«Спектакль в бассейне и на чердаке»: где проходят границы современного театра?

«Пусть расцветают сто цветов» — самая известная фраза лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна. Насколько она применима к современному театру? Полезно или вредно сохранять незыблемость театральных традиций, и есть ли границы для эксперимента? Чем провинциальный зритель отличается от столичного? Эти и другие вопросы эксперты и театральные критики обсудили на круглом столе о современном театре в рамках фестиваля «Ново-Сибирский транзит», проходящего с 20 по 27 мая.

В Новосибирске в самом разгаре масштабное театральное событие – межрегиональный фестиваль «Ново-Сибирский транзит». В этом году эксперты выбрали 16 лучших спектаклей, поставленных на театральных сценах разных городов Сибири, Урала и Дальнего Востока.

Помимо показа спектаклей, в программу фестиваля вошли семинары и круглые столы. Эксперты и критики обсуждали новые театральные формы, возможности существование театра в онлайн-пространстве, правовые аспекты театральной деятельности.

Круглый стол современный театр актеры
Круглый стол «Кому и что должен (ли) современный театр?»

Жаркая дискуссия разгорелась во время круглого стола «Кому и что должен (ли) современный театр?». Участники обсуждения, прошедшего в минувшие выходные в кафе театра «Красный факел», отметили парадоксальный факт — в период пандемии в стране появилось много новых независимых театров, готовых к экспериментам.

«Чем занимаются независимые театры? Они остро чувствуют запрос зрителя. Поэтому такие театры рождаются в самые сложные времена. Как, например, в пандемию. У людей появилась потребность поговорить о том ужасе, который они ощутили. Независимые театры откликнулись», — отметила председатель жюри фестиваля «Ново-Сибирский транзит», театровед, главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова (г. Москва).

По мнению и других участников круглого стола, появление малых театров, предлагающих зрителю новый опыт и новые театральные формы – явная тенденция последнего времени.

Спектакль «Молодость»
Спектакль «Молодость», Тюменский драматический театр

«Маленькие театры чутко реагируют на то, на что не реагируют большие репертуарные театры. Я сама побывала на спектакле, который нужно было смотреть, сидя в автобусе. Случилось побывать даже на спектакле в бассейне, который назывался «Пермское море». Это был прекрасный опыт. Там я увидела людей, которых никогда не встречу ни в одном театре. А здесь им было хорошо. Однако многим из моих коллег и знакомых потом было бессмысленно доказывать, что это был действительно театр. Что театр может быть где угодно – на улице, в бассейне, на чердаке, а не только в доме с колоннами», — отметила театральный критик, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Тихоновец (г. Пермь).

При этом, по её же замечанию, далеко не все зрители готовы воспринимать новые формы. После снятия карантина оказалось, что очень многие хотят вернуться в традиционный театр – тот театр, где есть место Чехову, Тургеневу и Шекспиру.

С другой стороны, такие экспериментальные формы, как, например, «театральный квест», иммерсивный театр (с погружением в действо зрителя – «КС») или инклюзивный театр (с участием лиц с нарушениями здоровья – «КС») принимаются сегодня далеко не всеми репертуарными театрами и режиссерами.

Спектакль «Вий»
Спектакль «Вий», Свердловский театр драмы

«Столкнулся с тем, что в одном ТЮЗе мне сказали – мы будем ставить только то, что нам говорят учителя. Считаю, учителя – это хорошо, но художник всегда скажет что-то новое – чего не скажет никто», — уверен председатель экспертного совета фестиваля «Ново-Сибирский транзит, основатель Всероссийского фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский (г. Екатеринбург).

При этом эксперт отметил, что причина «закостенелости» театров кроется не только в идеологии. Новые вызовы времени нередко «чисто технически» плохо сочетаются со старыми театральными площадками.

Одним из способов повлиять на косность репертуарного театра эксперты назвали развитие лабораторного движения. Благодаря ему, многие учреждения могут в том числе привлекать к себе новых режиссеров. Например, в новосибирском «Первом театре» недавно прошла «Лаборатория гендерных исследований», и её создатель, драматург Ольга Тараканова, теперь планирует переехать в Новосибирск и продолжить здесь свою работу.

Некоторые участники круглого стола высказались за максимальную свободу театрального действия и снятие любых запретов для аудитории.

Спектакль-притча «Три светила»
Спектакль-притча «Три светила», Театр Олонхо, г. Якутск

«Оторвите зрителей от стула, дайте ему новые формы театрального представления! Но нет! У нас до сих пор репрессивность проявляется во всём – нельзя смотреть в телефон, нельзя делать то, нельзя делать это. Конечно, я против, чтобы во время представления звонили по телефону, но давайте уже развернемся в сторону множественности форм и включим те из них, которые выпали из поля зрения громоздкого академического театра», – сделала вывод театровед, театральный критик и редактор журнала и блога «Театр» Алла Шендерова (г. Москва).

Также эксперты попытались ответить на многие другие актуальные для современного театра вопросы. В том числе – как найти баланс между коммерческими и творческими интересами театральной труппы? Должен ли театральный режиссер диктовать аудитории, что ей смотреть, или исходить из запроса зрителя?

Важным условием для успешного существования театра эксперты признали изучение зрительской аудитории.

«С советских времен не было серьезных социологических исследований аудитории. Поэтому о зрителе мы часто говорим с устаревших позиций. Например, что есть некая провинциальная публика. Или, что наш зритель – это разведенные женщины. И, соответственно, создаем зрелище для них», — предупредила Марина Давыдова.

При этом театральная аудитория очень неоднородна, и каждый человек должен иметь возможность выбирать тот театр, который ему близок – сошлись во мнении большинство экспертов круглого стола. А для этого должно быть разнообразие предложения.

«Какой театр зрителю ближе, туда он и пойдет. Уверена, что в Новосибирске абсолютно разные зрители ходят на постановки режиссера Прикотенко и, к примеру, на спектакли «Красного факела». У нас в БДТ (Большой драматический театр им. Товстоногова в Санкт-Петербурге. – «КС») те, кто смотрит постановки Андрея Могучего, это новое поколение, они не могут вынести спектакли с Басилашвили и Френдлих. У тех своя аудитория», — подчеркнула Алла Шендерова.

Напомним, что основной площадкой «Ново-Сибирского транзита» стал театр «Красный факел» — здесь с 20 по 27 мая пройдёт большинство спектаклей, вошедших в программу фестиваля. Кроме того, несколько постановок уже можно было увидеть на сценах молодежного театра «Глобус» и театра «Старый дом».

Как рассказали корреспонденту «Континента Сибирь» в пресс-службе театра «Красный факел», билеты на многие спектакли были выкуплены еще в прошлом году, когда из-за пандемии фестиваль отменили.

Спектакль «Время секонд хэнд»
Спектакль «Время секонд хэнд», Омский академический театр драмы

В рамках «Ново-Сибирского транзита» уже был показан спектакль «Наводнение» по рассказу Евгения Замятина (г. Улан-Удэ), сага «Хроники Нарнии. Племянник Чародея» от Красноярского ТЮЗа, драма «Папа» Норильского заполярного драмтеатра им. Маяковского. Курганский театр драмы привез постановку «Похороните меня за плинтусом» по повести Павла Санаева, а Омский академический театр драмы — спектакль «Время секонд хэнд» по книге Светланы Алексиевич.

Театральная рапсодия «Генри и Эллен»
Театральная рапсодия «Генри и Эллен», театральное агентство «Арт-Партнёт XXI» (г. Москва)

Кроме того, 23 мая на сцене «Красного факела» была представлена театральная рапсодия «Генри и Эллен» со столичными актерами Анной Большовой и Игорем Гординым.

Спектакль «Сказки венского леса»
Спектакль «Сказки венского леса», Новокузнецкий драматический театр

В оставшиеся фестивальные дни новосибирских зрителей ждет «Вий» Свердловского театра драмы, ещё одна постановка омичей – спектакль «Дядя Ваня», краснофакельские «Дети солнца», а также спектакль «Русский роман» НАМТ «Глобус». Завершится фестиваль 27 мая представлением Новокузнецкого драмтеатра – «Сказки венского леса». На момент подготовки публикации в продаже оставались билеты на последние два спектакля.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ