Что изменится в Новосибирском государственном университете экономики и управления в связи со сменой ректора?

В ноябре прошлого года новым ректором Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ) был избран Павел Новгородов, сменивший на этом посту Александра Новикова. О том, какие задачи сегодня стоят перед вузом, как университет будет готовить предпринимателей, а также создавать свою собственную «Кремниевую долину» — в интервью ПАВЛА НОВГОРОДОВА «Континенту Сибирь».

— Павел Анатольевич, вступая в должность, одной из своих главных задач вы назвали развитие предпринимательской направленности вуза. Как на сегодня эта задача решается в НГУЭУ?

— На самом деле, тема предпринимательства стала актуальной для вуза гораздо раньше и вошла в стратегию развития университета еще в 2017 году, наряду с признанием необходимости опоры на регион. При этом мы не говорим, что готовим именно предпринимателей. Мы развиваем предпринимательский образ мышления. Что касается региональности, то она связана с тем, что выпускники университета в основном остаются жить и работать в нашем макрорегионе, включая Новосибирскую область и соседние субъекты.

— Какую цель преследует принятая стратегия развития вуза?

— Как вы помните, не так давно система высшего образования России прошла через серьезный период «турбулентности», когда многие вузы лишали аккредитации, присоединяли, закрывали. Для нас было важно выстоять в это непростое время, не утратить самостоятельности и конкурентных преимуществ. Начиная с 2014 года — я тогда начал работу в НГУЭУ в статусе проректора — наша команда сделала достаточно много, чтобы сформировать новое лицо вуза. Понятно, что на тот момент бренд НГУЭУ уже был достаточно известен, но потребовалось четко обозначить вектор развития вуза и ответить на вопросы: кто наши студенты? Какими знаниями они должны обладать? Кто наши работодатели? Это привело нас к тому, что в 2016 году мы провели большую реорганизацию — открыли новые факультеты, кафедры, а через год приняли стратегию развития университета.

НГУЭУ библиотека— Считается, что в мире предпринимательскими задатками обладают лишь несколько процентов населения — данные варьируются в разных исследованиях. По-вашему, можно ли научить предпринимательству?

— Можно и нужно. Понятно, что для этого должен быть комплекс условий, в котором таланты и врожденные качества играют не последнюю роль. С другой стороны, предпринимательству можно учить, и мировая практика это доказывает — во многих ведущих зарубежных вузах реализуются специальные программы на эту тему. В нашей стране предпринимательство долгое время не относили к типу профессиональной деятельности, а больше считали призванием. Но в последнее время мы чувствуем резкий всплеск интереса к обучению предпринимательским навыкам — и не только со стороны бизнеса. Приведу пример. Когда началась пандемия, власти оказались в ситуации неопределенности, ведь перестали работать многие стандартные бюрократические регламенты. Тогда руководителям на местах было сказано: принимайте решения самостоятельно. Вот тогда-то от многих и потребовались предпринимательские таланты, в том числе — умение быстро находить новые нестандартные решения, проявить гибкость, способность взять ответственность на себя в отсутствие четких указаний «сверху». То есть предпринимательское мышление полезно далеко не только бизнесменам.

НГУЭУ попечительский совет

В попечительском совете НГУЭУ прокомментировали выборы нового ректора

— Как в НГУЭУ проводится обучение предпринимательским навыкам?

— У нас есть восемь сквозных курсов — мы их называем «кампусными», направленных на формирование предпринимательского мышления, которые читают для всех студентов, независимо от их направления или специальности подготовки. Маркетологам, юристам, экономистам, айтишникам — уверен, что всем нужно знать, к примеру, такие предметы, как «проектный менеджмент», «критическое мышление» или «основы предпринимательства». Цель курса по предпринимательству — не научить, как зарегистрировать фирму или выбрать систему налогообложения. Мы понимаем задачу намного шире. А именно — сформировать у студента навыки и все те качества, которые связаны с понятием soft skills — «мягких навыков».

— По-вашему мнению, не слишком ли сегодня переоценены «мягкие навыки»?

— Развитие soft skills — это тренд образования во всём мире, это то, что будет во многом определять конкурентоспособность выпускников на будущем рынке труда. Спросите работодателей уже сейчас, чего им не хватает в их сотрудниках, и в большинстве случаев вы услышите то, что относят к «мягким навыкам». При этом в рамках университета я бы ни в коем случае не умалял важность фундаментальных знаний. Но наряду с этим перед вузом всегда были, а в наше время становятся еще более актуальными и другие задачи — научить студентов учиться, переучиваться и быть востребованными в постоянно меняющемся мире. Еще и поэтому сегодня все чаще говорят о переходе на систему высшего образования по формуле «2 + 2».

— Что подразумевает такая система?

— То, что первые два года студенты должны учиться по почти одинаковой программе. Этот подход мы внедрили еще в 2016 году, фактически став одним из первых вузов в Сибири, где все абитуриенты поступают на один факультет базовой подготовки. То есть все учащиеся 1-го и 2-го курсов — студенты одного мегафакультета, и только в конце 2-го года обучения они определяются со специализацией и переходят на профильный факультет — юридический, факультет государственного сектора или корпоративной экономики и предпринимательства. При возможной кажущейся неоднозначности такого подхода он дает много преимуществ — например, возможность формирования междисциплинарных проектных команд студентов. Также у студента появляется возможность безболезненно поменять направление подготовки, если он в процессе обучения понял, что ошибся с выбором и видит свое развитие в другой профессиональной области. Таким образом, НГУЭУ уже достаточно длительное время соответствует тренду, который был обозначен на уровне руководства государства около года назад.

Павел Новгородов— Насколько среди молодежи, учащихся НГУЭУ высок интерес к предпринимательству?

— Опросы показывают, что очень многим молодым людям близки ценности предпринимательства, и это несмотря на то, что эта деятельность не всегда, скажем так, популяризируется. Особенно эти ценности ярко выражены среди абитуриентов и учащихся младших курсов университета. Они хотят работать на себя, заниматься своим делом. Считаю, что задача нашего вуза — поддержать это стремление, дать возможность потренироваться в этом во время учебы. А если желание заниматься собственным бизнесом пропадет, то предпринимательские навыки в любом случае пригодятся.

— Сегодня высказываются мнения, что капиталистические отношения претерпевают трансформацию, и обществу все меньше нужны свободные предприниматели. При этом растет спрос на чиновников и специалистов корпоративного сектора. Согласны ли вы с этим?

— Тот факт, что первые лица государства последние месяцы активно говорят о важности для страны предпринимателей, стартапов, свидетельствует о понимании ценности этих явлений. С другой стороны, мы наблюдаем планомерное повышение роли государства в экономике. Но здесь можно привести в пример опыт Китая, которому удалось в своей модели совместить достаточно жесткое госуправление, большой госсектор с одной стороны и рыночные механизмы с другой, которые нередко работают лучше, более гибко и интересно, чем на Западе. Такой формат показывает успешный результат, и, возможно, нам нужно стремиться к чему-то подобному — сложному симбиозу государственного влияния и сильного предпринимательского сектора.

Павел Новгородов

Авторская колонка Павла Новгородова. Универсальный рецепт. Шаг первый — оттолкнуться от истории

— Какие направления обучения сегодня наиболее популярны среди студентов НГУЭУ?

— По-прежнему высок спрос на три наших основных направления — экономику, менеджмент, юриспруденцию. Последние годы также настоящий бум в сфере рекламы и связей с общественностью. Потребность в экономистах, управленцах, юристах, маркетологах на рынке труда остается и будет оставаться, ведь вопрос не столько в количестве, сколько в качестве этих специалистов. Государство предприняло шаги, чтобы закрыть экономические и юридические направления в непрофильных вузах, где были проблемы с качеством обучения. Но НГУЭУ — специализированный вуз в указанных сферах, с большим опытом и традициями. И вуз рыночный, где доходы от образовательной деятельности более чем на 85% формируются от внебюджетных источников, за счет платных образовательных услуг. Это говорит о том, что наши образовательные программы востребованы. Люди готовы платить деньги за то, чтобы здесь учиться, даже если есть альтернатива получить бюджетное место в другом вузе. Ежегодно мы отмечаем рост набора студентов — и это на фоне снижения государственного финансирования ряда направлений, которые реализуются в вузе. Так, в прошлом году в НГУЭУ был рекордный прием учащихся — к нам поступило более 5 тысяч человек.

— Не так давно вуз подписал соглашение с автономной некоммерческой организацией «Россия — страна возможностей», созданной в 2018 году по инициативе президента России. Что от этого соглашения получит НГУЭУ?

— Это соглашение, как мы ожидаем, создаст дополнительные возможности для социальных лифтов нашим студентам. В рамках платформы «Россия — страна возможностей», например, реализуется известный конкурс «Лидеры России», в этом году запущен трек для студентов. Есть и много других проектов, направленных на поиск активной молодежи. Мы видим ценность этих проектов в том, что они направлены на развитие soft skills, на поиск интересных форматов профориентации студентов, взаимодействия с рынком труда. В том числе через всевозможные олимпиады, конкурсы. Это созвучно нашему вузу и нашему представлению о том, какими должны быть выпускники. Одной из целей присоединения к платформе для НГУЭУ является создание Центра компетенций. Этот вопрос ректоры приглашенных к сотрудничеству российских вузов недавно обсуждали с замминистра науки и высшего образования России Петром Кучеренко в Центре «Сириус» в Сочи.

— Какие задачи будет решать Центр компетенций на базе НГУЭУ?

— Идея президентской платформы заключается в том, чтобы по окончании вуза выпускник вместе с традиционным приложением к диплому получал документ с некой оценкой «мягких навыков». Будь то уровень лидерских качеств, или переговорных навыков, или что-то еще. На сегодня такая информация очень востребована на рынке труда. Ведь работодателю, как правило, недостаточно видеть оценки в дипломе, если он вообще туда смотрит, поэтому он тратит время и деньги на собеседования и другие мероприятия, чтобы оценить соискателя должности. Предполагается, что Центры компетенций возьмут на себя эти функции и будут «замерять» навыки, востребованные рынком труда. Таким образом, работодатели смогут быстрее и эффективнее принимать кадровые решения.

студент в библиотеке НГУЭУ— Когда планируется создать такой Центр компетенций? Не возникнет ли сложностей с критериями оценки выпускников?

— Отмечу, что сейчас этот проект предлагается в качестве эксперимента. Действительно, пока не до конца понятно, как измерять, к примеру, лидерские качества учащихся. Для этого существует много методик, нередко противоречивых. Поэтому создание Центров компетенций в вузах потребует не только организационной, но и большой методической работы.

— Какие подходы приняты вузом для исследования рынка труда? Как университет помогает выпускникам в дальнейшем трудоустройстве?

— В 2016 году мы отошли от традиционного деления факультетов на «экономический», «гуманитарный» и так далее, оставив в структуре только юридический факультет, и за основу структуры университета был взят принцип сегментирования рынка труда — государственный и корпоративный сектор. То есть то, чему мы учим сегодня, в большой степени соответствует запросам рынка. В частности, факультет государственного сектора готовит специалистов, чьи знания и компетенции сегодня широко востребованы в основном государственными или муниципальными органами и учреждениями, общественными организациями. Например, если говорить о финансах, мы разделяем: корпоративные финансы — это одно, государственные — совершенно другое. Здесь отличаются и законодательство, и структура, и институциональная среда, и механизмы принятия решений, и многое другое. В целом все связи с рынком труда у нас выстраиваются через кафедры и факультеты, где есть свой пул принципиальных партнеров — будь то органы власти, финансовые организации, турфирмы или маркетинговые агентства, крупный или малый бизнес.

Сергей Федорчук

Сергей Федорчук: «Миллиарды – не главное»

— Одним из последних договоров о сотрудничестве, которые заключил вуз, стало комплексное соглашение с администрацией Мошковского района Новосибирской области. Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.

— С администрацией Мошковского района университет имеет несколько договоров о сотрудничестве. В том числе мы силами специалистов кафедры региональной экономики и управления, кафедры социологии проводим исследование по оценке состояния и условий развития Мошковского района, в рамках которого анализируется стратегия развития района, проводятся социологические исследования на различные темы.

Отмечу, что сегодня вуз плотно сотрудничает и с другими районами и муниципалитетами. Например, наша кафедра бизнеса сферы услуг имеет хорошие отношения с санаториями Краснозерского и Доволенского районов Новосибирской области. Также мы взаимодействуем с Маслянино, это замечательный район с развитой экономикой и инфраструктурой и большим туристским потенциалом. Соглашения могут иметь как коммерческую часть, так и некоммерческую — организация практик, проведение всевозможных совместных мероприятий, круглых столов и прочего.

— Как сегодня развиваются международные связи вуза?

— Международное сотрудничество развивается по нескольким направлениям — это обмен опытом, совместные программы и проекты, академическая мобильность, привлечение студентов из-за рубежа. Нам интересны российские и зарубежные вузы, которые реализуют модель предпринимательского университета. Например, недавно в НГУЭУ прошел ряд мероприятий с участием постдокторанта Стэнфордского университета, сотрудницы университета Лаппеэнранта в Финляндии Екатерины Альбац. Она работала у нас несколько дней, провела открытую лекцию для студентов, мастер-класс для преподавателей, мы обсуждали подходы к предпринимательскому образованию в России, Европе и США. Также в апреле этого года наши студенты представили результаты совместного проекта с немецкими студентами из Университета города Кобурга. В рамках сотрудничества на протяжении пяти лет студенты ежегодно проводят исследования для российских и европейских компаний. В этом году, например, заказчиком выступал один из крупнейших мобильных операторов Европы — компания Vodafone, а с российской стороны — компания-резидент Сколково Personal Medication and Health Management.

Очень важен нам и китайский рынок — с точки зрения и интеллектуального хаба, и сотрудничества с вузами, и для привлечения студентов. Из ближнего зарубежья основной партнер, конечно, это Казахстан.

Понятно, что в настоящее время международные связи НГУЭУ существенно тормозит пандемия, также негативно сказывается определенная геополитическая напряженность. Хотя, как правило, в рамках академического сотрудничества на политику стараются внимания не обращать.

— В СМИ и на других публичных площадках периодически публикуются всевозможные рейтинги вузов — международные и национальные. Вы как ректор на них ориентируетесь?

— В свое время я глубоко изучал вопросы рейтингов, в частности, методологию их формирования, и у меня сложилось к ним достаточно скептическое отношение. Я понимаю, что в какой-то мере это пиар-инструмент, способ манипулирования общественным мнением. Кроме того, нередко определенная информация в основе некоторых рейтингов попросту никем не проверяется. Кто-то что-то пишет в рейтинговое агентство, и никто это не верифицирует. Могу предположить, что есть вузы, которые этим пользуются. Если говорить о международных рейтингах, то многие из них политически мотивированы. В целом любой вузовский рейтинг исходят из ложной, на мой взгляд, гипотезы, что все вузы одинаковы, а значит, их можно сравнивать по единым критериям. Но это ошибочное мнение, ведь задачи и функции вузов могут различаться. Кто-то ориентирован на фундаментальную науку, кто-то больше работает в прикладных областях. Какие-то вузы выходят на международный уровень, другие ориентируются на регион. Есть вузы технические, есть экономические, есть медицинские, есть педагогические. «Накачанные» государственными деньгами или работающие самостоятельно на рынке. Расположенные в Москве или глубинке. Многопрофильные или имеющие лишь 2–3 факультета. Сравнивать все эти вузы в рамках одного рейтинга — как попытаться рейтинговать легковую машину, грузовик, автобус и гоночный болид только на том основании, что у всех есть колеса, и их цель — перемещаться в пространстве.

И ученые, и руководители вузов часто ругают рейтинги, но при этом, конечно, гордятся, если возглавляемые ими вузы попадают куда-то на верхние строчки. Мы, например, недавно заняли третье место среди 85 российских вузов в рейтинге «Интерфакса» по предпринимательскому образованию на программах бакалавриата, обогнав многие именитые московские и питерские вузы. Это, конечно, приятно, но не более того — какое бы место ни занимал, нельзя останавливаться, нужно постоянно идти вперед, совершенствоваться.

IPO для университета. Интервью с Александром Новиковым

— В современной парадигме непрерывного образования, безусловно, актуальным становится дальнейшее образование для людей, которые уже работают в экономике, бизнесе. Насколько значимо это направление для вуза?

— Верно, тренд на дополнительное обучение, переобучение давно очевиден. На сегодня в структуре доходов вуза — а это более миллиарда рублей — порядка 45 млн рублей мы получаем через дополнительное образование. На фоне многих других вузов это выглядит неплохо. Будем и далее работать в этом направлении, расширять программы допобразования. Здесь стоит учесть и то, что эти программы, как правило, менее стандартизированы, чем основные, а значит, допобразование может быть полигоном для апробации каких-то новых подходов, технологий, для того, чтобы потом можно было переносить лучшие практики в основное образование и масштабировать их.

— Поделитесь планами вуза на 2021 год. Как будет развиваться научно-исследовательская работа в НГУЭУ?

— Прежде всего, мы продолжим совершенствовать электронную среду — серьезно работать над цифровизацией и развитием дистанционных форматов. Цель — стать экспортно ориентированным вузом, чтобы наш образовательный контент, наши курсы брали за основу в других образовательных учреждениях. Большинство дисциплин, которые преподаются в НГУЭУ, должны выйти за пределы вуза. Лекции, учебники наших преподавателей должны быть доступны для всех, кто интересуется темой.

Вторая задача — активизация научной деятельности, в том числе через создание научных лабораторий. По сути, хочется со временем вырастить внутри вуза небольшой научный институт. Если к этому добавить коммерциализацию, то это и получится модель «Университета 3.0» (образование, наука, предпринимательство), к которой государство нас призывает, ориентируясь на то, как такая модель работает за рубежом. Правда, они к ней шли столетиями, а перед нами ставят задачу такой качественный переход обеспечить гораздо быстрее. Поэтому в стремлении к новой модели университета каждый вуз ищет свои пути.

— Какой путь выбрал ваш вуз?

— Если говорить об активизации научно-исследовательской деятельности, то мы открываем научные лаборатории под заказ органов власти или крупных предприятий. От них — постановка задач и периодическая их «приемка», оценка, обратная связь, от нас — кадры, инфраструктура, финансирование. Такой формат необходим, чтобы исследования делались не «на полку», чтобы их результат был востребован конкретными организациями и учреждениями, шел на благо развития региона или отрасли. В этом направлении у нас уже есть успешные наработки.

выпускники НГУЭУ— Как известно, в России нет недостатка в идеях, разработках. Но часто проблема заключается в том, чтобы продвинуть эти идеи на рынок. Планирует ли вуз обучать специалистов, которые смогут решать такие задачи?

— Действительно, у нас в обществе много говорят о «технологическом» предпринимательстве, то есть таком, в основе которого лежат технологические — инженерные и иные — разработки. Хотя, на мой взгляд, к технологическому предпринимательству нужно подходить более широко, включая в него и бизнес-технологии (например, новые бизнес-модели типа Uber или коворкингов), и социальные технологии. Но даже если уже есть технология, разработка, прототип — проблема не только в том, чтобы что-то придумать, важно продвинуть разработку на рынок. Для этого нужны не только знания, но и те самые «мягкие навыки». В их числе — умение анализировать и интерпретировать информацию, выстраивать коммуникации, вести переговоры. Всему этому мы и стараемся научить студентов через различные курсы. Два года назад вуз начал этим заниматься, и думаю, в перспективе ближайших нескольких лет мы увидим результаты этой работы на наших выпускниках, которые смогут еще эффективнее конкурировать на рынке труда.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ