Как будет развиваться в Сибири ГК «КЛЮЧАВТО» после покупки омской «Евразии Моторс»?

Самой крупной интеграционной сделкой в истории сибирского автодилерского бизнеса стала состоявшаяся в 2021 году продажа омской группы компаний «Евразия Моторс» краснодарскому холдингу «КЛЮЧАВТО».  Стоит ли ожидать от федерального игрока дальнейшей экспансии в городах СФО, и почему выбор был сделан именно в пользу Омска, в интервью «Континенту Сибирь» рассказала операционный директор ГК «КЛЮЧАВТО» ТАТЬЯНА ФОРНАСОВА.

ГК «Евразия Моторс» была основана известным омским бизнесменом Ильей Фридманом в 1998 году. На сегодня она является официальным дилером Chery, Changan, KIA, Hyundai, Mitsubishi, Nissan, Datsun, Renault, Volkswagen, Skoda, Mercedes—Benz в Омске. Ранее в ее портфеле также были бренды Peugeot, Citroen и Ford. По данным сайта компании, у нее 12 автосалонов в Омске. Под брендом «Евразия Моторс» группа компаний работает с 2010 года — после раздела бизнеса между Ильей Фридманом и Павлом Смирновым. По данным рейтинга «Континента Сибирь», по итогам 2020 года ГК «Евразия Моторс» заняла 1 место среди автодилеров Сибирского федерального округа по показателю доли рынка в основном регионе присутствия. На первых строчках этого рейтинга группа компаний находилась последние несколько лет.

ГК «КЛЮЧАВТО» согласно рейтингу «Автобизнесревю» за 2020 год заняла 5-ое место по продажам новых автомобилей среди дилеров России. Большинство дилерских центров группы компаний расположены на юге России. По данным сайта «КЛЮЧАВТО», на сегодня у нее 98 центров в 19 городах России. В линейке «КЛЮЧАВТО» 28 брендов, а сам портфель почти полностью пересекается с ГК «Евразия Моторс». Основатель группы компаний «КЛЮЧАВТО» Виктор Сергеев родился в Омской области.

Напомним, что до осуществления сделки «Евразия Моторс» не только входила в топ-3 самых крупных дилеров СФО по доле рынка в основном регионе присутствия, но и периодически возглавляла этот рейтинг.  Таким образом, «КЛЮЧАВТО» автоматически стал одним из ключевых игроков сибирского авторынка, что отличает его, например, от московского «Автомира», который развивается поступательно, бренд за брендом. Помимо Омска «КЛЮЧАВТО» на сегодня также представлена и в Новосибирске – у компании с 2019 года работает салон автомобилей с пробегом. В 2018 году группа компаний рассматривала возможность выхода в Красноярск через покупку ГК «Крепость» Александра Кангуна. Таким образом, сфера интересов «КЛЮЧАВТО» в Сибири шире одного Омска.

Как будет развиваться в Сибири ГК «КЛЮЧАВТО» после покупки омской «Евразии Моторс»? - Фотография

Краснодарский холдинг «КЛЮЧАВТО» купил одного из крупнейших сибирских автодилеров

Своим мнением по поводу произошедшей сделки ранее с «Континентом Сибирь» поделился участник рынка, хорошо знающий обоих ее участников – Олег Мосеев, экс-глава ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД), член совета директоров уральской ГК «Оками».  Своим видением последствий сделки для рынка с «Континентом Сибирь» в формате интервью также ранее делился директор центра продаж автомобилей с пробегом «Автобан» Иван Беланов.

На этот раз «Континент Сибирь» предоставил слово самой группе компаний «КЛЮЧАВТО». Ее операционный директор Татьяна Форнасова согласилась рассказать «Континенту Сибирь» о произошедшей сделке, ее мотивах и дальнейших планах.

– Татьяна Анатольевна, насколько нам известно, группа компаний «КЛЮЧАВТО» давно рассматривала разные варианты развития в Сибири, но в итоге ключевым городом присутствия в Сибири стал Омск. В свое время в интервью нашему изданию Денис Петрунин, когда был управляющим директором «Хендэ Мотор СНГ», говорил, что с точки зрения емкости рынка Омск соответствует не городу-миллионнику, а городу с 400-тысячным населением.  Почему был сделан выбор именно в пользу выхода в Омск?

Конечно, в идеальной картине мира, когда компания реализует стратегию экспансии на новые рынки, следует выбирать самые емкие и платежеспособные регионы, внутри которых концентрироваться на самых привлекательных доходных и устойчивых франшизах, которые при этом еще и находятся на достаточно слабом уровне развития бизнеса, что обеспечит лучшую цену покупки и быструю окупаемость. Но разве так бывает в реальности? Конечно же нет. Мы оцениваем привлекательность покупки по определенной внутренней методике, которая состоит из порядка 10 критериев, и если, по совокупной оценке актив нам интересен, тогда мы переходим к действиям. Кроме того, в каждом бизнес-действии, которые мы ежедневно совершаем, есть бизнес и немного личного, что дает бизнесу некую эмоциональную окраску, которая помогает вести за собой команду. В рассматриваемом случае «этим личным» стало то, что наши учредители родом из этого славного города, там прошли яркие годы, случились судьбоносные встречи, именно там произошло становление личности. Поэтому этот бизнес-проект стал своего рода возвратом к истокам, мы даже название ему дали во всех внутренних системах «Дивизион Родина», против принятой методики называть активы по географическому признаку.

Ключ Авто

Чего стоит ожидать от «КЛЮЧАВТО» в Сибири после покупки крупного местного дилера «Евразия Моторс»? Интервью с экс-главой ассоциации РОАД Олегом Мосеевым

– Будет ли «Евразия Моторс» целиком адаптирована под текущие бизнес-процессы «КЛЮЧАВТО», или какие-либо ее лучшие практики, наоборот, могут быть использованы вами и тиражированы в других городах присутствия? В частности, некоторые эксперты высоко оценивали компетенции омской компании в сегменте авто с пробегом.  

К любой интеграции наша команда всегда подходит с точки зрения бизнес-логики. Естественно, если какие-то бизнес-процессы работают лучше, чем в «КЛЮЧАВТО», если существуют ноу-хау, которых нет у нас, мы их сохраним, приумножим и масштабируем на все наши дилерские центры. Безусловно,  «Евразия Моторс» находится на достаточно высоком уровне развития бизнес-процессов и эффективности бизнеса в целом, ее владельцы выстроили стабильный качественный бизнес, достойный высокой оценки и уважения, поэтому мы по максимуму постараемся сохранить то, лучшее, что там реализовано, и распространить на дилерские центры «КЛЮЧАВТО».

– Будет ли сохранена действующая команда топ-менеджмента «Евразии Моторс», или в Омск будут переведены представители «КЛЮЧАВТО» из других регионов присутствия? Не видите ли вы сложностей по управлению удаленным активом, учитывая, что Омск и Краснодар территориально находятся далеко друг от друга. Глава ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД), основатель холдинга ТТС Вячеслав Зубарев, например, не так давно говорил, что развивается только в тех городах, в которые он может быстро добраться на автомобиле.

Люди – наша главная ценность, для нас не существует своих или чужих команды, оценка персонала происходит только исходя из текущих бизнес-результатов и желания сотрудников развиваться. Наша основная задача – адаптировать сотрудников к изменениям, погрузить их в культуру компании и максимально сохранить команду. У «КЛЮЧАВТО» очень широкая география присутствия и, Омск уже не первый актив с таким территориальным удалением. Мы умеем управлять удаленными активами, все наши бизнес-процессы настроены очень гибко. Это позволяет нам уже не задумываться, можем ли мы добраться туда на автомобиле.

Современные технологии позволяют реализовать любую схему управления, а мировые тенденции показывают нам, что бизнес должен быть управляем из любой точки мира. Наша концепция управления сформулирована как «единый базис при идентичности каждого». Это дает возможность держать всю управленческую команду в единой системе координат в части стратегических и тактических задач, сохраняя при этом максимальную гибкость и адаптивность на местах. Поэтому мы можем максимально эффективно приспособиться под специфику каждого региона, «не приходя со своим уставом в чужой монастырь».

– Стоит ли ожидать пересмотра портфеля брендов «Евразии Моторс», пополнения его новыми марками? Или же вы планируете ближайшие годы работать с уже сложившейся линейкой брендов, тем более, учитывая, что все бренды «Евразии Моторс» есть в вашем портфеле по других регионам присутствия?

Основное преимущество в современных реалиях – это способность к изменениям. Мы никогда не ставим себе ограничений ни в брендах, ни в географии присутствия. Да, мы планируем расширять линейку брендов, тем более, что текущие площади с огромным запасом позволяют это сделать без новых строек.

Иван Беланов

Директор омского центра продаж автомобилей с пробегом  «Автобан» Иван Беланов: «Покупка «Евразии Моторс» — это начало не тактического захвата Омска, а усиления стратегического присутствия «КЛЮЧАВТО» в Сибири»

– Какие еще ключевые изменения стоит ожидать «Евразии Моторс» после вхождения в состав «КЛЮЧАВТО»?

Ключевые изменения касаются цифровизации бизнеса, повышения эффективности операционного бизнеса, улучшения клиентского опыта и упрощения клиентского пути. Мы с вами живем во время очень быстрых изменений, уже давно невозможно развивать бизнес без новых технологий, без постоянного совершенствования процессов и без повышения уровня клиентского сервиса. Поэтому все ближайшие ключевые изменения будут лежать в технологической плоскости.

– Правильно ли я понимаю, что дилерские центры «Евразии Моторс» уже прошли процедуру ребрендинга? Как вы оцениваете уровень известности бренда «КЛЮЧАВТО» в Сибири? Каково отношение людей к бренду, или оно только начинает формироваться?

Мы пока в процессе ребрендинга, в ближайшее время он уже будет завершен. Об уровне известности говорить еще рано, мы только завершили интеграцию двух бизнесов. Однозначно, в текущий момент времени знание компании «КЛЮЧАВТО» в городе невелико, и это нормально. У нас разработан последовательный план продвижения, реализация которого позволит нам нарастить знание бренда, а отношение к бренду формируется исключительно уровнем сервиса для наших клиентов, поэтому как зарекомендуем себя в части сервиса, такое отношение и сформируется. Задача минимум на год, через год встретимся, вместе оценим.

— Комментируя сделку, аналитики «ФИНАМ» ранее оценивали стоимость группы компаний «Евразия Моторс» в диапазоне от 870 млн до 2 млрд.рублей. Некоторые участники рынка давали более высокие оценки. Насколько, на ваш взгляд, эти цифры соответствуют реальному положению вещей?

Согласитесь, что диапазон достаточно велик. Очень сложно прокомментировать такую дельту на предмет соответствия реальному положению. Сумму сделки мы не озвучиваем, так как это конфиденциальная информация, не подлежащая разглашению. Как я говорила ранее, любая потенциальная сделка проходит многофакторную оценку, и раз, мы ее заключили, то этот актив точно стоит той суммы, которую мы заплатили.

— Стоит ли ожидать от «КЛЮЧАВТО» дальнейшей экспансии в Сибири за пределами Омска? Если да, то какие города для вас наиболее приоритетны? Каким требованиям должен удовлетворять актив, чтобы представлять для вас интерес?

Да, стоит, на текущий момент у компании «КЛЮЧАВТО»  стадия активного роста, мы будем продолжать расширять географию своего присутствия, в том числе и в СФО. Мы абсолютно  открыты и рассматриваем все предложения, которые сейчас есть на рынке, не ограничиваясь регионами и брендами. Критерии оценки потенциальных активов  — это внутренняя методология компании, которую мы не коммуницируем на внешний рынок. Единственное, что могу сказать, что она достаточно существенно отличается от общепринятой российской практики.


Оставляйте заявку на вступление в нашу специализированную Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой отрасли.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ