемогущество и вездесущность нашей компании распускают много слухов, это лестно, однако всё же должен признаться, что интересы «Стрижей» ограничиваются развитием собственного бизнеса.

Илья ПоляковВ прошлом году «Континент Сибирь» рассказывал, с какими трудностями сталкиваются застройщики Новосибирска, о завышенных требованиях банков, об угрозе невыполнения нацпроекта «Жилье и городская среда». Есть какие-то подвижки в этом направлении? Как сегодня выстраиваются отношения с финансовыми организациями?

– Напомню, что «Стрижи» первыми в Новосибирске начали работать по эскроу-счетам. Как первопроходцы, мы сумели наработать одну из лучших на сегодня практик. Система взаимодействия отрасли с банками отлаживается, но условия работы у коллег разные. В этой части у кого-то есть конкурентные преимущества, у кого-то нет. Безусловно, выживут сильнейшие. Пока непонятно, как нынешняя ситуация скажется на исполнении нацпроекта. Банковские условия лишь одна из проблем. Федеральные и региональные власти корректируют законодательство, чтобы упростить возможности строить много и быстро. В том числе, через механизм комплексного развития территорий. Однако правоприменительной практики пока нет.

Дорога в Новосибирске
Город для людей – значит город для пешеходов, не только для машин

Один из проектов «Стрижей» будет реализован на территории, соседствующей с бывшим городским аэропортом «Северный». Сегодня урегулированы взаимоотношения с Росгвардией, которая эксплуатирует аэропорт? Есть ли у вас проблемы с получением разрешения на строительства на этой территории, и что там будет за проект?

— Здесь мы строим жилой комплекс «Нормандия — Неман», один из наших самых интересных проектов, который, уверен, преобразит историческую застройку микрорайона Аэропорт, сохранив её характерные черты и добавив их современное прочтение. Зная о сложностях, с которыми столкнулись некоторые коллеги в соседних локациях, мы заблаговременно прояснили ситуацию с Росгвардией и получили согласование. Наш проект в стороне от глиссады аэродрома, здесь нет никаких вопросов. Соответствующий документ у нас на руках.

В начале сентября вы поставили подпись под письмом застройщиков в адрес мэра Новосибирска и губернатора Новосибирской области. В своем обращении застройщики просили приостановить строительство ЖК «Легендарный-Северный». Мэр ответил, что не может запретить застройщикам строить. Есть ли какая-то реакция губернатора? Появилась ли рабочая группа, создание которой вы предлагали, чтобы тщательно изучить перспективы проекта и минимизировать негативное влияние на транспортную и инженерную инфраструктуру?

— Рабочая группа будет создана. Параметры обсуждались 21 октября на совещании с участием депутатов Заксобрания и горсовета Новосибирска у первого заместителя председателя правительства Владимира Знаткова. По предварительной договорённости, он же и возглавит рабочую группу, в состав которой войдут руководители строительных, транспортных и социальных подразделений областной и городской властей.

Можно ли назвать это обращение одной из форм конкурентной борьбы застройщиков?

— Если рассуждать с позиции конкуренции, то некоторые подписавшие письмо депутаты представляют компании, конкурирующие между собой. А некоторые вообще никакого отношения к строительству не имеют. Дело не в конкуренции. Я очень уважаю права на частную собственность. Но когда застройщик замахивается на такой беспрецедентно крупный проект, он должен просчитывать последствия для города. Без публичного обсуждения этих вопросов наша мэрия дала добро на застройку колоссальной территории. Этот проект определит вектор развития северной части Новосибирска. Но в какую сторону? Здесь будет больше машин, длиннее пробки, больше очереди в школы и детские сады? Или же вместе с новым жильём здесь появятся новые развязки, дороги, социальные объекты? В Генплане все эти блага заложены. Но в документе не написано, к сожалению, в какие сроки и за чей счёт они появятся. Депутаты обратились, чтобы прояснить этот вопрос, чтобы понять, есть ли ответы у исполнительной власти. Это не вопрос нашего личного интереса — причиной стало беспокойство жителей того же Аэропорта, Родников, Стрижей, Пашино. Сегодняшние проблемы людям предельно ясны, и слухи о строительстве здесь «города в городе» моментально взбудоражили общественность. Нам нужны аргументы, чтобы успокоить людей. Мы договорились обсуждать вопросы в связи с застройкой Северного публично, чтобы СМИ и общественность были в курсе всего. Процесс будет прозрачным, в том числе, чтобы исключить подозрения в конкурентной подоплёке.

как исполняются наказы избирателей
Обещания или конкретные действия: новосибирцы рассказали о наказах депутатам и их исполнении

Как вы относитесь к идее, чтобы на этапе продажи земли муниципалитет закладывал особые условия, например, регламентировал архитектуру, внешний облик фасадов, или создание общественных пространств: парков и скверов?

— Вопрос в профессионализме тех, кто вводит общие параметры и контролирует их. Регламентировать уже построенное и созданное очень сложно. Что касается вновь создаваемых объектов, здесь возможностей больше. К счастью, в Новосибирске уже появляются организации, обладающие высокой квалификацией для качественного мастер-планирования территорий. Первый пример добросовестного мастер-планирования — СмартСити между Академгородком и Кольцово. Следующим может стать территория Военного городка в Октябрьском районе. Другие крупные города вовсю применяют этот инструмент, позволяющий уйти от проблемы хаотичной застройки. К слову, мастер-планирование было бы более чем уместно в подходе к освоению территории бывшего аэропорта. Мы должны прийти к тому, что вся застройка Новосибирска должна осуществляться на основе мастер-планирования, утверждённого градостроительным советом. Нужно разработать и утвердить паспорта улиц, включающие архитектурную концепцию застройки. Целесообразно вернуть процедуру согласования проектов с главным архитектором, а знаковые и центральные согласовывать на градостроительном совете, которому пора вернуть полномочия рабочего, а не декоративного органа.

Каких, на ваш взгляд, нормативных актов не хватает, чтобы город активно застраивался и выглядел при этом оригинально?

— Необходимо провести внутри городской черты анализ на предмет определения территорий, подходящих для реновации. При этом надо учитывать не только фактическую возможность, но и экономическую обоснованность. Нужно выявить все свободные земельные участки и изъять их в случае, если строительство не осуществляется более 5 лет. В том числе это относится к брошенным недостроям.

Нужно сократить сроки и процедуры межведомственного согласования, как на этапе подготовки земельных участков, так и на этапе реализации строительных проектов.

Надо принять четкие регламенты по всем процедурам, связанным с подготовкой, формированием земельных участков и их застройкой. С четкими сроками и ответственностью за их нарушение. Сегодня большое количество проектов тормозится именно по причине затягивания сроков при подготовке земельных участков. Например, вместо 3 месяцев проекты межевания готовятся 6–12 месяцев. Имеются факты различного понимания правовых норм среди специалистов и лиц, принимающих решения на различных этапах подготовки документов.

Городу нужны долгосрочные программы по строительству социальных и инфраструктурных объектов. Их строительство должно осуществляться параллельно строительству жилья. Существующие программы сейчас фактически не увязаны с жилищным строительством.

Оригинальности у нас в строительстве хватает, но больше в аспекте неуправляемого хаоса. На мой взгляд, правильней говорить об индивидуальности, продуманности застройки города и создания среды для комфортного проживания. Пора уже поставить вопрос о запрете массовой застройки безликими панельными массивами домов. Надо сформулировать чёткое определение точечной застройке и ввести жесткие ограничения для неё. Нужно прекратить предоставлять застройщикам возможности отклонения от действующих правил. Новосибирцы заслуживают и красивого и удобного жилья, и комфортных территорий и объектов для отдыха и досуга, и хорошей дорожной и транспортной инфраструктуры, и достаточной обеспеченности социальными объектами.

Илья Поляков
Илья Поляков: «Важно быть избранным от округа, развитие которого продвигаешь»

Какие ЖК, построенные за последние годы, вам самому нравятся как объекты, реально украшающие город, формирующие его современный облик?

– К счастью, в Новосибирске есть неравнодушные девелоперы, заботящиеся об эстетике строительства. Мне нравится ряд объектов Владислава Крючкова. Высокий уровень показывает строительная компания «Русь». Из объектов «Стрижей», отмеченных премиями профессионального сообщества, хочу выделить «Онегу» и «Эволюцию» — по-настоящему интересные жилые комплексы с нестандартными архитектурными и ландшафтными решениями.

На страницах «Континента Сибирь» высказывалась точка зрения, что проблемы городского хозяйства в Новосибирске сводятся к недофинансированию с областного уровня. Как бы вы это прокомментировали?

– Нам с коллегами-депутатами в Заксобрании приходится слушать о недофинансировании каждый раз, когда встают вопросы о проблемах в городском хозяйстве. Нынешним летом губернатор Андрей Травников публично разобрал ситуацию с бюджетными отчислениями области городу. В сравнении с похожими региональными столицами у нас нет никакой финансовой дискриминации областного центра. Более того, редко бывает так, чтобы правки в бюджет региона, обусловленные ростом доходов, обходились без внеплановых субсидий городу. В то же время мы видим проблемы с администрированием доходов городской администрации. Долги за аренду земли только растут, счёт на миллиарды. В городе задействован далеко не полный перечень федеральных программ, позволяющих привлекать дополнительные средства из Москвы. Много вопросов и в части эффективности расходов. Сколько раз рекомендовали чиновникам перевести вопросы содержания города на аутсорс, чтобы повысить качество и снизить издержки — никакого отклика. Все крупные инвестиционные проекты и ГЧП-проекты, реализуемые в Новосибирске, проходят через областную власть и региональное Агентство инвестиционного развития. Это говорит о низком интересе мэрии к сотрудничеству с бизнесом. Надо менять подходы, заклинания о недофинансировании не работают.

Кого вы считали оптимальным кандидатом на пост мэра, если бы вдруг Анатолий Локоть ушел в Госдуму? Какую схему управления города вы считаете правильной — выборы мэра всем населением, назначение его губернатором и горсоветом, схема сити-менеджера?

– Я за прямые выборы. Фамилий не назову, но мне кажется, уже многие могли оценить эксперимент, что бывает, когда ответственность за решение хозяйственных вопросов достаётся неподготовленному политику от оппозиционной партии. Локоть многое сделал, чтобы казаться своим в вертикали власти, договорился с «Единой Россией» — и всё равно в Москве на Новосибирск смотрят как на «красный» город. Это сказывается на ресурсах и возможностях, которые город получает от федерального центра. В интересах городского развития нам был бы полезней всего мэр беспартийный, равноудалённый (или равноприближённый) ко всем политическим силам, способный заниматься хозяйственными проблемами без зависимости от идеологии, знамён, штампов, партийных интересов. Это должен быть специалист, по-настоящему стремящийся работать мэром, отдающий себе трезвый отчёт насчёт масштаба и «вредности» этой работы и готовый к ней. Нам нужен управленец высокого уровня, с большим хозяйственным опытом. Если он будет разбираться в коммунальных вопросах лучше, чем в политике, город только выиграет.

Губернатор Андрей Травников сообщил о планах подготовки к избирательной кампании 2023 года. Предыдущая избирательная кампания была договорной, в результате «пакта» мэр и губернатор условно поделили сферы влияния, что привело к многообразным последствиям в экономической и политической сферах. Как, на ваш взгляд, будут складываться их отношения в преддверии 2023 года? Кто может стать реальным соперником Травникова в борьбе за губернаторский пост?

— Губернатору было бы несложно продлить действие пакта, но это принесёт ему скорее больше минусов, чем плюсов. Договорённости, аналогичные заключенным в 2018 году, сейчас будут восприняты как готовность Травникова взять на себя ответственность за низкую эффективность Локтя. Соответственно, вся критика, которая сейчас направлена на руководство города, будет экстраполироваться на региональное руководство. А фактор протестного голосования весьма существенный. Поэтому вряд ли мы увидим 100%-ное копирование былого пакта. Но в какой-то форме договорённости возможны. Не в интересах коммунистов идти в лобовое столкновение с действующим губернатором. Думаю, что и другие системные партии будут искать компромиссы. В сегодняшней ситуации в Новосибирске я не вижу реальных соперников Травникову.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ