Генеральный директор Агентства инвестиционного развития Новосибирской области

Как повысить инвестиционную привлекательность городских территорий?

Чтобы понять общие принципы создания инвестиционной привлекательности городской территории, надо вспомнить, как и почему формировались развивающиеся города, привлекательные для людей и для бизнеса.

Первое – это транспортные пути. Инвестиционно-привлекательная территория не может иметь затруднения с транспортом. Можно построить в чистом поле поселок или город-завод, можно даже сделать его закрытым и обособленным, но это всегда будет территория специального финансирования, с автономной экономикой, которая не то что не привлекает инвесторов, но боится их, потому что каждый новый инвестор нарушает сложившийся баланс интересов, приводит к изменениям, а замкнутую территорию изменения пугают. Поэтому такие территории сопротивляются развитию и, собственно, тормозят свое инвестиционное развитие общественным неприятием развития. Транспорт – это открытость. Открытость – это возможности. Возможности – это рост. Да, он приносит сложности, но управление инвестициями – это управление изменениями. По-другому невозможно. Поэтому территория должна быть открытой, а открытость – это хорош работающие каналы инфраструктурных связей.

Мэрия города Новосибирска

Какова должна быть роль мэрии Новосибирска в вопросах промышленного и инновационного развития?

Второй фактор, характеризующий инвестиционно-привлекательные территории – это избыток мощности, формирующий запрос на развитие. Мощности электрической, газовой, цифровой, ресурсной, производительной или мощности интеллектуальной. Ее должно быть больше, чем нужно для простого поддержания жизни. Но и не меньше. Поэтому одинаково важны и трансформаторы, и очистные системы, и школы.

Третье – безопасность. В инвестиционно-привлекательной территории должны быть правила, защита и возможность спасения. Именно поэтому мы сегодня идем в сторону формирования мастер-планов городских территорий. Потому что это не схема коммуникаций, а правила жизни. Ну, и конечно сюда же мы относим возможности здорового образа жизни и экологию. Поскольку территория должна быть здоровой и в правовом и в физиологическом смыслах.

Четвертое, хотя, на самом деле – первое, заключается в том, что на этой территории должна быть живая экономика. У людей есть деньги, а значит, есть работа, есть потребность и возможность их тратить, есть возможность внутренних инвестиций и предпринимательства. Это обязательное условие привлекательности: жители территории готовы сами вкладывать в нее деньги. Это признак жизнеспособности и реальной экономики.

Ну и пятое – территория должна быть любимой. Эмоционально-привлекательной. Это важно и для идентичности, и для локального патриотизма, и для туризма, и для производства уникальной продукции. Причем любовь эта должна иметь защиту в виде институтов партнерства: частно-государственного, социального, возможности участия людей в принятии решений и в оценке развития территории. Партнерство – лучшая основа для патриотизма. Более того, как показывают нам современные тренды культура конкуренции – это как раз признак деградирующих территорий. А культура сотрудничества, партнерства – это признак территорий, у которых есть будущее. С этим, кстати, связана и популярность ТСЖ и городского самоуправления на новых городских территориях.

Андрей Гудовский

Депутат Андрей Гудовский не смог указать основания для критики в адрес мэрии Новосибирска

Из этих пяти основ –  транспорт, мощность, безопасность, циркуляция денег, уникальность –  складывается уникальность города и любой маленькой его части – отдельной городской территории.

Если мы посмотрим на города Сибири, то увидим закономерность: сложнее всего без специальных инвестиций приходится моногородам и монотерриториям. Им нужна помощь извне даже если они уникальны, безопасны и любимы. В них нет живой экономики, формирующей избыточную мощность и нет возможности расширения. Новое здесь возможно только если уничтожить старое. Этому территории сопротивляются.

С этим связано и сопротивление реновации ветхих территорий – люди бы хотели ее не изменить, а восстановить. Поэтому в проектах реновации очень важно соблюдать баланс преемственности, чтобы не наступать на любовь и уникальность. Надо сохранять ядра старого, вокруг которых строить новое.

Такой принцип хорошо реализует себя, например, в креативных кластерах и в территориях с сохранением исторического ядра. Для таких территорий мастер-план принципиально необходим.

Александр Зырянов

Сегодня, планируя развитие городских территорий, мы уделяем этому большое внимание. Это, например, проект Военного городка или Академгородок 2.0.

Есть территории, которые формируются, поскольку не вмещаются в привычные городские территории, а потому нарастают вокруг них. Это окраинные микрорайоны и комплексная застройка промтерриторий. Чтобы не спровоцировать на этих территориях замкнутых пространств, в первую очередь необходимы комплексные транспортные связи, обеспечивающие естественную потребность территории быть включенной в систему других территорий.

пл. Энергетиков Димитровский мост

Страсти по четвёртому мосту Новосибирска: остались ли заторы на Станционной, и что ожидает горожан в ближайшем будущем?

С другой стороны замкнутость территории, если она выражена в возможности предпринимательской экономики – это точка роста. Значит, инвестиционная стратегия этой территории должна содержать баланс жилых и экономических объектов, которые позволяют удовлетворять все повседневные нужды. Мы формируем живую экономику, которая приводит к увеличению мощности территории, созданию ее уникальности и – если она не замкнута – то формирует необходимые экспортно-импортные связи городской территории.

Можно было бы остановится на привычном: нужно электричество, канализация, дорога и связь. Но в современном мире, во-первых, это необходимый минимум, о котором не стоит даже говорить, а во-вторых, современный город – это не инженерный объект, не производственная площадка, как это было в прошлом веке, а пространство очень сложных экономических и социальных связей, которые играют определяющую роль в новой экономике, а значит, в новых инвестиционных правилах.

У меня есть знакомые девелоперы, которые считают, что каждый метр города должен приносить доход. Желательно им. Это истощающее городопользование. От такой политики города не остается.

Каждый метр города должен приносить не только прибыль девелоперу, но и развитие городу, которое обеспечит доходы последующих периодов. Быть не ядовитым для остального города. Не стать причиной мутации и деградации.

Девелопмент переводится как развитие, а не как пользование. Соответственно основной критерий инвестиционной привлекательности городской территории – это критерий возможности саморазвития и устойчивости. Хороший инструмент для этого – мастер-план. Пока мы не достигли высот гармонии социальной, экономической и экономической политики в масштабах государства.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ