Дмитрий Гоков
Заведующий кафедрой Смарт-сити Сибирского университета телекоммуникаций и информатики, директор по цифровой трансформации компании Smart Consulting

Экономический кризис или кризис управления?

Если посмотреть на бизнес, как на организм, то сегодняшнее его состояние очень похоже на болезнь. А у каждого заболевания есть не только симптомы, но и первопричина.

На первый взгляд пандемия коронавируса (коронакризис, если хотите) и экономический кризис вполне себе выглядят как причина заболевания. Но на самом деле, эти события стали катализаторами, которые лишь ускорили развитие болезни, но никак не были ее источниками.

Пандемия  выступила  в роли “санитара леса”, который привел бизнес в чувства, вывел из зоны комфорта и оперативно подвел к внедрению изменений. Если посмотреть чуть шире, то можно увидеть, что в нашей стране очень много компаний, которые работают, опираясь на традиционные модели управления. Те, кто не способен изменить свое отношение к клиентам, адаптироваться к новым условиям рынка, не готов менять свои бизнес модели, либо уже покинули рынок, либо сделают это в ближайшем будущем. И здесь я выделяю 2 симптома и ключевую причину болезни, которая выводит из строя компании с традиционным подходом к управлению.

Начнем с симптомов. Первый — неготовность организаций менять устаревшие модели управления. Поясню на примере Smart Consulting. Еще 2 года назад компания работала по традиционной модели управления. У нас был длинный цикл бизнес процессов: проводили стратегирование, затем строили дорожные карты, опираясь на них, шли к поставленной цели, периодически сверяя результаты с роадмап и фиксировали достижения. После пандемии и введения локдауна наша команда поняла, что дальше так дело не пойдет, нужно меняться и мы сменили ориентиры. Встроили в наши бизнес-процессы систему Agile и перестали концентрироваться на далеком будущем. Сегодня, не меняя стратегии,  мы имеем новую, эффективную тактику, которая позволяет быть продуктивными и проактивными на коротких дистанциях. Мы просчитываем максимально эффективный путь достижения результатов за короткий период времени (месяц, квартал) и идем к намеченной цели.

Второй симптом затрагивает рынок труда. Это так называемый кризис кадров. Действительно, все изменения, происходящие вокруг нас, не могут не отразиться на кадровых ресурсах. Люди — это один из ключевых источников добавочной стоимости любого бизнеса. Товары, услуги, решения создают не только и не столько станки и машины, а по большей части сами люди. Это их мысли, идеи, подходы к выполнению задач и реализации решений, это их творчество. И в современных реалиях именно это востребовано.

Экономический кризис или кризис управления? - Фотография

Дмитрий Гоков: «Цифровая трансформация бизнеса — это не опция, а вопрос выживания»

За примерами достаточно сходить на один известный сайт с вакансиями и резюме. При том, что вакансии опубликованы примерно миллионом работодателей, размещено около 50 резюме. Работодатели не могут найти эффективных сотрудников, а соискатели не могут найти “работу своей мечты”. Процессы, происходящие в нашей стране, сгенерировали ситуацию, когда у соискателей появились новые требования к работе, а работодатели остались жить “во вчерашнем дне” и не хотят меняться. Кандидаты хотят новый формат работы: удаленку, свободный график посещения офиса или гибридный формат работы. А часть компаний к этому не готова.

Первопричиной же этих симптомов (неготовность к изменениям и кризис кадров) является кризис управления, который парализует и выводит из строя компании с традиционной моделью управления. Вся иерархичность, бюрократия, жесткое подчинение, многочисленные регламенты и отсутствие возможности у сотрудников брать на себя ответственность стремительно уходит в прошлое. Все те процессы, которые были  эффективны ранее, изжили себя, бизнес терпит бедствие. С одной стороны это демонстрирует отсутствие понимания руководством того, каким образом  эффективно управлять компанией, а с другой, что стоимость этого управления не соответствует по  качеству и гибкости современным реалиям.

А сейчас попробуйте задать себе вопросы:

  • «Сколько стоит управление в вашей компании?».
  • «Как вы это посчитали?».
  • «Насколько вы эффективны и гибки?».
  • «Как понять, что настал момент для внедрения изменений?».
  • «Какие тренды цифровой трансформации будут внедрены в ближайшем будущем?».

В своих следующих колонках я подробнее остановлюсь на этих вопросах и расскажу, как я это вижу.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ