Владимир Шаповалов: «Использование онлайн-касс на рынках и в общепите — это уже данность»

Этим летом завершается последняя отсрочка по применению контрольно-кассовой техники — теперь онлайн-кассы должны будут применять в том числе ИП без наемных работников. Какое влияние на эту реформу оказала пандемия COVID-19? Дойдет ли очередь подключать онлайн-кассы и для самозанятых? Почему ФНС России в этом году стала пристально следить за тем, как используются онлайн-кассы в двух сферах — общепите и на рынках? «Континент Сибирь» задал эти вопросы тому, кто непосредственно контролирует проведение реформы ККТ, — начальнику отдела оперативного контроля УФНС по Новосибирской области ВЛАДИМИРУ ШАПОВАЛОВУ.

— Владимир Владимирович, почему сейчас налоговая служба уделяет особое внимание именно общепиту и розничным рынкам? С учетом того, что пандемия затронула общепит намного сильнее, чем рынки, будет ли отличаться подход в вашей работе с ними?

— Прежде всего давайте кое-что уточним. Основные этапы реформы применения контрольно-кассовой техники завершены еще в 2019 году, то есть до того, как началась эта история с коронавирусом. В том числе и для тех предпринимателей, которые работают в общепите и на розничных рынках. Использование онлайн-касс на рынках и в общепите — это уже данность. Контрольно-кассовую технику они, в соответствии с федеральным законодательством, должны использовать в обязательном порядке. Нарушением является также невыдача чека покупателю или неправильные реквизиты в нем.

Но особенность оказания услуг в данных сферах и сложившаяся ментальность потребителей в том, что в них очень высоки риски расчетов без применения кассовой техники либо передачи данных с нарушением порядка.

Отраслевой проект «Общепит» запущен ФНС с января 2021 года. Основная цель — сокращение теневого оборота рынка общественного питания и формирование конкурентной среды для бизнеса. Почему мы занялись этим именно сейчас? Потому что сейчас наилучший момент: экономика начинает восстанавливаться после пандемии, и нам очень важно не допустить того, чтобы отрасль свалилась «в тень».

Поэтому мы в первую очередь в рамках проекта усилили информационно-разъяснительную работу среди участников рынка общепита. А также провели мониторинг, выявили недобросовестных участников рынка общепита: тех, у кого отсутствуют онлайн-кассы, тех, кто не использует контрольно-кассовую технику, а также тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность. В отношении них будут назначаться уже контрольные мероприятия (и они уже проводятся). То есть проводить проверки налоговые органы будут только в отношении тех, кто попадает в группу риска, применяется риск-ориентированный подход.

В результате анализа рынка общественного питания выяснилось, что в Новосибирской области около 10% объектов работают с нарушениями, которые лежат, что называется, на поверхности.

— Можете привести примеры?

— Легко. Наша первоочередная задача, напомню, обеспечить наличие кассовых аппаратов и полноту учета выручки. Цель — не только пополнение бюджета, но и устранение недобросовестной конкуренции, что в интересах самих предпринимателей, работающих добросовестно. Нет, мы понимаем, конечно, как сильно пострадал общепит в прошлом году, поэтому реализацию проекта начинали не с контрольных мероприятий, а с информационной кампании. Проще говоря, давали понять: вот тут у вас неправильно, исправьте. И показали, что мы все видим и держим руку на пульсе.

онлайн-кассы

Сделать все по закону дешевле и проще: о чем нужно знать накануне финала реформы онлайн-касс?

А вообще мы с интересными вещами сталкивались. Представьте, например, заведение, которое работает круглые сутки и имеет лицензию на алкоголь — у него за сутки меньше пяти чеков пробивается. Возможно ли такое? Я считаю, нет. Удивительно, как эта точка еще не разорилась. Еще подозрительный момент — в расчете нет или почти нет наличных, только безнал. Уже есть основания подозревать, что часть выручки идет мимо кассы. Или вот еще пример — очень солидную часть пробитых чеков составляет спиртное, а еды почти нет. Почему так? Очень просто — алкоголь специальным образом учитывается, его из-под полы так просто не продашь. А другие продукты можно и провести. Еще мы сталкивались с заведениями, где днем выручка идет, а вечером резко падает, хотя логичнее было бы наоборот. Все эти и другие признаки говорят о том, что где-то идет обман. И мы даем понять: нам все известно. И проверки никакие не нужны, все лежит на поверхности. Массовых проверок после 2020 года не будет, будет точечная работа с потенциальными нарушителями. Это и называется риск-ориентированным подходом.

— А что насчет рынков?

— Также с января 2021 года по поручению президента РФ Федеральная налоговая служба приступила к реализации еще одного проекта — «По исключению недобросовестного поведения на рынках». В общем, цели примерно те же, что и по проекту «Общепит» — легализация деятельности и выручки, выход экономики «из тени» и создание равных конкурентных условий для бизнеса.

Ситуация на рынках разная. На одних объектах, стационарных ярмарках и торговых комплексах оснащенность онлайн-кассами практически стопроцентная. На других объектах есть проблемы. Мы уже провели инвентаризацию первой группы рынков, это около трех тысяч торговых мест. Работу ведем по тем же принципам: сначала профилактика, разъяснения, затем контрольные мероприятия — опять же не глобальные, а адресные, в отношении тех, кто не торопится изменить модель поведения. И уже потом санкции.

— Можно ли предположить, что этапы внедрения онлайн-ККТ будет продолжены? Возьмем такую группу, как самозанятые граждане, которых начали в Новосибирской области регистрировать с 2020 года. Будут ли в нагрузку к их праву платить льготные налоги добавляться еще и обязанности? Можно ли предположить, что онлайн-кассы будут обязаны использовать в т. ч. самозанятые — например, если они торгуют на рынке?

— Вы правильно отметили, что внедрение онлайн-касс шло поэтапно. Всего этих этапов с осени 2016 года было три. Как я уже сказал, основные этапы завершены в 2019 году. С июля 2021 года заканчивается отсрочка по обязательному применению ККТ для ИП без наемных работников, осуществляющих услуги или реализующие товар собственного производства. И это последняя категория лиц, переходящих на новый порядок контрольно-кассового учета. Отсрочки по реформе для отдельных категорий налогоплательщиков, предоставляемые после 2019 года, связаны не с пандемией коронавируса, а с введением налога на профессиональный доход для самозанятых. Эксперимент по введению НПД начался именно в 2019 году. Дело в том, что плательщики НПД формируют свои чеки самостоятельно в мобильном приложении «Мой налог».

Плательщикам НПД нет необходимости устанавливать онлайн-кассы, и такая обязанность для них в принципе не может быть введена. Ставить кассу, даже самую простую, им просто нецелесообразно. Смысл эксперимента по введению НПД состоит не в том, чтобы собрать с предпринимателей больше налогов, а в том, чтобы помочь им легализоваться.

— На первых этапах юрлица и ИП, подключившие онлайн-кассы, могли получить налоговый вычет на определенную сумму. Могут ли на это рассчитывать те, кто должен будет включиться в эту программу этим летом?

— Да, законом предусматривалась компенсация затрат, связанных с приобретением кассовой техники. Это предложение действовало в ходе второго и третьего этапов реформы ККТ в 2018–2019 годах — тогда действительно можно было получить налоговый вычет на сумму оборудования, но не более 18 тысяч рублей на одну единицу ККТ. Сейчас, к сожалению, оно уже не действует. Но нельзя исключать того, что в будущем новым подключившимся будут предложены те или иные льготы.

— Расширение применения онлайн-ККТ велось не только вширь, но и «вглубь» — со временем увеличивалось не только число пользователей, но и глубина применения этих устройств. Например, изначально не было необходимости включать в чек всю номенклатуру товаров, теперь это обязательно. Могут ли те, кто подключается впервые, рассчитывать на такого рода отсрочку или им придется делать все и сразу?

— Это действительно была отсрочка, а не «расширение функций». Все функции онлайн-касс были прописаны с самого начала, но требования, предъявляемые к их работе, вводились не сразу, а постепенно. Так, необходимость указывать всю номенклатуру товаров стала обязательной для индивидуальных предпринимателей только с 1 февраля 2021 года. Отсрочку получили те, кто входил в систему первыми и, так сказать, нарабатывал опыт для себя и для других. Те же, кто подключается сейчас, могут воспользоваться в своей работе чужим опытом, они обязаны указывать в чеке все реквизиты. Их отсутствие является нарушением, наказание применяется в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

— Какого итога на сегодняшний день достигла кассовая реформа на примере нашего региона?

— Сегодня действующий парк кассовой техники в Новосибирской области составляет более 73 тыс. единиц, принадлежащих 35 тыс. пользователей. Общая выручка с 2016 года, когда реформа стартовала, составила 2,5 трлн рублей. Аккумулирование информации о продажах со всех торговых точек страны в режиме онлайн (включая наименования товаров, услуг и их фактической цены) открывает новые возможности мониторинга цен на социально значимые товары, покупательной способности граждан, спроса и потребления и т. д. Для бизнеса же главным итогом реформы применения ККТ должны стать выравнивание конкурентных условий, минимизация проверок.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ