От проекта к котловану: ученые рассказали, как продвигается строительство СКИФ

24 июня 2021 года прошла демонстрация первых серийных изделий для «Сибирского кольцевого источника фотонов» (ЦКП «СКИФ»), изготовленных на экспериментальном производстве ИЯФ СО РАН.

Заместитель директора Института ядерной физики им. Г.И. Будкера Евгений Левичев представил магниты бустерного синхротрона, которые стали первыми готовыми элементами ускорительного комплекса СКИФ. «Эти магниты сделаны по уникальной технологии, когда внутри магнита создается одновременно и однородное поле и так называемое градиентное поле, которое позволяет фокусировать частицы… В результате получилось сделать сам синхротрон гораздо более компактным, чем его обычно, а значит, более дешевым, и, кроме того, получить некие специфичные параметры, которые очень нужны», — подчеркнул ученый.

Помимо двух уже полностью готовых магнитов, будет собрано еще около десятка, вовсю идут работы и над другими блоками и устройствами для СКИФ. Большая их часть изготавливается самим ИЯФ, благо институт имеет колоссальный опыт изготовления оборудования для источников синхротронного излучения. Правда уникальные параметры, заложенные в проекте, подразумевают, что значительная часть оборудования для него в настоящее время не имеет мировых аналогов, а значит его изготовление само по себе станет сложной научной задачей.

Часть оборудования для СКИФ закажут у других российских производителей. В числе потенциальных исполнителей были названы Новосибирский авиационный завод им. Чкалова и АО «Воткинский завод», входящий в состав корпорации Роскомос. Не менее сложной задачей является строительство тридцати экспериментальных станций, которые будут прилегать к кольцу ускорителя, на которых, собственно и будут проводиться исследования с помощью синхротронного излучения. По словам ученых, эти станции должны работать круглосуточно и без выходных, чтобы получить максимальную отдачу от дорогостоящего научного объекта. А значит, еще одна сложная, но важная задача – сформировать достаточный пул пользователей СКИФ из российских и зарубежных ученых. Эта работа уже ведется и, по словам руководителей проекта, проходит успешно.

Застройщиком и заказчиком проекта ЦКП СКИФ выступает Институт катализа им. Г.К. Борескова. Директор института Валерий Бухтияров напомнил собравшимся, что у проекта очень сжатые сроки реализации. «Чтобы уложиться в них пришлось уйти от стандартной схемы строительства подобных объектов, когда сначала проект и смета проходят экспертизу, потом утверждается генеральный подрядчик, и только после этого начинаются работы по строительству», — рассказал он.

Благодаря поддержке министерства науки и высшего образования эти процессы удалось частично совместить: проект и смета должны пройти экспертизу до 1 октября этого года, а генподрядчик строительства был утвержден уже в мае (правительство РФ определило, что это будет АО «Концерн Титан-2»). Более того, Минстрой РФ согласовал начало работ по подготовке строительной площадки и рытье котлована до завершения экспертизы. В результате, символическая закладка «первого камня» в строительстве СКИФ запланирована уже на август 2021 года (ее хотят приурочить к проведению в Новосибирске форума «Технопром»).

Запуск первого пучка на установке запланирован на начало следующего года. Сам ЦКП СКИФ к тому времени построить не успеют (завершение работ по строительству синхротрона и экспериментальных станций первой очереди запланированы на 2023-2024 г.г.), но часть ускорительного комплекса смонтируют в ИЯФ, где и проведут испытательный пуск.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ