Сергей Музыкантов
Директор по продуктам МТС Кассы

Каковы главные тренды торговли в 2021 году?

Ушедший 2020 год с его пандемией, карантинными мерами и периодическими локдаунами так сильно перетряхнул все рынки, что прогнозировать, как будет развиваться розничная торговля, стало очень сложно. При этом прошлые события показали — на плаву остаются предприниматели, способные быстро реагировать на изменения, следить за трендами и применять их. В своей колонке я бы хотел поговорить о том, без чего не выживет современный средний и малый бизнес.

Сергей Музыкантов1. Удаленная торговля с доставкой

Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе. Перефразируем эту поговорку и получим один из главных трендов розничной торговли и прошлого, и текущего года — доставка товаров.  С начала пандемии в России значительно вырос спрос на эту услугу — вынужденно сидящие дома люди стали больше заказывать, и даже после завершения локдаунов, продолжили пользоваться доставкой на дом. Почему? Да потому, что это удобно: не тратится время на походы в магазины, на готовку и т.д.

Организация службы доставки не займет много сил и средств. Можно отдать это на аутсорс, то есть заключить договор со сторонней службой или компанией, или создать свою собственную службу доставки. Кстати, курьерами в собственной службе могут работать временно свободные от обязанностей сотрудники компании — это лучше, чем сокращать штат и увольнять персонал. Сейчас на рынок выходят специальные онлайн-сервисы для розницы, например, Briskly,  со встроенной онлайн-оплатой и собственной доставкой. Здесь от предпринимателя требуется только зарегистрироваться в сервисе и создать витрину товаров.

Тем же, у кого  служба доставки уже работает, следует помнить, что курьер — это единственный человек, представляющий вашу компанию покупателю в реальной жизни, а не онлайн.  Обучение, система контроля и поощрений для разъездного персонала поможет сформировать дополнительное конкурентное преимущество.

Многих отпугивает от создания своей курьерской службы необходимость снабжать каждого курьера онлайн-кассой, чтобы выдавать клиентам чеки в момент получения заказа — так требует закон. Здесь могут помочь специальные кассовые приложения для курьеров: достаточно установить их на личные смартфоны курьеров для синхронизации с одной онлайн-кассой магазина. В момент получения денег курьер отправит клиенту электронную версию чека, а данные о проведенном платеже поступят в эту единственную кассу, а уже от нее — в ОФД и ФСН. Это же приложение позволит собственнику бизнеса контролировать курьеров и видеть всю картину с доставкой в целом.

2. Интернет-продвижение бизнеса

Продвижение в интернете, а особенно в социальных сетях, становится не просто актуальным, а жизненно необходимым для розничных торговых точек. Здесь тоже есть свои тренды, на которые стоит обращать внимание и использовать это в общей стратегии продвижения. Вот что точно будет популярно и полезно в 2021 году:

  • Заведите или разбудите доселе спящие аккаунты во всех социальных сетях. Да, даже в молодежных Tik-Tok и Likee. Вы удивитесь, но платежеспособная аудитория уже есть и там, не говоря уже о «ВКонтакте», «Одноклассниках», Instagram и Facebook. Каждая из этих сетей предлагает удобные инструменты и для продвижения, и для рекламы своих товаров, и даже для их продажи прямо в социальной сети.
  • Публикуйте видеоконтент. В тренде — мегапопулярный у молодежной аудитории Tik-Tok, сториз «Инстаграма» в формате коротких видео, интерактивные видео и небольшие видеообзоры продуктов.
  • Зарегистрируйтесь в Яндекс.Картах и в Google Maps. Многие потенциальные покупатели ищут близлежащие торговые точки и магазины именно с помощью карт — так дайте им возможность найти вас! Хорошо оформленный аккаунт может приводить в розничный магазин до 5 — 7% от общего трафика. К тому же это отличный маркетинговый инструмент для получения обратной связи от потребителей.
  • Собирайте отзывы о компании и публикуйте их и, конечно, не оставляйте без внимания вопросы или негатив. Значительная часть покупателей сначала смотрит на информацию в тех же Яндекс.Картах или Google Maps, а потом едет в магазин. Не стесняйтесь просить ваших посетителей написать свое мнение о вашем бизнесе в соцсетях, онлайн-картах или специальных сайтах.
  • Используйте современные рекламные инструменты и сервисы. Благодаря им можно формировать нужные сегменты аудитории или выбирать из готовых, и привлекать клиентов при помощи SMS-рассылок, баннеров или рекламы в соцсетях.

3. Внедрение альтернативных систем оплаты — системы быстрых платежей (СБП)

В 2021 году во многих торговых точках будет внедряться прием платежей по QR-коду в Системе быстрых платежей Банка России. Такие платежи принимаются без дополнительного оборудования, с комиссией 0,4% или 0,7% — это гораздо ниже процентов по эквайрингу. Кроме того, не нужно тратить деньги на покупку пин-падов и терминалов эквайринга .

Как это работает? Во время расчета с покупателем QR-код высвечивается на экране смарт-терминала кассы. Клиент сканирует его своим смартфоном, получает ссылку на оплату товара, и оплачивает покупку, используя мобильное приложение своего банка. Как только платеж подтверждается,онлайн- касса выдает клиенту чек.

Многие розничные магазины в Санкт-Петербурге уже используют этот метод, и, по отзывам предпринимателей, он пока еще пользуется популярностью лишь среди молодежной, продвинутой аудитории: более возрастная аудитория пока относится к этому способу оплаты, как и ко всему новому, с долей осторожности.

Но это дело времени: когда-то и оплата банковской картой была в диковинку, а этот, выгодный продавцу и удобный для покупателя способ оплаты товаров и услуг при помощи смартфона (например, оплата проезда в общественном транспорте) приживется гораздо быстрее.

4. Размещение своих товаров в маркетплейсах

Еще один тренд 2021 — размещение своих товаров и открытие представительств в больших розничных маркетплейсах (Ozon, Aliexpress, Яндекс.Маркет, Wildberries и т.д.). Почему стоит размещаться в маркетплейсах?

Продавцы, которые успешно торгуют на маркетплейсах, делают это для того, чтобы:

  • получить трафик на свой сайт, не затрачивая усилия на SEO и контекстную рекламу.
  • получить новую, более широкую и более лояльную аудиторию. Возможно, на вашем не слишком известном сайте покупатель опасается что-то заказать, а на крупной известной площадке он готов к покупке.
  • распродать остатки товаров или те товары, которые не очень хорошо продаются с основной площадки. Собственный сайт оставьте для популярных товаров.

Как быть с тем, что в маркетплейсах есть десятки и сотни таких же  товары, как и ваш? Как отстроиться от конкурентов и получить покупателя? Играть с ценами, снижая их, здесь не очень выгодно. Предложите покупателю дополнительный бонус: бесплатную доставку, подарок к товару или призовые баллы, которые можно потратить на следующую покупку. Или, например, изготовление товара по индивидуальному заказу.

5. Государственная поддержка бизнеса

Это не совсем тренд — но то, что точно нельзя упустить предпринимателям, — государственная программа развития и поддержки малого и среднего бизнеса, которая осуществляется за счет различных региональных и федеральных программ. Эти меры поддержки МСБ регулируются Федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего бизнеса на территории РФ».

В 2021 году размеры грантов и субсидий составляют от 60 тыс. рублей до 25 млн. Цели их расходования обязательно отражаются в бизнес-плане, который предприниматель должен предоставить в соответствующий орган для получения помощи. Деньги разрешается использовать для приобретения и модернизации оборудования, аренды или ремонта недвижимости для ведения бизнеса, закупку сырья, расходных материалов и другие задачи. Найти подробную информацию можно на сайте Минэкономразвития РФ.

Таким образом, будьте в тренде, не стойте на месте и используйте те возможности, которые открывают для вас современные технологии.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ