Как актуализированный генплан «разрубит» транспортную проблему Новосибирска

Вот уже более месяца Новосибирск живет с новым главным градостроительным документом — актуализированным генеральным планом. Этот документ имеет расчетный срок до 2030 года, то есть до конца текущего десятилетия. «Континент Сибирь» внимательно изучил проектный документ и обратил внимание, как будет решаться самая острая проблема крупнейшего за Уралом мегаполиса — транспортная.

В конце марта депутаты городского Совета приняли актуализированный Генеральный план города Новосибирска. Этот документ недаром является объектом пристального внимания как строительного сообщества, так и городского. Новый документ будет определять стратегию развития Новосибирска на ближайшие 10 лет.

«В основе обновленного документа лежат решения, принятые ранее. Однако город динамично меняется, меняются экономические взаимоотношения, технологии, транспорт. Поэтому потребовалось актуализировать генеральный план города — изменить подходы», — пояснил мэр Новосибирска Анатолий Локоть.

актуализированный генплан до 2030 года
Все объекты дорожного строительства до 2030 года в актуализированном генплане

Сегодня главным градостроительным документом утверждены следующие параметры развития столицы Сибири к концу десятилетия. Прогнозируется, что к 2030 году в Новосибирске будет проживать 1 млн 750 тысяч жителей. Объем нового жилищного строительства до конца десятилетия составит 10,7 млн кв. м (с ежегодным вводом жилья в объеме 1–1,1 млн кв. м). При этом уровень жилищной обеспеченности повысится до 30–31 кв. м на человека. По информации разработчиков проекта, для реализации этих задач до 2030 года уже определены комплексные площадки перспективной реконструкции и новой застройки жилого, общественно-делового и спортивно-рекреационного назначения.

Но сегодня речь пойдет лишь об одном аспекте городского развития, а именно — транспортной составляющей. Поскольку городская мобильность в течение этого периода должна не только повыситься, но и перейти на иной качественный уровень.

Представляя презентацию проекта генплана депутатам городского Совета, заместитель мэра — начальник департамента строительства мэрии города Новосибирска Алексей Кондратьев отметил, что документ сохраняет неизменность границ города, определен город-центр Новосибирской агломерации. «В новом строительстве отдается приоритет площадкам реконструкции застройки (в первую очередь ветхого и аварийного фонда). Первоочередное развитие транспортной и социальной инфраструктуры для обеспечения уже застроенных в последние годы территорий и завершения начатых крупных проектов, при этом приоритет отдается развитию общественного транспорта», — отмечал Алексей Кондратьев.

Пробки в Чистой слободе в Новосибирске

«Чистая Слобода». Как в часы пик выбраться в центр Новосибирска?

Актуализация генерального плана Новосибирска давно назрела, поскольку с момента принятия этого документа в 2007 году произошло большое количество самых разных событий, изменились и подходы к развитию внутреннего и внешнего транспорта, выкристаллизовались новые приоритеты и т. д. Все эти характеристики должны были найти отражение в актуализированном документе, в котором задекларировано, что одним из приоритетов городского развития должно стать создание высокоэффективной транспортной системы с преимущественным развитием магистральной улично-дорожной сети и внеуличной сети линий общественного пассажирского транспорта с учетом строящихся и проектируемых федеральных трасс, автомобильных дорог регионального значения, формирование в перспективе мультимодального транспортного узла, объединяющего железнодорожные, автомобильные, авиационные и водные коммуникации и системы связи.

В актуализированном генплане решения разрабатывались из учета прогнозируемой интенсивности передвижений и уровня автомобилизации населения города, которая, по мнению специалистов, достигнет порядка 400 автомобилей на 1000 жителей к 2030 году. Упреждая дальнейшее ухудшение транспортной ситуации в мегаполисе, разработчики предложили следующие решения в качестве дальнейшего развития улично-дорожной сети областного центра, о которых речь пойдет ниже.

Директор «АПМ-2000», архитектор Игорь Поповский обращает внимание на то, что, к большому сожалению, Новосибирск в аспекте развития улично-дорожной сети не решил еще тех задач, которые были намечены в ранее принятых генеральных планах, в частности в генплане, разработанном в 60-е годы прошлого века. Поэтому улично-дорожная сеть имеет очень высокую нагрузку. Как отмечает Игорь Поповский, сегодня уровень автомобилизации составляет порядка 300 автомобилей на 1000 жителей. В генеральном плане Новосибирска 2007 года, по его словам, допускалось, что показатель может вырасти до 400–450 автомобилей.

новые участки улично-дорожной сети
Не часто в Новосибирске открывают новые участки улично-дорожной сети

«Для решения транспортной проблемы существует два пути. Нужно строить ключевые, формирующие каркас магистрали, как внутригородские, так и вылетные. Генплан 2007 года заложил порядка 40 транспортных развязок, хотя такой объем транспортного строительства явно был невыполним. Сегодня в актуализированном генплане учтены мероприятия по формированию магистральной сети и связующих транспортных развязок», — констатирует собеседник «Континента Сибирь».

Многоуровневые решения

В актуализированном генеральном плане запроектированы порядка 80 объектов местного значения города Новосибирска в части развития дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения. Строительство этих объектов существенно повысит связность территории города, создаст возможность альтернативных проездов по магистралям-дублерам самых загруженных городских трасс и развяжет ряд узлов на улично-дорожной сети, и что немаловажно, создаст беспрепятственный проезд через железнодорожные магистрали.

Среди таких объектов наиболее масштабным станет перспективный путепровод через Транссибирскую магистраль по ул. Дукача в Ленинском районе. Строительство и ввод такого транспортного объекта существенно изменит в лучшую сторону транспортную ситуацию в западной части Новосибирска, в том числе строящегося жилмассива «Чистая Слобода», испытывающего сегодня значительные трудности. «Континент Сибирь» ранее подробно писал об этой проблеме.

Аналогичный объект, который существенно изменит сложившуюся транспортную ситуацию, — многоуровневая транспортная развязка на пересечении Старого шоссе и ул. Одоевского в районе Матвеевки в Первомайском районе, о необходимости которой говорится уже несколько лет. Данный объект является одним из приоритетных в создании магистрали непрерывного движения от Красного проекта до городской черты Новосибирска в направлении Бийск–Ташанта. Он позволит развязать узел на важнейшей автодороге города в сторону Академгородка, а также ликвидировать железнодорожный переезд. Отметим, что в генплане намечено продление ул. Одоевского до городской черты и создание связи с перспективным Восточным обходом города, в месте пересечения с которым также будет построена транспортная развязка.

Игорь Поповский считает, что продление ул. Одоевского до Восточного обхода — очень своевременное решение. Это снимет нагрузку транзитного транспорта в микрорайоне Щ, но, в свою очередь, нагрузит узел в Матвеевке. Вероятно, это решение надо будет согласовывать, но в целом оно достаточно правильное.

С 17 мая в Новосибирске ограничат движение по улице Станционной, а поток машин направят через ж/д переезд

Еще один подобный многоуровневый объект заложен генпланом в месте пересечения Бердского шоссе и проспекта Строителей. Это въезд в Академгородок. Стоит упомянуть и о реконструкции выезда из Нижней Ельцовки. В городском экспертном сообществе имеется консолидированная позиция в части необходимости данных транспортных объектов на этой важнейшей городской магистрали. Создание магистрали непрерывного движения в отсутствие Восточного обхода Новосибирска при откладывании сроков его строительства и ввода в строй. Бердское и Старое шоссе еще длительное время будут принимать на себя транзитный поток, въезжающий в город с алтайского направления.

Также перспективные многоуровневые транспортные развязки заложены генпланом на таких участках улично-дорожной сети города, где сегодня наблюдается достаточно сложная дорожная ситуация. Это, во-первых, относится к пересечению Советского шоссе и ул. Мира (недалеко от ТЦ МЕГА) в Кировском районе левобережной части города. Беспрепятственный проезд позволит ликвидировать пробку на магистрали «Винаповский мост», как по старинке называют этот участок Советского шоссе, улучшить транспортную ситуацию на выезде из огромного спального Затулинского жилмассива и быстрорастущих соседних микрорайонов.

генплан дорожного строительства НовосибирскаЕще одна развязка заложена на пересечении ул. Кедровой и Мочищенского шоссе в Заельцовском районе. Это прямой выход на Северный обход Новосибирска. Помимо этого, данное решение также улучшит ситуацию выезда из микрорайона Родники на севере Калининского района, испытывающего сегодня серьезные трудности.

Также важно упомянуть о реконструкции таких пересечений в двух уровнях, как съезд с Димитровского моста на ул. Моторную и ул. Большую, реконструкции съезда с Октябрьского моста на ул. Большевистскую, съездов на транспортной развязке Ипподромской магистрали и ул. Кирова.

Среди запланированных генпланом к реализации и такой объект, как транспортная развязка на ул. Лескова в месте пересечения с Ипподромской магистралью (рядом с ТРЦ «Аура»). Реконструкция ул. Лескова фактически создаст альтернативный выход из центра и новый дублер ул. Кирова/Октябрьской магистрали.

Стоит также заметить, что в генеральном плане заложены такие транспортные решения, которые способствуют дальнейшему развитию системы общественного пассажирского транспорта. Речь идет о путепроводах над промышленными ж/д линиями. Перспективный путепровод на ул. Петухова поможет продлить трамвайную линию в быстроразвивающиеся спальные микрорайоны левобережья (жилмассив Матрешкин двор, Просторный и др). В свою очередь, путепровод на ул. Новая Заря призван позволить развивать трамвайное движение в Калининском районе в направлении густонаселенных микрорайонов Снегири, Родники и т. д.

 

Железнодорожные линии являются препятствием развития улично-дорожной сети
Железнодорожные линии являются препятствием развития улично-дорожной сети

Дорожные проекты

Улично-дорожная сеть Новосибирска должна получить серьезный импульс развития. В главном градостроительном документе города акцент сделан на двух объектах нового дорожного строительства. Это безотлагательные решения, которые существенно укрепят дорожно-транспортный каркас города. Речь идет о 3-километровом продлении Красного проспекта в северном направлении от ул. Аэропорт до ул. Краузе в микрорайоне Родники. Вдобавок здесь потребуется реконструкция километрового участка ул. Аэропорт в районе городского аэропорта Северный. В этой части города также намечены семь объектов реконструкции и строительства для увеличения связности и внутримикрорайонных проездов.

Второй объект общегородского значения — новая 4-километровая автомобильная дорога в продолжение ул. Доватора от ул. Выборной до Гусинобродского шоссе. Это не только прямая связь между двумя районами города, это важнейший элемент дальнейшего формирования улично-дорожной сети города, по значению сравнимый с существующей Ипподромской магистралью.

Опасный пешеходный переход

Как перейти в Новосибирске улицу Титова и не быть сбитым? Жители «Чистой Слободы» ожидают включения светофоров

Вдобавок запроектирована реконструкция километрового участка ул. Доватора от ул. Бориса Богаткова до Гусинобродского шоссе. В совокупности эти проектные решения и новая автодорога в продолжение ул. Коминтерна от ул. Лазурной до ул. Татьяны Снежиной и далее до перспективной ул. Доватора существенно улучшат нетерпимую транспортную ситуацию, которая сложилась в быстрорастущем Плющихинском спальном жилмассиве. В этой части Октябрьского района предусмотрены реконструкция и строительство других автодорог. Примечательно, что сегодня для реализации данных объектов будут выделены федеральные средства по программе «Жилище», что не отложит в долгий ящик решение данного вопроса. Поскольку в истории города уже есть прецедент, когда Ипподромская магистраль, важнейший элемент дорожно-транспортного каркаса правобережной части Новосибирска, сооружалась в течение 27 полных лет.

Также в Октябрьском районе, втором по численности жителей города, будут реконструированы участки улиц Лескова и Автогенной, которые в свою очередь станут магистралями-дублерами улиц Кирова и Никитина в этой части городской территории. По мнению архитектора Игоря Поповского, в генплане ул. Лескова доводится только до Автогенной, но ее надо планировать до Ключ-Камышенского плато, зоны перспективной жилой застройки города.

В заключение стоит отметить, что упомянутые объекты — лишь часть запланированных в актуализированном генеральном плане. Серьезное развитие улично-дорожной сети необходимо в быстрорастущих микрорайонах Кировского района (Южно-Чемской, Затулинский, Просторный и др.), Калининского и Дзержинского районов областного центра. Эти объекты учтены генпланом.

генплан дороги 2030 год

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ