Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»

Греческие философы и русские цари личным примером взращивали культуру городской прогулки. Достигая в ходе моционов и бесед внутренней гармонии, элиты прошлого проецировали её на местность. И эта местность преображалось в достойное элит культурное пространство. «Континент Сибирь» предполагает, что сегодняшние ответственные и влиятельные люди Новосибирска обладают не меньшей созидательной силой. Интервью с председателем Новосибирского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» и генеральным директором АО «Новосибирскхлебопродукт» Сергеем Соколовым открывает цикл бесед-прогулок по Новосибирску настоящего, которые позволят нам вспомнить о Новосибирске прошлого и понять, как гармонично выстроить Новосибирск будущего.

— Сергей Львович, как вы и предлагали, мы с вами встретились в «тихом центре» Новосибирска, на перекрёстке улиц Урицкого и Депутатской. Дальнейший выбор маршрута также за вами. Давайте прогуляемся по местам, которые вам нравятся, и поговорим о том, как они менялись с годами, как развивался Новосибирск. Об архитектуре нашего города, существующих и перспективных прогулочных зонах, состоянии дорог и тротуаров. Как вы на это смотрите?

— Очень хорошо, давайте так и поступим. Начнём нашу прогулку отсюда, а закончим  у здания обладминистрации, по адресу Красный проспект 18.

Сергей Соколов на ул. Депутатская
ул. Депутатская

Обратите внимание на саму улицу Депутатскую! Очень любопытно сравнить этот рубеж веков, который мы наблюдаем здесь по сторонам дороги. Вот эти дома – Депутатская 15А и Урицкого 23 к 1 – построены не ранее первой половины XX века.

— Пленные немцы один из них строили.

— Да. А по другую сторону дороги от этих домов стеклянное и довольно неуклюжее современное здание, которое вряд ли простоит столько же, сколько эти два дома. В силу своего качества.

Ведь раньше как было? Любое строительство оценивалось по количеству освоенных средств. Чем больше – тем лучше. Тем лучше начальник. Как следствие – люди думали об эстетике архитектурного объекта, его долговечности. А сегодня хороший начальник – тот, кто больше сэкономил при строительстве. И это часто дурно отражается на качестве постройки.

Плюс вот это дурновкусие – воткнуть здание из стекла и бетона, обшитое пластиковыми панелями, в квартал зданий совершенно другого стиля, «сталинского ампира», например. В этом смысле мы сейчас как раз стоим в месте, являющим собой, к сожалению, типичный Новосибирск.

На мой взгляд, бизнес-центры современного футуристичного вида имеют право на жизнь. Но они должны быть сгруппированы в какой-то одной локации, а их строительство должно обусловливаться наличием соответствующей деловой активности. Я понимаю, когда строится Москва-сити. Это целый комплекс зданий. И там действительно кипит деловая жизнь. А вот у нас в Новосибирске нет такого количества встреч и сделок, сколько понастроено бизнес-центров. Да ещё и расположены они вкраплениями в совсем иную застройку. Там где удалось «урвать» участок.

— А у вас эта улица связана с какими-то личными воспоминаниями?

— Нет. Я всю жизнь жил на левом берегу. Но на левом берегу, в силу особенностей развития Правобережья и Левобережья Новосибирска, кроме площади Станиславского, наверное, нет такого места, которое интересно было бы посмотреть, и которое всем всё рассказало бы об истории нашего города. Поэтому мне всегда нравилось приезжать гулять в эти места. Здесь хоть и центр, но тихий.

Сергей Соколов
ул. Депутатская

Когда советское руководство продумывало здешнюю планировку, в этих местах селили руководство города, значимых людей. Тогда элита не отрывалась от народа в Сосновом бору. Там она, может быть, летом отдыхала. А в остальное время жила здесь. На улице Чаплыгина 57 до сих пор живёт Иван Иванович Индинок. При всех его заслугах и регалиях.

В таком подходе было сразу несколько смыслов. Весь центр обживался, окультуривался. До своих рабочих мест руководители ходили, прогуливались, потому что от дома им идти было совсем близко. Машины не гоняли. И меня всегда притягивало такое единство управления с «землёй».

Виктор Толоконский - интервью
Как трансформировать развитие инновационной экономики в развитие территории?

— Как вы сюда добирались? Ведь до появления метро в городе с левого берега сюда ехать или отсюда на левый берег двигаться – это была целая история. Часа полтора дороги.

— До 1991 года от Юго-Западного жилмассива до старого автовокзала через Октябрьский мост ходил трамвай. Я на нём ездил. 45 минут дорога занимала.

Потом, когда начали считать пассажиропоток метро, выяснили, что его частично трамвай отбирает. И во время реконструкции Октябрьского моста трамвайные пути убрали, чтобы у метро было больше пассажиров. А маршрут был удобный, интересный.

Вообще, в особенности для Левобережья, где в некоторых местах нет нормальных дорог, трамваи очень актуальны.

— Сергей Львович, как эти места выглядели в 90-е?

— Не было вот этих аляповатых офисных высоток. Уюта было гораздо больше. Потому что, в том числе, не было такого похабного состояния дорог и тротуаров. Когда при всём том, что это город Новосибирск – столица своей области и самый крупный муниципалитет, здесь будто бы Мамай прошёл со всей своей ордой! Это можно было бы допустить на какой-то заводской территории. Но не в «тихом центре».

Идем по ул. Депутатской
Дорожное полотно ул. Депутатской

— Может быть это «музей дорожного строительства под открытым небом»? Специально оставили кусочек, в котором видны все слои – песок, галька, асфальт?

— Это было бы смешно, если бы не было так грустно… И если бы «музей» этот не расползся на весь город.

Но давайте вернёмся к позитивной повестке! Мне всегда нравился вот этот сквер у института водного транспорта (Сибирский государственный университет водного транспорта – «КС»), по которому мы сейчас идём. Или вон там, на Советской, есть музей связи «Ростелекома». Тоже интересное место.

Мне всегда нравилась связь. С точки зрения её метафизики. Она соединяла людей через расстояния. Фактически приглашала к диалогу. Когда Советский Союз строился, потребность в связи была ничуть не меньше, чем сейчас. И просто удивительно бывает читать, как наши предшественники закладывали тогдашние линии связи, телеграфные столбы, декадно-шаговые АТС. Для нас сегодняшних множество разнообразных каналов связи – это обыденность. Но если вдуматься, то эта сфера не чужда своей романтики, своей философии.

— А как вам само здание СГУВТа? Барельефы под крышей? На мой взгляд, оно смотрится весьма симпатично и напоминает собой какой-то петербургский дворец.

— Могу согласиться. В таких монументальных архитектурных решениях зашит глубокий государственнический смысл. Ведь в те года, когда была интенсивная навигация и связь с «северами», роль водного транспорта в Сибири была огромна. Везде были пароходства – томское, новосибирское.

Сергей Соколов о СГУВТ
СГУВТ

По Оби баржи сновали раз в три минуты. И такое здание сразу утверждало важность речного транспорта и соответствующим образом влияло на готовящиеся здесь кадры. Или столь же величественное здание СГУПСа. Сразу показывает значимость железной дороги.

— Продолжая тему зданий, вы могли бы назвать пятёрку лучших на ваш взгляд зданий Новосибирска. Не с точки зрения какого-то политического или экономического смысла, а исключительно в силу того, что они радуют глаз своей архитектурой, дизайном, вызывают какие-то интересные ассоциации?

— Упомянутый ранее СГУПС мне нравится, «стоквартирный» дом, бывшее здание Совнархоза. Институт ФСБ, на углу Красного проспекта и улицы Писарева, который смотрится, как некое продолжение знаменитого здания на Лубянке в Москве. И ещё – здание правительства Новосибирской области. У меня есть его фотография после постройки, года примерно 1934-1935. И с Каменки мимо него через улицу гонят овец. Очень колоритно смотрелось!

Тем более что с обратной стороны дом-комбинат НКВД. Там, где сейчас кабинеты заместителей губернатора, в этом крыле на задах есть отдельна колонна лифтов старенькая. И там ещё недавно по историческим меркам была гостиница и общежитие. Закладывался образ жизни определённый.

Напротив – «дом с часами». Он тоже очень интересный. Ведь тому же Олегу Викторовичу есть что рассказать! Он накопал материала на целую музейную концепцию. И вообще здесь рядом, в большом квадрате, была настоящая концентрация власти и культуры города. Многие здания сохранились сейчас в первозданном облике только в формате постеров. Но горожане же их фотографировали, пытались сохранить хотя бы в таком виде. А значит, чувствовали культурную ценность этих построек.

— Как бы вы оценили дворик консерватории? На него раньше был хороший вид от кинотеатра «Победа».

— Если за скобки вынести все вот эти мешающие глазу строения, то он, конечно, смотрится очень выигрышно. Жаль, что сейчас он огорожен и все дорожки и «козьи тропы» идут мимо.

— Кстати, обратите внимание на старую городскую мостовую, которая видна из-за отсутствия части асфальтового покрытия. Прямо у начала дорожки, ведущей в консерваторский дворик. Вот так недоработки чиновников обнажают историю Новосибирска!

Старая Новосибирская мостовая
Старая мостовая Новосибирска

— Да, я заметил! Интересно, что об этом скажут потомки? Как поймут культурный слой нынешней Новосибирской области?

— Сергей Львович, понятно, что это всё вкусовщина, но вам какой стиль в архитектуре больше импонирует? Сталинский ампир? Конструктивизм? Возле каких зданий Новосибирска гулять приятнее?

— Могу сказать только, что Новосибирск был построен в своё время в лесу. И его органика это всё-таки не стекло и металл. Вот возле зданий из стекла и металла мне точно гулять не нравится. А остальные стили, на мой взгляд, в наш город вписываются вполне органично.

ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ
«Значимость Музея конструктивизма в Новосибирске очевидна, но почему-то не находит отклика у тех, кто мог бы помочь в её реализации»

— Мы в нашем движении совершенно случайно оказались возле одного из культурно-исторических объектов, которые украшают город – аллеи связистов имени Никулина. Созданной в память о первом гендиректоре «Сибирьтелекома». Вам она нравится?

— Да, нравится. Я уже говорил сегодня о связи. И этот парк напоминает нам о трудовом подвиге связистов. Думаю, даже стоит развить эту мысль, это направление.

Такой по смыслу сквер хорошо бы сделать в память о транспортниках, о тех, кто прокладывал дороги и налаживал транспортное сообщение там, где их никогда не было, в память о труде селян. Ведь у нас в области в сельской местности почти миллион человек проживает. И их трудовой подвиг достоин увековечивания в городской среде. И не где-то на окраине, а в центре города, в локации с хорошим трафиком. Ведь и городские жители должны знать, что хлеб не на деревьях растёт.

Мне кажется, что муниципалитет у нас должен позаботиться об этом. Создать некий «новосибирский Арбат», где будут вот такие отраслевые скверики. Например, в Томске примерно так делают – чтобы сохранить исторические здания, их переносят поближе друг к другу, группируют по смыслу, создавая кварталы исторической застройки. Сегодня это вполне доступно, есть соответствующие технологии.

Сквер связистов в Новосибирске
Сквер связистов

Или вспомним Иркутск. Там очень интересная локация создана – «130 квартал». Тоже со всего города в одно место собрали исторические здания. Получилась довольно большая зона, где несколько десятков памятников архитектуры соседствуют друг с другом.

И что интересно, под этот квартал сумели выделить место именно на юге исторического центра города, а не где-нибудь на окраине. Потому что его идея позволяет окупать содержание – помимо музейной части там есть и бизнесовая – офисы, гостиница. Если это могут сделать в Иркутске и Томске, то уж Новосибирску и подавно следовало бы являть схожий пример.

— Вспомнил ещё один «отраслевой» сквер. Железнодорожники внесли свой вклад в городскую среду, оформив парк «Городское начало». Памятник первому новосибирскому мосту, памятник императору Александру III. А вот аграрии, получается, действительно не проявили креатива?

— Почему же? В районах области такой креатив встречается. Например, в Кочковском и Доволенском районах я такое видел. Но мы же совсем иной формат обсуждаем – сквер в областном центре. Его явно должна организовывать не сельская администрация, а мэрия Новосибирска или даже областное правительство.

Всё-таки один из наших национальных, русских символов – это хлеб. И труд аграриев региона хорошо бы отметить в какой-то локации Новосибирска. В месте с хорошим трафиком. Например, можно было бы «прокачивать» дальше Михайловскую набережную. Если это будет концептуальное место, которое занимает небольшую площадь, то где-нибудь в продлении набережной его вполне можно вписать в ландшафт.

— Вот, кстати, на выходе из такого замечательного сквера на улицу Советскую опять огромная лужа! Как вам она? Глубина тут, наверное, сантиметров пятнадцать?

— Да я бы сказал, все тридцать, если от края асфальтового покрытия мерить…

— А площадь какая у этого «водоёма»! Можно сказать, его уже пора использовать в народном хозяйстве. Начать рыбу разводить… Вот, где бы прогуляться мэру.

Огромная лужа возле консерватории
Лужа у памятника Глинке

— Продолжая шутку – можно сделать картонную фигуру мэра с линейкой и померить ею, сколько здесь до дна – по щиколотку или по колено.

Ну а если серьёзно, такое безобразное состояние дорог и тротуаров весь вид портит. Если бы мы с этой стороны в сквер связистов заходили, я бы, наверное, прошёл мимо. Из-за этой лужи.

Я понимаю и правду мэра в плане бюджетных ограничений. Но уж хотя бы центр города можно было бы содержать в порядке. Понятно, что весь город одновременно к идеалу не привести. Но я считаю, что хотя бы «тихий центр» можно всегда держать в образцовом порядке и предъявлять горожанам и гостям, как «визитную карточку» Новосибирска. Тем более что именно в этом районе и правительство региона находится, и сама мэрия.

— Сергей Львович, в публикации, ставшей поводом к нашему интервью в формате прогулки, высказывалась мысль о том, что лучший променад – это прогулка по некоему кольцеобразному, замкнутому маршруту. Так гулял знаменитый философ Аристотель. Так гуляли русские цари. В Новосибирске есть такие маршруты? Достаточно ли их? Насколько они продуманы и удобны для моционов? Как вы считаете?

— Я знаю, что музей Новосибирска разработал ряд пеших маршрутов по центру города. Возможно, они как раз замкнутые. По крайней мере, Елена Михайловна Щукина иногда приглашает меня прогуляться по ним. Пока я лично в экскурсиях по этим маршрутам участия не принимал, так что не мог оценить удобство прогулки по ним и не знаю, насколько их много. Но это было бы интересно! Маршруты музея привязаны к памятникам архитектуры, достопримечательностям, историческим личностям. Я собираюсь сходить.

Мы с музеем Новосибирска сотрудничаем. Расскажу немного об этом. В 2021 году исполнилось 10 лет следственному комитету. И я, как член его общественного совета, взял на себя заинтересовавшую меня задачу по организации «Музея истории следствия Новосибирской области». Мы его создали вместе с музеем Новосибирска. Делали изыскания – где в городе жил первый следователь, кем он был. На улице Чаплыгина были и его жилище, и контора. Ещё дореволюционные.

А вообще, когда мы погрузились в изучение древних актов, то обнаружили, что первое судебное дело на территории современной Новосибирской области было рассмотрено в 1706 году. Был осуждён томский воевода за контрабандную торговлю с Манчжурией.

Бывший дом купца Крюкова
Дом купца Крюкова

Но давайте вернёмся к основной нашей теме. Вот это здание, на пересечении Советской и Максима Горького, в котором расположен ресторан «La Maison», тоже всегда меня привлекало.

— Это же был некогда купеческий особняк? Дом Крюкова? Кладка кирпичная выглядит очень качественной. Думаю, такой дом лет триста ещё простоит при должном уходе.

— Да, заметьте, что в начале своей истории и Новосибирск и Новосибирская область славились своими деловыми людьми. Они были прогрессорами. Двигателями общественной жизни. И школы строили, и богоугодные заведения, и вот такие красивые жилые дома. Которые некогда были национализированы и сегодня являются частью областного имущества, памятниками архитектуры.

— Интересно, есть ли потомки у этого Крюкова?

— Я думаю есть. Вопрос, есть ли у них права на этот дом? Может быть, и востребуют когда-нибудь.

— А как вам соседнее здание? Здесь располагался «Сибирский гуманитарный институт». Оно же было построено в девяностые годы. Но в какой-то попытке выдержать стилевое единство. Как вы считаете?

— Согласен. Здесь весьма похвальна ответственность инвестора, застройщика. Потому что в те годы его вряд ли кто-то сильно понуждал выравнивать архитектурный стиль с купеческим домом. Но человек, видимо, обладал вкусом и исторической памятью.

Вот посмотрите на здание через дорогу – опять какая-то башня, обшитая пластиковыми панелями. Которая ни с этими двумя объектами не сочетается по стилю, ни с вот тем домом, к которому пристроена вплотную.

— Где вывеска «Банк Акцепт»?

— Да, а вот с нашей стороны улицы дом Крюкова и это здание института прямо гармонично сошлись. Дворик такой уютный получился. И главное, что второе из зданий не советская власть уже строила, а бизнес. Бизнес, видящий свою ответственность перед будущими поколениями.

Бывшие дом купца Крюкова и «Сибирский гуманитарный институт»
Дом купца Крюкова и бывший «Сибирский гуманитарный институт»

— Вы уже немного затронули тему того, в чём на ваш взгляд Новосибирск нуждается в плане модификации городской среды. Сквер аграриев с первыми советскими тракторами и сельхозтехникой – это отличная идея. А что ещё вам видится, так скажем, в «Новосибирске будущего»?

— На мой взгляд, учитывая социальную активность горожан, напрашивается идея «Новосибирского Гайд-парка». У нас нет клапана, который постоянно бы стравливал пар из котла общественного недовольства. При изменении тарифов на ЖКХ или других подобных моментах. Потому что людям надо высказываться. И нужно тренироваться и уметь делать это культурно.

Поэтому, если бы в Новосибирске появилась некая площадка, подобная лондонскому Гайд-парку, куда человек мог бы приходить выражать своё мнение и отношение к жизни, это было бы благотворно для города. Я даже не говорю только о негативе. Можно ведь и стихи вслух читать. И высказывать какие-то профессиональные суждения. Или приходить в поддержку действий власти, как это было на площадке перед ГПНТБ во время присоединения Крыма к России.

И хорошо бы, чтобы таким местом был именно парк. Чтобы улицы и площади толпами не перекрывать. Да и приятнее в парке собираться. У нас же город во многом высокоинтеллектуальный. И Академгородок здесь. И множество учебных заведений. Так что такой парк послужил бы культурному росту новосибирцев. Опять же, властям любого уровня гораздо проще было бы мониторить настроения горожан, если бы все пикеты, собрания и выступления приходились бы на единое, всем известнее место.

— А где вы видите эту площадку?

— Например, в Нарымском сквере, как символ того, что горожане некогда отстояли от застройки эту дорогую им зелёную зону.

— Давайте отойдём с дороги, вон как несутся электросамокатчики! Вот, кстати, весьма актуальная для города проблема – цивилизовать пользователей электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности. Как это сделать, есть у вас понимание?

— Модерация, безусловно, здесь должна быть. Но, наверное, вот этот момент как раз весьма показателен. Технологии развиваются. С учётом этих технологий бизнес предлагает  новые сервисы. Тот же прокат электросамокатов. И город должен иметь резервные территории, чтобы адекватно отвечать на потребности бизнеса в предоставлении проката чего-либо и потребности горожан в пользовании такими услугами.

Электросамокаты едут по разбитому тротуару
Электросамокаты в «тихом центре»

— Можете уточнить вашу мысль? Вы имеете в виду определённые маршруты, где будут выделенные части тротуара наподобие велодорожек и обозначенные особыми знаками их пересечения с автодорогами? Так это должно быть организовано? Или же как отдельные зоны, вроде тех же парков, внутри которых кататься можно, но за границы которых выезжать нельзя?

— Думаю, здесь нужно реально смотреть на вещи и отталкиваться от бюджета города. А он позволить себе выделение велодорожек и такую маршрутизацию не может. Но точно может себе позволить создание отдельных зон, общественных пространств для катания, на границе которых самокат нужно будет оставлять и дальше идти пешком. Хотя бы с этого нужно начать, чтобы упорядочить процесс такого проката. Тем более люди могут накататься, и тогда сегодняшний высокий спрос на электросамокаты упадёт. Куда в этом случае деть выделенные маршруты и велодорожки?

За вариант с зонами для катания уже и статистика по травматизму говорит. Ведь не только пешеходов сбивают электросамокатчики, но и сами часто вылетают под колёса автомобилей. Мне не хотелось бы стать причиной чьей-то гибели на дороге и встать под «меч Фемиды» из-за того, что у нас городом не решены хозяйственные вопросы. И никому из водителей. А со скоростью и незаметностью электросамокатов успеть среагировать на их появление на дороге практически невозможно.

Хотя, в порядке этакой футуристической картины, можно рассмотреть опыт Нью-Йорка. Там есть уже не только велодорожки на улицах, но и специальные дорожки для владельцев гаджетов. Где убраны с дороги любые препятствия, чтобы смотрящие в экран люди ни обо что не бились.

— Сергей Львович, вот ещё один пример проходим показательный – перекрёсток Советской и Коммунистической. Даже исходя из названия улиц мэру-коммунисту стоило бы здесь почаще бывать. А вот посмотрите на тротуар. На эти горы грунта, строительного мусора! Ничего даже не огорожено.

Строительный мусор в центре Новосибирска
Строительный мусор у дома Советская, 7

— Да, вот мы только что про электросамокаты говорили. А у нас же сегодня не то, что на самокате прокатиться сложно по такому изломанному трещинами, изрытому ямами тротуару. Даже людям с ограниченными возможностями на инвалидной коляске тут как проехать? Тоже, кстати, налогоплательщикам, на каковых муниципалитет должен ориентироваться, как на источник своей власти.

— Ещё один актуальный вопрос – судьба Военного городка №17 в Новосибирске. Мэрия на него имеет свои планы. Егор Холмогоров, когда приезжал в Новосибирск с лекцией об архитектуре, высказал идею о необходимости построения на той площадке «новосибирского кремля». Кто-то ещё предлагал там «новосибирский Арбат» сделать. Мегапешеходную зону. Что вы скажете по этой площадке?

— Площадка замечательная, масштабная. Можно сказать даже «лакомая» с учётом того, как растёт и развивается город. Октябрьский район же сегодня один из самых передовых по вводу в эксплуатацию нового жилья, по строительству. Поэтому понятно желание девелоперов туда зайти. И их попытки склонить на свою сторону мнение властей и общества через известные рассказы о том, что строительная отрасль – это мультипликатор развития десятков других отраслей экономики.

Дорога в Новосибирске
Город для людей – значит город для пешеходов, не только для машин

Но я всё же думаю, что в Военном городке нужно развивать комплекс «Россия – моя история», который там есть. Сделать его продолжение.

У нас, к сожалению, абсолютно забыт проект «Музея Покрышкина», который всё к саду Кирова примеряли. Трижды Герой Советского Союза, маршал авиации, великий уроженец Новосибирска. Уже 10-15 лет разговоры о музее идут, а музея нет. И это притом, что даже на федеральном уровне в минкульте уже давали понять, что средства готовы выделить на условиях софинансирования. Вот такой музей можно было бы в Военном городке разместить. И другие подобные проекты.

Сделать музейный комплекс. А лучше симбиоз музейного комплекса с какой-то бизнес составляющей, которая его будет содержать. Но в таких же исторических зданиях, в той же стилистике. Подобно 130 кварталу в Иркутске, который я уже упоминал.

— А что вы думаете о нашей Михайловской набережной?

— Она очень красивая, но короткая. Если брать для сравнения протяжённость набережной в Омске, то Новосибирск достоин продления набережной. Или организации ещё одного её участка где-нибудь в районе «Локомотива» в Заельцовском парке. И ещё, как вариант, в районе строящегося ЛДС на левом берегу Оби хорошо бы сделать набережную. У жителей Левобережья облагороженных мест массового пребывания, рекреации, пока очень мало.

— Приближаемся к зданию со множеством табличек. Легендарному бывшему штабу власти на Красном проспекте 5.

Сергей Соколов - Красный проспект, 5
Красный проспект, 5

— Да, здесь Цыплаков, Горячев, Кулагин, Филатов работали. Люди очень часто с абсолютно пролетарским или сельским происхождением. Скажем так, организаторы производства. Не академики.

В чём была сила закваски этих людей? Кадровый лифт советской власти тогда шагал на двух ногах – давали хозяйственную задачу, справился, давали политическую. Если опять справился, давали ещё более сложную хозяйственную задачу. Благодаря этому, снизу вверх шагали практики. Сейчас в «лидеры России» попадают, когда тест правильно написали. А тогда тестом были настоящие хозяйственные задачи. И лидеры были настоящие.

Когда сегодня пеняют власти на дефицит средств, хочется вспомнить, что такой дефицит был всегда. Но советские лидеры почему-то умели его обходить. И решать масштабные задачи. Тот же Новосибирский зоопарк в конце 80-х годов строился в условиях дефицита средств. Хозспособом. Когда один завод попросили заборы изготовить, другой – что-то ещё. И был построен такой замечательный объёкт. Хотя денег не хватало.

Сейчас я вижу вообще очень такой напряжённый момент, когда нужно удерживать ситуацию, так как вперёд шагает цифровизация, нужно реализовывать нацпроекты, а у нас пока «хватает» консервативных руководителей и «практикантов». И нет нужного объёма управленцев с частично советской закваской, способных на личное человеческое отношение, на глубокое понимание порученного дела и радение за него с душой, но вместе с тем, могущих переварить в голове терабайты поступающей к нам, сегодняшним, информации.

— Переходим дорогу к областной администрации и видим «Бэтмен» на Коммунистической 50. Это по-прежнему самое высокое здание в городе?

Сергей Соколов смотрит на «Бэтмен»
Смотрим на «Бэтмен»

— Да, гостиница «Новосибирск» 74 метра, а этот дом, по-моему, больше 80.

— И как он вам? Когда-то было «топовое» здание города.

— Никак. Это здание было «топовым», когда все пили кока-колу, жевали жвачку, а в «McDonald’s» стояла очередь. А сегодня это уже видится ущербным. Качество жизни в таких домах ниже плинтуса.

— Что же с ними делать теперь?

— Ну не сносить же! Воспринимать, как исторический курьёз.

— Сергей Львович, а сейчас, на ваш взгляд, возможно хозспособом или каким-то иным методом привести в порядок наши дороги и тротуары? Или действительно, как говорит мэр, проблема в деньгах и только в деньгах.

— Бывает, и без денег делают, и с деньгами не делают. Вот, как пример, мы подходим к улице Серебренниковской. Вот эту брусчатку Виктор Косоуров в своё время здесь как организовал? Она же была коммерческая. «Сибстальконструкцию», «Синар» и другие размещавшиеся здесь компании он позвал к какой-то полукруглой дате города, если я правильно помню, и убедил территорию облагородить.

Вот и получается, что денег не хватало у города, а брусчатку сделали. Виктор Косоуров не грозил никому, а действовал «мягкой силой». Убеждал. Где-то же возникает такой дуэт между властью и бизнесом. В хорошем смысле.

А у нас мэрия «буксует» даже на зимней уборке снега. Даже не может, через свои административно-технические инспекции организовать уборку бизнесменами территорий у входов в их офисы. Потому что для этого должен быть диалог.

— Вот и к архиву областному подошли…

— Да. Давайте здесь и закончим. На «перекрёстке времён», так сказать.

Архив Новосибирской области
Архив Новосибирской области

— Последний вопрос – кому вы бы передали эстафету в нашей серии бесед об архитектуре Новосибирска, управлении мегаполисом и модернизации городской среды? С кем сделать следующее интервью в движении?

— Лично мне бы хотелось почитать ваше интервью с губернатором в формате такой прогулки. Попробуйте ему предложить!

Кто бы ещё мог поучаствовать? Из предпринимателей Александр Ладан, например.  Очень глубокий человек, который всегда по-доброму отзывается о Новосибирске. Главный инфекционист Новосибирской области Лариса Позднякова, как мне кажется, могла бы под интересным углом представить наш город. Она очень отзывчива, очень человечна. И сейчас просто перегружена всей этой коронавирусной тематикой. Может быть, как раз захочет отвлечься и прогуляться.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ