Новосибирский ученый рассказал о генах, которые защищают от коронавируса

Научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, кандидат биологических наук Сергей Седых прокомментировал «Континенту Сибирь» данные о том, что «неандертальские» гены человека помогают легче перенести коронавирусную инфекцию.

Как рассказал эксперт, неандертальские гены, точнее, полиморфизмы определенных генов, унаследованные нами от неандертальцев, влияют на вероятность тяжелого протекания COVID-19. В 2020–2021 году был опубликован ряд статей в ведущих научных изданиях, в том числе в журнале Nature. Например, авторы одной из недавних работ показали, что участок двенадцатой хромосомы человека, наследуемый от неандертальцев, вымерших 40 тысяч лет назад, на 22% снижает риск тяжелого развития COVID-19. Этот участок представлен у жителей многих жителей планеты, за пределами Африки.

«Этот участок содержит белки, которые активируют ферменты, играющие важную роль в патогенезе РНК-вирусных инфекций, в том числе, COVID-19. Несколько лет назад я прошел генетическое тестирование и сейчас проверил – у меня есть эти «неандертальские» варианты. Вообще оказалось, что у меня на 97% больше генов неандертальцев, чем у пользователей сервиса 23andMe, который занимается анализом этих данных. Следует понимать, что «не все неандертальские гены одинаково полезны». В более ранней работе в 2020 году эта же группа ученых показала, что участок третьей хромосомы содержит гены, также наследуемые от неандертальцев, которые наоборот, увеличивают вероятность развития легочной недостаточности», — поделился ученый.

По его словам, количество людей, несущих в том в своем геноме гены неандертальцев в разных странах значительно отличается. Более часто такие гены встречаются в Азии, реже – в странах Европы. Сергей Седых уточнил, что в настоящее время трудно сказать, является ли именно этот фактор причиной того, что волны пандемии новой коронавирусной инфекции в России не всегда совпадают с другими странами, как правило, запаздывают, сдвигаются на более поздний срок.

«Однако, странно считать, что если в России волна не началась синхронно с Китаем, Индией или Бразилией – то и не начнется. Если бы, условно, у нас было неограниченное количество вакцины, конечно, к настоящему времени мы бы больше людей привили. Но возможности производства вакцины, к сожалению, ограничены в том числе и тем, что никогда у нас производство нового препарата в таком количестве никогда проводилось. Стоит ли рассчитывать на то, что нас защитит от COVID-19 генетическое наследие предков? Вряд ли. Я сам и мои родственники уже вакцинировались в январе-феврале вакциной Спутник V и в ближайшее время планируем ревакцинироваться», — добавил собеседник издания.

Напомним, что ранее Сергей Седых рассказывал «Континенту Сибирь», как проходит третья волна коронавиуса в Новосибирске, и пройден ли уже пик заболеваемости.