Наталья Трунова: «Конкурировать за счет дешевого труда – это тупиковый путь для любого региона»

В чем сильные стороны Новосибирска относительно соседних городов Сибири и других крупных российских мегаполисов?  Может ли транспортная доступность быть испорчена большим временем в пути и малой загрузкой? И не отпугнет ли потенциального инвестора плохая социальная инфраструктура, которая в его глазах окажется весомее любых налоговых льгот? Ответами на эти и другие вопросы с читателями «Континента Сибирь» поделилась вице-президент Фонда «Центр стратегических разработок» НАТАЛЬЯ ТРУНОВА.

Наталья Трунова – вице-президент Фонда «Центр стратегических разработок», руководитель направления «пространственное развитие», кандидат экономических наук. Член экспертно-аналитического совета при Счетной палате РФ. Сопредседатель рабочей группы по реализации национальных проектов при партии «Единая Россия». Член экспертного совета Агентства стратегических инициатив.

«Центр стратегических разработок» представляет собой объединение экспертов, задача которого – предложить оптимальную программу действий для обеспечения устойчивого долгосрочного развития страны.

По приглашению Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Наталья Трунова принимала участие в стратегической сессии «Инвестиционная стратегия Новосибирской агломерации» 25-27 мая. «С Агентством инвестиционного развития мы находимся в постоянном рабочем контакте уже больше трех лет. Могу сказать, что АИР ведет очень проактивную и эффективную политику по развитию инвестиционного потенциала Новосибирской области», — отметила Наталья Трунова.

– Наталья Александровна, как бы вы оценили текущий социально-экономический потенциал Новосибирска, и чего городу, на ваш взгляд, больше всего не хватает?

–  Потенциал Новосибирска достаточно большой со всех точек зрения: бизнеса, строительства, инвестиционного, инфраструктурного развития и так далее. У нас на самом деле не так много городов, которые имеют такой бэкграунд, дающий основу для развития по многим направлениям. Но, тем не менее, проблемы есть. И Новосибирску рано или поздно придется их решить. Прежде всего, это создание комфортных условий для проживания. Возьмем качество воздуха – мы сами сейчас видим, что оно оставляет желать лучшего, и и горожане это ощущают. Новосибирск попросту не рассчитан на такое количество автомобилей, а общественный транспорт развит, откровенно говоря, слабо. Плюс пылевое загрязнение, о котором сейчас очень много говорят. Мы в начале нашей стратегической сессии проводили опрос среди участников, каким видят Новосибирск его жители и гости. Большинство сошлось на том, что город «перспективный, но при этом пыльный и грязный». Это первое, что им приходит на ум. Нельзя не отметить и сложности с социальной инфраструктурой, которая не поспевает за стремительными темпами жилой и коммерческой застройки. При текущих темпах строительства уже сейчас дефицит двадцать пять школ (по 1000 мест каждая). Но сейчас вводится 3-5 школы в год. Это ключевой вызов для качества жизни, который предстоит формировать.

–  Получается замкнутый круг – из-за неразвитой дорожной инфраструктуры у людей нет альтернативы личному автотранспорту, и это создает еще большую нагрузку… Как выйти из этого?

–  Город уже потихоньку выходит, но это требует большого количество времени и далеко не самых простых решений. Требуется, прежде всего, долгое и последовательное стимулирование общественного транспорта, обеспечение его эффективности, связанное в том числе с введением платных парковок и, возможно, закрытием для автомобилей каких-то городских территорий. Положительных эмоций у горожан такие решения, мягко говоря, не вызывают, это видно на примере других городов. Я хорошо помню, какие протесты вызвало в Москве появление платных парковок. Сейчас все привыкли, кто-то пересел на общественный транспорт, который, как оказалось, позволяет передвигаться гораздо быстрее. Но первой эмоцией было и остается неприятие – потому что человек вдруг лишается возможности приехать в центр на личном автомобиле.

Андрей Шпиленко

Новосибирскому бизнесу рассказали о выгодах развития промышленных кластеров

ЦСР внимательно отслеживает эту тему, подобная реакция на такого рода правила наблюдается и в других странах. Можно привести пример очень жестких ограничений, которое ввели власти Парижа, запретив въезд в город машин определенных годов выпуска – то есть, несоответствующих актуальным экологическим стандартам. Это абсолютно нормальная реакция. И ее необходимо «пережить», объяснив людям, для чего это нужно, что это даст, куда пойдет ресурс от платных парковок, что можно сделать на эти деньги – то есть тут главное для органов власти быть открытыми и последовательными. И когда они сами видят, например, сколько «умных» остановок было построено, насколько удобнее и быстрее будет ехать по выделенной для общественного транспорта полосе, процесс перехода на общественный транспорт, наконец, сдвинется с места. Но, повторюсь, это потребует много времени. Даже в Москве, с большим финансовым ресурсом, на это ушло десять лет, и система находится в модернизации до сих пор. В том же направлении сейчас движутся Тюмень, Казань, они начали позже, там все еще только разворачивается. Как правило, когда мы начинаем менять систему общественного транспорта, то затрагиваем очень многие смежные отрасли в градостроительстве, благоустройстве и  других сферах. Это и оптимизация маршрутной сети – когда система развивается стихийно, за «хорошие» маршруты идет сильная конкуренция, а другие оказываются никому не нужны. Это нужно менять.

В Новосибирске мы оценили состояние трамвайных сетей и парка – если город целенаправленно и последовательно будет решать этот вопрос, на это уйдет лет пять минимум. Только на трамваи. Мэрия, конечно, может сразу закупить новые, модные трамваи и автобусы, пустить их по имеющимся путям и дорогам – некоторые города так и поступают. И через два-три года новая техника становится очень старой. Нужно позаботиться о том, чтобы на трамвайные пути не заезжали автомобилисты, повесить камеры наблюдения – это только одна из проблем, а их очень много. Проект очень емкий во всех отношениях – трудоемкий, капиталоемкий, требующий системной координации разных ведомств.

вице-президент Фонда «Центр стратегических разработок» НАТАЛЬЯ ТРУНОВА–  В центре Новосибирска на Красном проспекте сделали зону платной парковки – как раз там, где расположены многие организации, бизнес-центры и так далее. Но мы до сих пор не видим, чтобы она пользовалась популярностью и давала какой-то реальный выхлоп. В чем причина, на ваш взгляд, и как это можно исправить?

–  Платная парковка работает только в том случае, когда у водителей, с одной стороны, нет выбора – например, припарковаться в ближайшем дворе – а с другой, есть альтернатива в виде хорошего общественного транспорта. И он должен это видеть. И еще зона платной парковки не должна ограничиваться «пятачком» в центре, она должна постепенно расширяться. Москва тоже начала с центра и теперь зоны платных парковок дотянулись уже и до субцентральной зоны. И параллельно запускаются новые маршруты наземного общественного транспорта, открываются новые станции метро, практически везде, где позволяет ширина дороги, для автобусов и такси выделяется отдельная полоса. Если рядом с платной парковкой в центре будет бесплатная, на первом этапе никто не согласится вставать на платную. Но если у человека будет выбор из двух вариантов: приехать на своей машине и заплатить за парковку, либо воспользоваться общественным транспортом – оба решения имеют свои плюсы. Ехать на разваливающемся троллейбусе, который ходит раз в час – это не вариант. Выбор не должен быть из двух зол. Пока в Новосибирске, к сожалению, мы видим именно такое. Поэтому и не работает. Что касается парковок во дворах, Москва тоже через это уже прошла и многие дворы там уже закрыты для въезда. Некоторые европейские города пошли еще дальше и сделали своего рода платные парковки внутри дворов – для посетителей. Те, кто живет здесь, могут парковаться бесплатно, у всех есть свои места. Новосибирск в основном строился в советскую эпоху, дворы здесь достаточно обширные и их переустройство будет требовать отдельной работы. И вызвать этим негативную реакцию местных жителей очень не хочется. В то же время они вряд ли обрадуются тому, что все начнут парковаться в них во дворах.

Никита Наумов

Никита Наумов: «Я вижу Новосибирск, как главный центр развития стартапов и науки в России»

–  Новосибирская область сейчас принимает на региональном уровне закон о комплексном развитии территорий. Как и с платным парковками, в ряде регионов он заработал раньше, чем в Новосибирской области – на какие моменты следует обратить внимание, и каких ошибок стоит избежать в первую очередь?

–  Сейчас реализация этого закона на уровне субъектов Российской Федерации обсуждается очень активно. Особенно для тех городов, что имеют достаточно большой потенциал развития жилищного рынка – например, Новосибирска. Проект планировки позволяет урегулировать вопросы комплексного развития территории, связать все это с документами территориального планирования. Мы понимаем, что у города есть потребности, связанные не только с жильем. И важно, чтобы в разработке этих концепций интересы города в социальной инфраструктуре были также всецело учтены. Такой конфликт интересов – не только новосибирская проблема. Каждый город определяет сам свою градостроительную политику. Где-то она в силу локальных особенностей очень жесткая – например, в той же Казани. Там границы охранной зоны, а теперь еще и исторического центра, нельзя никому нарушать, согласно законодательству об объектах культурного наследия.

Новосибирск намного моложе, здесь строительство не связано регламентами исторических поселений и другими документами – только градостроительной документацией. И это, к сожалению, приводит к тому, что застройка зачастую ведется бессистемно. Это влияет не только на архитектурный облик Новосибирска, но и на инженерную инфраструктуру. Нагрузки на сети попросту не рассчитаны на такую этажность и плотность застройки. Инженерное обеспечение новых кварталов сможет использовать в том числе федеральные меры поддержки из Фонда реформирования ЖКХ, бюджетных кредитов и других источников – то, что сейчас называется инфраструктурным меню. Балансировка всех интересов – вот ключевой момент, который постоянно придется искать.

– Нередко бывает так, что интересы застройщика и города относительно судьбы того или иного участка расходятся – прямо сейчас в Новосибирске есть несколько примеров. Как это урегулируется в новом законе?

Такое расхождение интересов может быть только в краткосрочной перспективе. В долгосрочной – вряд ли. Если застройщик намерен работать в городе дальше, ему придется если не подстраиваться под чужие интересы, то, как минимум, искать компромисс. Долгосрочная стратегия для бизнеса всегда выгоднее, чем «быстро построить, взять деньги и улететь». Такой вариант при КРТ не пройдет – все проекты очень небыстрые, и никто не заинтересован в том, чтобы портить себе репутацию.

Фонд «Центр стратегических разработок» Наталья Трунова– Не так давно депутаты городского совета обсуждали культурно-исторические объекты в центре Новосибирска – в ходе дискуссии прозвучало предложение выделить всю «историю» в отдельное территориальное подразделение, которое будет представлять собой не выделенный квартал, как в Иркутске или Томске, а, скорее, россыпь отдельных объектов с «экстерриториальным» статусом. Возможно ли такое в принципе? И если да, нужно ли это Новосибирску?

Включать в перечень культурных объектов какие-то отдельные здания никто не мешает. Я согласна с тем, что к наследию необходимо относиться бережно, в Новосибирске есть объекты конструктивизма начала прошлого века, есть строения эпохи модернизма и других стилей и исторических эпох. Хотелось бы привести их в более приличный вид, но тут все зависит от собственников – не все способны осуществлять соответствующие работы. Тут опять же не обойтись без помощи государства, оно может предоставить налоговые льготы за реконструкцию и т.д. В каждом случае это нужно рассматривать индивидуально. Но чтобы создать такого рода архипелаг… Такого нынешнее законодательство не предусматривает.

Игорь Белокобыльский

Игорь Белокобыльский: «Некоторые районы Новосибирска можно реновировать полностью»

– На сегодня в Новосибирске средний доход населения ниже среднероссийского, зато выше, чем у некоторых соседних регионов. Получается, что как ценность города как нового рынка сбыта вызывает вопросы (людей много, но их платежеспособность невелика), а как источник недорогой трудовой силы, Новосибирск проигрывает соседним регионам. Чем, на ваш взгляд, город сегодня может привлекать инвесторов, готовых вкладывать деньги и открывать новые предприятия?

Всем регионам – даже тем, чье социально-экономическое развитие можно оценить как очень низкое – я говорю, что конкурировать за счет дешевого труда не стоит. Это тупиковый путь. Люди – самое ценное, что у вас есть, и любая власть должна быть кровно заинтересована в том, чтобы человеческий капитал становился дороже. Если вы с этим не работаете, вы этот ресурс просто выбрасываете.

Что может предложить Новосибирск, кроме рынка сбыта? Много чего. В первую очередь, свои многочисленные и качественные учебные заведения. Новосибирск – один из немногих российских городов, представленных на мировом образовательном рынке. Два новосибирских вуза удерживаются в мировых рейтингах – это дорогого стоит. Да, уровень доходов граждан пока невысок, но качество подготовки человеческого капитала, пусть и не всего, остается высоким. Вот на этом играть стоит – и увеличивать долю тех, кто постоянно обучается здесь и потом строит свой бизнес на основе полученных знаний, увеличивая слой технологических предпринимателей – и не только. Когда мы говорим, например, о процессинговом центре и перемещаем его куда-то, где есть дешевые кадры, мы используем скорее земельный ресурс и закрепляем определенную часть населения на не очень высокодоходных рабочих местах. С одной стороны, это лучше, чем ничего. С другой, все-таки хотелось бы большего. Новосибирск – центр инновационного развития, это и биотех, и медицина, и ИТ. Городу есть чем привлечь эти отрасли. Это инфраструктура, образование и, конечно, среда. Поэтому мы и говорим так много внимания комфортной городской среде. Физическое присутствие на рабочем месте после пандемии уже не так важно, но при этом качество среды проживания становится более важным фактором выбора. И Новосибирску ее как следует «подтянуть».

Еще один важный элемент – географическое положение и транспортная доступность. С одной стороны, Новосибирск – отличный транспортно-логистический хаб, в котором сходятся вместе все дороги. С другой, сообщение с другими городами ведется зачастую очень медленно. На то, чтобы доехать до соседнего Барнаула по железной дороге, требуется часа три. В Европе такое же расстояние можно преодолеть за час. В инвестиционной программе модернизация этого участка заложена, но по период после 2025 года.

благоустройство

Новосибирцам предлагают выбрать общественные пространства, которые благоустроят в регионе в 2022 году

Один из перспективных проектов – Аэроэкспресс в Толмачево, который даст дополнительные возможности в том числе зоны аэропорта. Помешать реализации этого проекта может относительно низкая загрузка Толмачево по мировым меркам. Зато по российским – вполне достаточная. С Новосибирском в этом показателе могут сравниться только Екатеринбург, Самара, Ростов – и, пожалуй, все. Так что потенциал есть и его надо развивать. Линия индустриального развития, связанная с ТОСЭРами, правильная, но только на определенном этапе. Нужно не забывать про интеллектуальный человеческий потенциал, который можно назвать настоящим символом Новосибирска.

– Рассмотрим этот же вопрос с другой стороны – некоторые компании, появившиеся и выросшие в Новосибирске, сейчас покидают город и меняют «прописку» на московскую. Можно ли как-то этот процесс остановить – или хотя бы замедлить?

Чтобы компании не уезжали, власти, прежде всего, нужно быть с ними в постоянном контакте. Как правило, компании принимают решение о переезде по причине того, что они натыкаются на невидимый потолок, который не дает им расти дальше. Такой потолок у каждой компании и в каждом регионе свой. В этом случае, чтобы их удержать, нужно понять, чего им не хватает.

Директор АИР Александр Зырянов

Какова должна быть роль муниципалитета в вопросе привлечения инвестиций?

Скорее всего, эта проблема касается не только конкретной компании, но и других участников рынка – просто кто-то решается на переезд раньше остальных. Почему наши западные коллеги постоянно проводят большое количество бизнес-мероприятий? Именно за этим. Мы тоже стараемся так делать, но по сравнению с тем, что я видела в той же Германии или в США, у нас это пока не очень осмысленно. В других странах компании регулярно встречаются с органами власти и обсуждают накопившиеся проблемы. Уровень отстаивания собственных интересов там намного выше нашего: недавно появилась новость о том, что Google все-таки будет строить новый кампус в Сан-Хосе, Калифорния. Четыре года они не могли получить разрешение, все-таки это зона аэропорта, и вопросы к проекту были… И они открыто все обсуждали и с местными жителями, и с администрацией штата – в итоге амбициознейший проект все-таки стартовал.

Российскому и новосибирскому бизнесу очень пригодился бы такой опыт отстаивания своих интересов, формирования согласительных процедур и так далее. И «участвовать» в жизни бизнеса – ключевая компетенция региональной власти, если она хочет, чтобы их территория была экономически успешной. По-другому нельзя. Проблема доверия сейчас велика – в одном из регионов, где я работала, мы обсуждали с местными бизнесменами накопившиеся проблемы. Это не только проблема Новосибирска, и везде проблемы те же – отсутствие коммуникаций, недостаток доверия и нераспланированный следующий шаг развития. Без их разрешения компании будут уезжать и дальше.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ