Константин Каменщиков: «Я вижу Новосибирск будущего, по которому я летаю в аэротакси»

В продолжение обсуждения картины будущего Новосибирска, начатой на страницах «Континента Сибирь», своим взглядом на основные возможности развития города поделился генеральный директор акционерного общества «ПРОЭКО» КОНСТАНТИН КАМЕНЩИКОВ.

Дискуссия о том, как надо управлять Новосибирском, начатая Александром Зыряновым, наложилась на решение мэра города Анатолия Локтя реорганизовать муниципальный департамент промышленности, инноваций и предпринимательства. Этот шаг градоначальника стал дополнительным поводом обсудить роль муниципальной власти в развитии экономики областного центра. Какова функция мэрии в инновационных и высокотехнологических успехах на территории города? Посягает ли городская администрация на компетенции субъекта федерации, ведя собственную промышленную и инновационную политику? Где пролегает граница ответственности различных звеньев «вертикали власти»? Своё мнение об этом в «Континенте Сибирь» высказал Виктор Толоконский, не один год возглавлявший Новосибирск и Новосибирскую области. В частности, он указал на важность формирования «образа будущего», который должен мотивировать жителей города в трудные кризисные времена. Продолжить дискуссию «Континент Сибирь» пригласил Александра Зырянова и самих новосибирских предпринимателей, работающих в инновационной сфере. В предыдущих публикациях своим мнением поделился директор группы компаний «Система», специализирующейся в области девелопмента, инвестиций в недвижимость и строительства Валентин Тиунов. Также не остался в стороне от обсуждения эксперт Агентства стратегических инициатив по направлению «Предпринимательство и технологии» и руководитель в GLOBALIDEAS Никита Наумов. Александр Зырянов также раскрыл перед читателями «Континента Сибирь» своё видение роли муниципалитета в вопросах привлечения инвестиций в Новосибирск.

— Константин, давайте начнём беседу с самой динамично развивающейся составляющей нашего бытия – с информационной инфраструктуры. Для успешной работы бизнеса и решения социально-бытовых вопросов жителям Новосибирска нужны интернет-помощники, где были бы агрегированы меры поддержки для простых обывателей и, отдельно, меры стимулирования деловой активности. Нужны современные цифровые площадки обратной связи муниципальной власти с населением. И сегодня такие инструменты есть. Например, порталы «Мой бизнес», «Бизнес навигатор МСП» и «Госуслуги». Но достаточно ли их? Насколько хорошо такие сервисы проработаны?

— Я считаю, что Новосибирску в этом плане повезло. Потому что у нас в городе есть группа руководителей, в своё время собранная Максимом Останиным, который сейчас трудится заместителем министра промышленности, торговли и развития предпринимательства в правительстве Новосибирской области. И та система коммуникаций между малым бизнесом и властью, которую он в своё время сделал и продолжает развивать, вполне отвечает всем текущим информационным и коммуникационным задачам. Недаром он так быстро перешёл на работу в региональное правительство и достиг поста замминистра.

АО «ПРОЭКО», директором которого является Константин Каменщиков — холдинговая компания и разработчик модульных систем аэрации и фильтрации на очистных сооружениях

На сегодня у нас есть огромный и, что ещё более важно, живой чат в «Телеграме». К нему подключены, в том числе, сотрудники мэрии и областного министерства промышленности и торговли. На любой вопрос в нем отвечают довольно быстро и по делу. Нам, как предпринимателям, есть куда написать.

Могу привести личный пример. Моя племянница два месяца училась в США по российско-американской программе для предпринимателей. Я узнал о ней из новостей телеграм-чата «Сделано в Новосибирске». Сейчас он называется «Сделано у нас». Прочёл о критериях. Тут же написал в личный аккаунт инициатору новости, задал несколько вопросов. Быстро подготовили резюме, и оно прошло. И я даже не представляю, где бы ещё я мог узнать об этой программе.

И так – в большинстве проблем или запросов. Ответ можно получить, как правило, в течение дня. Все друг другу стараются помогать. Эти площадки предназначены для делового общения, любые иные темы администраторы чатов очень твердо отсекают. И эта твёрдость даёт предпринимательскому сообществу высокую скорость и эффективность коммуникации с представителями власти вот уже 4-е года.

К порталам «Мой бизнес» или «Бизнес навигатор МСП» я по своей работе нечасто обращаюсь. Обычно по другим каналам получаю нужную мне информацию. Но в целом я считаю, что информационного обеспечения для бизнеса и жителей в Новосибирске сейчас достаточно. Кроме того соглашусь с мнением вашего предыдущего спикера, Валентина Тиунова, в том, что предприниматель должен уметь искать нужную ему информацию.

Валентин Тиунов

Валентин Тиунов: «Чистая и ухоженная дорога – это то, что инвестор и бизнес-турист должен первым видеть в городе»

Ещё раз подчеркну – я считаю, что в плане информационного обеспечения и коммуникации у нас как раз всё хорошо. Мы живём в регионе, где люди дружат с информатикой, традиционно много ИТ-специалистов, и в своё время масштабная работа по наладке сервисов уже была проделана.

— А что вы скажете про административную инфраструктуру? Обработку типовых запросов предпринимателей и других горожан? Здесь всё так же неплохо, как и с информационно-коммуникационной составляющей?

— Не могу сказать за всех. У меня нет такого богатого обзорного опыта того, как обрабатываются типовые запросы граждан, чтобы здесь дать свой комментарий.

Когда я обращаюсь со своими деловыми вопросами, в большинстве случаев всё решается довольно доброжелательно и достаточно быстро. Хочу отметить, что сейчас работа с обращениями переведена на совсем другой режим, чем это было совсем недавно. Она оцифрована. И за счёт этого сильно возросли удобство и скорость обработки запросов.

И в этой сфере многое сделано в целом по стране. По крайней мере, у меня именно такое впечатление сложилось из опыта взаимодействия с самыми разными ведомствами и на разных уровнях.

Давайте перейдём к наиболее острому вопросу на сегодня. Городская инфраструктура Новосибирска и уход за ней многими горожанами сегодня критикуются. По-вашему, какой она должна быть, чтобы стать удобной и привлекательной для жителей, бизнесменов и инвесторов? И как муниципалитет может этого добиться?

— Начну с того, что сегодня я бываю во многих регионах и городах России как инвестор или соинвестор. Как предприниматель, который приезжает, проводит переговоры и уезжает с некоей идеей – создавать или не создавать бизнес в этом месте.

Когда я прилетаю в какой-то город, первое что я вижу – это дорога из аэропорта. А затем и другие дороги города. И это очень важно! Ведь информация к нам поступает от наших органов чувств. Мы полагаемся на свои ощущения, своё впечатление. Я прилетаю, пересаживаюсь на машину и буквально ощущаю физически, насколько комфортен и привлекателен город. С самых первых метров дороги.

А теперь вспомним новосибирские дороги, которые во многих местах попросту тяжелы в проезде. Где пробки часто возникают даже не потому, что машин много, а потому, что на каких-то участках весь поток автомобилей тормозит, чтобы аккуратно переехать вымоину или какой-то другой дорожный дефект. Это сразу даёт приехавшему к нам человеку некий невербальный подтекст. И подтекст отрицательный.

Уже дорогой мы даём инвесторам сигнал насторожиться. Потом мы говорим инвестору, что власти будут ему помогать, если он здесь сделает бизнес, но он своими органами чувств уже ощутил, что город неухоженный, и у него возникает некий диссонанс. А город может упустить определенную инвестиционную возможность.

Дорожные проблемы в Новосибирске начинаются буквально с улицы Станционной. Гость города миновал всего несколько километров по дороге от аэропорта, увидел стелу с надписью «Новосибирск» и почти тут же стал объезжать ямы, встал в пробку на одном из переездов через Транссиб или попал в иные затруднения. Понимаете? Буквально с первой улицы города.

На проблему качества дорожного покрытия здесь накладывается и проблема реогранизации дорожного движения в разных уровнях. Чтобы все виды транспорта и транспортные потоки не пересекались на одном уровне. Ведь это априори порождает заторы. Сегодня большое количество удобных многоуровневых развязок – это то, что отличает современный мегаполис от провинциального города.

Директор АИР Александр Зырянов

Какова должна быть роль муниципалитета в вопросе привлечения инвестиций?

Вы помните историю со скоростным трамваем в Новосибирске? Когда его предлагали организовать в одном уровне с движением остального транспорта? Местные специалисты молчали, боясь попасть в «диссиденты», а иностранные попросту недоумевали – как эти люди могут говорить о скоростном транспорте, оставляя его в одном уровне движения с прочими транспортными потоками? Тут можно либо сомневаться в профессионализме людей, всерьёз предлагающих такую идею, либо предположить, что они преследуют в этом проекте совсем иные цели, нежели нормализация транспортной ситуации в городе…

У нас отсутствуют парковки в необходимом количестве. Удобные многоэтажные парковки. Отсутствуют хотя бы двухуровневые или трёхуровневые развязки. Которые стали совершенно обыденным элементом ландшафта средних и даже небольших европейских городов. Наш город не производит впечатления современного города. Возникает ощущение, что ты приехал в глубокую провинцию.

— Можно здесь сделать уточнение? На ваш взгляд Новосибирску больше всего не хватает именно развязок? А где именно? В каких узловых точках города?

— Да, на мой взгляд, нам не хватает именно развязок. Где именно? Начнём с площади Труда. Вы приехали с площади Станиславского, а я по улице Широкой. Вот мы встретились в первый раз. И будем тяжело разъезжаться. Вот первый участок, который сразу приходит в голову.

Далее – перекрёсток улиц Нарымской и Дуси Ковальчук. Широкие шестиполосные дороги сопрягаются в одном уровне. Соответственно, с пяти до восьми вечера прорваться через этот перекрёсток – большая удача. И я думаю, что таких моментов в Новосибирске каждый из нас может насчитать порядка двадцати-тридцати.

— Константин, интересно, что ваши мысли здесь пересеклись с мнением Виктора Толоконского. В нашем мартовском интервью он тоже говорил, что Новосибирску нужна программа «двадцать развязок», чтобы транспортные потоки города, наконец, получили некую свободу.

— Вы знаете, я боюсь, что двадцать-тридцать развязок – это буквально самый минимум, с которого начнётся нормальное движение. Минимум на текущем этапе, без учёта увеличения количества транспорта. А если учитывать рост города и рост числа автомобилей, развязок нам нужно ещё раза в полтора-два больше.

Развязки и качество дорожного покрытия – вот два основных момента, которые я считаю приоритетными для обеспечения комфортной жизни в Новосибирске и его развития. В конце концов, качество дорог бьёт и по национальному самолюбию. Ну неужели у нас нет таких материалов, которые бы каждую весну не сходили с дороги? А если они есть, почему они не используются теми, кто управляет городом?

Конечно, кроме развязок и качественных дорог нам нужны и мосты. Я говорю не о существующих мостах или строящемся сейчас 4-м автомобильном, а о новых. Вот есть, например, проезд через ГЭС. Хорошо, что он есть. Но ведь это же узкая ниточка с ограничением скорости до 40 км/ч. Во-первых, она может быть в любой момент перекрыта по технологическим вопросам. Ремонт дороги, ремонт дамбы или самой ГЭС. Раз, и нет у нас этой нитки. Во-вторых, она сама по себе узкая и сильный транспортный поток никогда не переварит.

В районе ОбьГЭС нужен мост-дублёр. Чтобы он не был ограничен скоростью в 40 км/ч. Не имел узких развязок и пересечений в одном уровне с дамбой водохранилища или шлюзами. И обладал большим количеством полос для движения. Он может стать важным элементом удобного пути из аэропорта в Академгородок.

Виктор Толоконский - интервью

Как трансформировать развитие инновационной экономики в развитие территории?

Ещё один мост нужен в районе поворота ул. Дуси Ковальчук на ул. Владимировскую. Чтобы с ул. Дуси Ковальчук не пытаться, проехав по Владимировской, встроиться в поток на Димитровском мосту и стоять там в пробке.

Представьте, что мы едем по ул. Дуси Ковальчук и можем сразу перейти по мосту на левый берег где-то в районе 2-й Станционной. Перед нами сразу открывается возможность быстро добраться до аэропорта, выехать на Омский тракт, а если будут сделаны и эстакады через Транссиб вместо нынешних железнодорожных переездов – комфортно добраться в обход центра Новосибирска в любое место Левобережья.

— Константин, вопрос замены переездов виадуками, конечно, мэр может решить только вкупе с властями региона и Федерации, а также руководством РЖД. Но всё же, на ваш взгляд какие конкретные шаги зависят от него? Что мэр может сделать, чтобы ситуация с виадуками и дорожными развязками решалась и решалась быстрее? Особенно в условиях, когда в бюджете города нет денег?

— Как только власть приняла решение говорить, что в бюджете нет денег, мы об этом говорим. И это происходит уже много лет. Все это привычно повторяют. Но деньги есть! Они находятся довольно просто. Я не в курсе ситуации с городской казной, но давайте зададимся вопросом: заплачу ли я 30 рублей, чтобы быстро миновать Транссиб по виадуку, а не ожидать полчаса на переезде? Естественно, заплачу.

Теперь к вопросу цифровизации города – с сегодняшними технологиями у нас нет никакой проблемы поставить систему считывания автомобильных номеров на таких объектах, как платные виадуки, и сделать базу или мобильное приложение, где автомобилисты внесут данные своих платёжных карт. Чтобы проезжать виадук, не замедляя движения. Система при этом сама считывала бы номер и делала запрос на списание с вашей карты этих 30-ти рублей. А можно вообще эту базу или приложение привязать ко всем платным объектам дорожной инфраструктуры города. Чтобы вы к ней один раз подключились и свободно передвигались по Новосибирску. И при проезде любого из платных объектов система формировала вам запрос на списание денежных средств. Быстро, удобно и технологически уже не сложно!

Предположим, кто-то из жителей не хочет платить за проезд по эстакаде. Он всегда может подождать полчаса-час у переезда и проехать через него. То есть плата в таком проекте взимается за удобство, которым можно пользоваться уже сейчас, а не через 15-20 лет, когда у города до этого дойдут руки (финансы) обычным порядком. И инвесторы на такие инфраструктурные проекты всегда найдутся.

Так что при желании и некоторых усилиях можно довольно быстро запустить как строительство нескольких виадуков на местах переездов, так и нескольких развязок. У нас проблема в том, что очень жестоко наказывают за ошибки, поэтому должностные лица не хотят рисковать. Я понимаю чиновников. Ошибся – прокуратура. Здесь можно попробовать создать межведомственные комиссии, чтобы на стадии запуска такого проекта получить позицию всех ведомств по этому вопросу. Или провести общегородской референдум. Думаю, какие-то подходы здесь должны существовать. Если заниматься городом не как политикой, а как хозяйством.

А что вы скажете о двух концепциях развития городского железнодорожного транспорта? Что Новосибирску нужнее – метрополитен или кольцевая городская электричка? Есть мнения, согласно которым метрополитен строить долго и дорого и нужно сосредоточиться на запуске городской электрички, для которой требуются не очень большие вложения в существующую инфраструктуру.

— В своё время я привлекал инвесторов для строительства метрополитена, поэтому хорошо знаком с проектом его развития. И для достройки станций в сторону Гусинобродского шоссе мы как раз предлагали (тогда проектом занимался губернатор) вывести линии из-под земли и повести по эстакадам. Например, на пересечении Дзержинской линии с ул. Никитина практическая необходимость вести метро под землёй теряется. И можно линию вывести на эстакады, что позволит достроить ветку быстрее и дешевле. Мы обсчитывали проект с немецкими специалистами. В общем, я за то, чтобы много не копать землю, а иметь надземный транспорт.

А городская кольцевая электричка – это очень удобно. Если ещё будет качество вагонов соответствующее, как это сейчас в Москве сделали на МЦК (Московской центральном кольце – «КС».), это будет быстро и надёжно. И этот проект должен идти параллельно с развитием метрополитена, потому что мечтать о кольцевой линии метро, к сожалению, новосибирцам не приходится.

— Константин, в вопросе инфраструктуры мы уже затронули частично тему имиджа города. Но хотелось бы сделать на ней более сильный акцент. Возможно ли, по-вашему, сформировать сегодня единую стилистику Новосибирска или хотя бы его отдельных районов? Что должен сделать муниципалитет, чтобы наш город своим внешним видом привлекал новых жителей, бизнесменов, инвесторов и туристов?

— Наш город очень нуждается в единой стилистике. И я говорю не только об архитектуре. Сегодня наметилась тенденция на сокращение количества рекламы в городе. Но работы здесь ещё непочатый край. Обилие пёстрой лоскутной рекламы на многих наших зданиях – это опять такой невербальный сигнал: «осторожно, провинция!». И это засилье рекламы можно встретить буквально в центральных узлах города – у станции метро «Золотая нива», на Красном проспекте. Она режет глаз и отпугивает инвесторов.

Александр Зырянов

Что стоит за критикой Александра Зырянова в адрес мэра Новосибирска?

Возьмём в качестве примера здание на Станционной 30, где базируется лизинговая компания «НЛК». Там много арендаторов. Больших и малых. Но руководство НЛК, как арендодатель, не разрешает им размещать свои вывески на фронтоне. И поэтому здание смотрится единым комплексом. А здания на Красном проспекте, относительно близко к мэрии расположенные, пестрят синими, ярко-жёлтыми вывесками. Там арендодателям не важен архитектурный облик, и мы видим там жуткую аляповатую чересполосицу.

С архитектурой всё сложнее. Её одномоментно к единообразию не привести. Это дело десятилетий. А вот с рекламой в ближайшие два-три года, на мой взгляд, вполне реально навести порядок. И это уже добавит городу ухоженности и респектабельности.

— А какие шаги может предпринять мэрия, чтобы навести порядок с рекламой?

— Этот процесс нужно начинать с выработки концепции – улиц общегородского значения, где действуют одни правила, улиц районного значения, где правила несколько другие, попроще. И так далее. Нужно определиться с цветовой палитрой города. С какими-то стандартами размера и цвета вывесок и баннеров. Но прежде всего, нужно определиться с основной задачей такой концепции – каким мы хотим показывать наш город. Какое впечатление от него хотим транслировать приезжающим.

Если мы хотим, чтобы наш город выглядел не как «среднеазиатский базар», а как богатый, деловой и респектабельный город, то нужно подумать, какие тона передают такое впечатление. Я не специалист в рекламе, но могу сказать точно, что это не ядовито-яркие цвета, какие можно встретить сегодня в облике зданий и вывесок на центральных улицах Новосибирска. Нужно понимать, что мы должны продать имидж Новосибирска, продать облик нашего города.

И в эту концепцию должны вписываться не только какие-то похожие цвета фасадов и рекламы, единообразие дизайна там, где это возможно, но и другие объекты городской инфраструктуры. Тех же зелёных зон должно быть больше и они должны иметь ухоженный вид растительности и парковой архитектуры. Какие-нибудь белые балюстрады. Декоративные мосты тех же солидных цветов. Здесь можно ориентироваться на развитую парковую культуру городов европейской части России.

За два-три года вполне реально создать общую концепцию и единый имидж города. А потом постепенно заменять те или иные детали, на которые при формировании концепции и имиджа времени не хватило.

Представим, что мы продаём vip-карту банка. Как думаете, если бы мы сделали её оранжево-зелёно-красной, какое впечатление она формировала бы у состоятельных клиентов? А если бы карта выпускалась в чёрно-серебристой гамме? Солидные цвета для солидного клиента. Вот так и с имиджем города. К нему нужно подойти профессионально. Потому что имидж Новосибирска приносит или не приносит ему дополнительные деньги.

Имидж – это ещё один ресурс Новосибирска. И он должен соответствовать тому размеру средств, которые город просит у инвестора, потому что только в этом случае у инвестора будет подспудное желание вложить эти свои средства в Новосибирск, а не увезти их в другой город.

— В завершение нашей беседы вы могли бы описать свою картину будущего Новосибирска? Каким вы видите наш город через 20-30 лет? Сколько в нём населения? На какой вектор развития города сделан упор? Какие технологии внедрены в городскую среду?

— Когда я слушаю вот этот тезис про «выбор вектора развития» я всегда задаюсь вопросом, зачем нам выбирать? У нас живёт и работает в городе почти 2 миллиона человек. И развиваются отрасли экономики, которые никак между собой не конкурируют, а где-то даже дополняют друг друга, давая синергический эффект. Например, информационные и логистические проекты. И зачем нам выбирать между ними? Нужно развивать и то, и другое. Объём и квалификация рабочий силы это позволяют делать.

В синергетическое развитие города нужно и можно привлечь инвесторов. Как инвестиционный специалист скажу, что в этих отраслях экономики совсем разные инвесторы и, привлекая кого-то к финансированию ИТ-разработок, мы вовсе не лишаем этим инвестиций логистику или промышленные предприятия.

Кроме того, многие крупные проекты финансируются федеральными деньгами, потому что на выходе значительное увеличение продукта и, соответственно, налоговых отчислений. И федеральному правительству они выгодны. Опять же, мульти-отраслевое развитие выгодно и тем, что один проект черпает софинансирование из одного федерального министерства, а другой – из совсем другого. А это значит, что на параллельное ведение двух проектов в разных отраслях средства получить значительно проще, чем на два одновременных проекта в одной и той же отрасли.

Никита Наумов

Никита Наумов: «Я вижу Новосибирск, как главный центр развития стартапов и науки в России»

Но если всё-таки говорить о какой-то очерёдности задач, то транспортно-логистическая составляющая, на мой взгляд, первоочередная. Нужно чтобы город работал как часы. Потому что это влияет и на имидж города, и на психологический климат, и на хозяйственную деятельность – торговлю, производство.

Мне хотелось бы, чтобы Новосибирск через 20-30 лет продолжал оставаться доступным по соотношению культура – экология жизни. То есть не перерастал порога в 3 миллиона жителей. Чтобы сохранялась возможность добраться из НОВАТа до лыжни за 15-20 минут.

Мне бы хотелось ездить по городу через четверть века по хорошим ровным дорогам. И использовать для поездок не внедорожник, только потому, что лишь на нём я в городе везде могу проехать, а любую машину. Хотелось бы пользоваться красивыми многоуровневыми развязками. Я представляю себе Новосибирск будущего во множестве красивых развязок.

Вместе с ИТ СО РАН и ФПИ (Институт теплофизики им. Кутателадзе СО РАН и Фонд перспективных исследований – «КС») мы занимаемся сейчас проектом циклолётов. Это двухсредный транспорт, который может не только ездить, но и летать. Поэтому я вижу Новосибирск будущего, в котором есть аэротакси, и я могу в крупный ТЦ прилететь, а не приехать…

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ