«Покупка «Евразии Моторс» — это начало не тактического захвата Омска, а усиления стратегического присутствия «КЛЮЧАВТО» в Сибири»

«Континент Сибирь» продолжает обсуждать с участниками рынка самую крупную сделку в автодилерском бизнесе СФО — покупку федеральной компанией «КЛЮЧАВТО» одного из самых крупных региональных дилеров — омской «Евразии Моторс». Совсем недавно в «Континенте Сибирь» выходило интервью с экс-главой ассоциации «Российские автодилеры» (г. Москва) Олегом Мосеевым, который рассказал о своем видении ситуации. На этот раз своей точкой зрения по поводе сделки и ее последствий для рынка поделился эксперт омского авторынка, директор центра продаж автомобилей с пробегом «Автобан» ИВАН БЕЛАНОВ.

— Иван, на ваш взгляд, можно ли считать сделку между «Евразией Моторс» и «КЛЮЧАВТО» ожидаемой для рынка с точки зрения имеющихся предпосылок, трендов, сложившейся рыночной ситуации? Или, наоборот, она стала полной неожиданностью и даже сенсацией?

— На оба вопроса отвечу положительно. С одной стороны, сделка была ожидаемой. Несмотря на рост доходов автодилеров в 4-ом квартале, о котором вы писали, 2020-ый год в целом оказался тяжелым. Дилеры просели по экономической эффективности, многие истратили имевшиеся резервы, и оказались не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства. Поэтому трендом 2020-го года стали интеграционные сделки. Это и продажа дилерского центра Hyundai группе компаний «БАРС», и выход пермской компании «Эксперт-Авто» в автосалон на Кордном, и сделка у «Форвард-Авто». Поэтому к M&A-сделкам все были готовы. Однако подобного развития событий ожидали от дилеров другого уровня, не от лидера рынка. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, сделка стала сенсацией. «Евразия Моторс» не подавала никаких намеков на возможную продажу. В холдинге пополняли портфель брендов, много вкладывали в маркетинг, развивали направление авто с пробегом. 2020-ый год был для холдинга и инвестиционным годом, и маркетинговым годом, и просто годом развития – рекордной доли рынка. Было невозможно предположить, что в этих условиях собственники «Евразии Моторс» продадут бизнес. Но именно это и произошло.

Краснодарский холдинг «КЛЮЧАВТО» купил одного из крупнейших сибирских автодилеров

— Какие изменения можно ожидать от «Евразии Моторс» в связи со сменой собственника? Прежде всего, с точки зрения кадров, бизнес-процессов, и.т.д.

— У «КЛЮЧАВТО» жестко выстроены процессы с точки зрения управления персоналом и контроля. Эти два блока, думаю, будут скорректированы. «Евразия Моторс» больше старалась подстраивать свои процессы под конкретный бренд, с которым работала. Поэтому, салоны отличались друг от друга в процессах и подходах. «КЛЮЧАВТО» будет настраивать свои процессы, и первоочередную роль будут играть требования холдинга, внутренние стандарты и ИТ-системы, а потом уже пожелания отдельно взятого дилерского бренда. С учетом удаленности от Омска управляющей компании, которая находится в Краснодаре, будет значительно усилен контроль. Понятно, что прежним собственникам «Евразии Моторс» было проще «управлять глазами», так как они находились в Омске, а федеральному холдингу нужно, чтобы все строго контролировалось и проверялось на цифрах. Стоит ожидать серьезную глобальную перестройку «Евразии Моторс». Холдинг уже к этому приступил.
По кадрам тоже произойдет корректировка исходя из того, что в федеральных холдингах другая структура управления. Следует ожидать изменения в среднем и высших звеньях, и с большой вероятностью, частично из Краснодара.

 ГК «Евразия Моторс» была основана известным омским бизнесменом Ильей Фридманом в 1998 году. На сегодня она является официальным дилером Chery, Changan, KIA, Hyundai, Mitsubishi, Nissan, Datsun, Renault, Volkswagen, Skoda, Mercedes—Benz в Омске. Ранее в ее портфеле также были бренды Peugeot, Citroen и Ford. По данным сайта компании, у нее 12 автосалонов в Омске. Под брендом «Евразия Моторс» группа компаний работает с 2010 года после раздела бизнеса между Ильей Фридманом и Павлом Смирновым. По данным рейтинга «Континента Сибирь», по итогам 2020 года ГК «Евразия Моторс» заняла 1 место среди автодилеров Сибирского федерального округа по показателю доли рынка в основном регионе присутствия. На первых строчках этого рейтинга группа компаний находилась последние несколько лет.

ГК «КЛЮЧАВТО» согласно рейтингу «Автобизнесревю» за 2020 год заняла 5-ое место по продажам новых автомобилей среди дилеров России. Группа компаний была основана Виктором Сергеевым — большинство ее дилерских центров расположены на юге России. По данным сайта группы компаний, на сегодня у нее 84 центра в 18 городах России. В линейке «КЛЮЧАВТО» 24 бренда, а сам портфель почти полностью пересекается с ГК «Евразия Моторс».

— На ваш взгляд «Евразия Моторс» останется работать под привычным для омичей брендом, перейдет на материнский «КЛЮЧАВТО» или первое время будет работать под двумя брендами?

— Это очень хороший вопрос, который интересует всех. В том числе возможно и саму группу компаний «КЛЮЧАВТО». На федеральном уровне «КЛЮЧАВТО» тратит много ресурсов на позиционирование своего собственного бренда, у него есть сложившийся имидж и статус. Поэтому с 90%-ой вероятностью можно ожидать ребрендинга «Евразии Моторс», это лишь вопрос времени. По моим данным, процесс уже запущен. Я согласен с тем, что надо менять бренд и как можно быстрее. Все равно рано или поздно придется это делать. Сейчас, на волне невысокого спроса, это сделать проще, чем впоследствии при ожидаемом росте рынка. Думаю, что будут серьезные инвестиций в ребрендинг. И омские коллеги по цеху со мной согласны.

Чего стоит ожидать от «КЛЮЧАВТО» в Сибири после покупки крупного местного дилера «Евразия Моторс»?

— Что означает эта сделка для омских клиентов? Просто смена вывески, или нечто большее? Что может измениться для них? Наличие автомобилей, уровень сервиса и клиентоориентированности?

— Клиент однозначно выиграет от прихода в регион игрока более высокого федерального уровня. Возможностей у «КЛЮЧАВТО» больше, поэтому у клиентов намечается более широкий выбор по всем брендам во всех сегментах. Также стоит ожидать умеренной ценовой политики. Эти изменения мгновенно дадут эффект сейчас на фоне проблем со складами в Омске. Думаю, что менеджментом «КЛЮЧАВТО» будет сделана ставка на качество обслуживания и то, что его обеспечивает — на процессы, оборудование, персонал.

Рост конкуренции отразится и на качестве работы местных дилеров. Мы уже заметили эти изменения. Я плотно общаюсь с омскими дилерами, и прямые конкуренты «Евразии Моторс» уже отреагировали. Они готовятся к приходу мощного федерального игрока, который поднимет стандарты работы. Опережая события, они уже занимаются улучшением качества работы, кадровой политикой, наполнением складов и тд. Поэтому качество обслуживания вырастет в целом по рынку, что тоже плюс для клиентов. Подыматься на одну-две ступеньки придется всем. Мы это видим по продуктовому ритейлу, когда с заходом «федералов» уровня «Магнита» и X5 подтянулись и развились местные игроки, сами от себя того не ожидая.

— Опыт Новосибирска показывает, что даже при наличии московских игроков можно не только работать на рынке, но иногда иметь более высокую долю по бренду. На ваш взгляд, омским дилерам вполне по силам конкурировать с ГК «КЛЮЧАВТО» и даже превосходить в чем-то ее?

— Думаю, омские дилеры найдут в себе резервы. Став сильнее и эффективнее, они потом даже скажут, что пока не было «КЛЮЧАВТО», у них просто не было необходимого импульса для изменений. Безусловно те, кто готов к конкуренции и работе над собой, останутся на рынке и найдут своего покупателя. Все же у местных игроков, многие из которых работают больше 20 лет, есть наработанная клиентская база, репутация, знание своего покупателя и другие сильные стороны. Да и сами производители не дадут федеральному игроку грубо демпинговать в регионе и вытеснять местные компании — они не заинтересованы в монополизации франшиз, надеюсь.

Илья Фридман: «Наша стратегия — постепенное пополнение портфеля перспективными брендами с одновременным избавлением от аутсайдеров»

— Чем еще обернется эта сделка для авторынка в целом?

— В связи с обновлением кадровой политики стоит ожидать сдвига в мотивации персонала. Насколько мне известно, в «КЛЮЧАВТО» повыше уровень зарплат. Если холдинг поднимет его в Омске, то адекватные квалифицированные сотрудники пойдут к ним. На авторынке Новосибирска зарплаты по моим наблюдениям значительно выше, чем в Омске. И это в том числе следствие захода в 2008-2009 годах в Новосибирск федеральных компаний, которые исходя из своих бизнес-процессов и подходов имели возможность больше вкладывать в персонал. Возможно, Омск ждет постепенный рост зарплат, который будет привлекать более квалифицированные кадры и стимулировать ребят не покидать город.

— Экс-глава ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев в интервью нашему изданию очень высоко оценивал компетенции «КЛЮЧАВТО», в том числе и на фоне «Рольфа». По его мнению, компания точно находится в числе передовых автодилеров России. Согласны ли вы с таким выводом, или вы считаете, что это преувеличение?

— У «КЛЮЧАВТО» однозначно профессионально и грамотно построена работа с дистрибьюторами. Благодаря этому в том числе они хорошо зарабатывают. Вторая их сильная компетенция — контроль бизнеса. Поскольку собственник территориально удален от актива, это очень важно. Иначе управлять со временем будет нечем. Также у «КЛЮЧАВТО» высокие инвестиционные компетенции — они эффективно развиваются в стране, и экспертиза у них отличная. Что касается качества управления процессами, то я пока не располагаю информацией именно по «КЛЮЧАВТО». Думаю, стоит подождать, например, год, чтобы аргументированно делать какие-либо выводы в этом отношении.

Стоит ли продавать активы в сфере автобизнеса, и как найти на них покупателя? Опыт участников рынка

— Стоит ли ожидать от «КЛЮЧАВТО» дальнейшей экспансии в Омске и за его пределами, наращивания портфеля брендов, и.т.д.? То есть покупка «Евразии» — это только начало, или наоборот, точка?

Учитывая, что в руках «Евразии Моторс» 40% омского рынка, то это «мегаточка». Проводить дальнейшую экспансию и монополизировать рынок в такой ситуации не в интересах «КЛЮЧАВТО». Сейчас у «Евразии Моторс» широкая линейка брендов, в которой есть все ключевые позиции для рынка. С таким портфелем экономически более целесообразно настраивать качество работы, а не заниматься экспансией. Стратегия интенсивного развития при доле рынка в 40% приоритетнее, чем экстенсивного. Возможности расширения здесь могут касаться разве что китайских брендов — например, перевода Chery и Changan на другие площадки в салоны, начала их более активной «прокачки» и дальнейшего пополнения портфеля новыми марками из Поднебесной.

Думаю, для «КЛЮЧАВТО» логично сделать Омск своим центром в Сибири. Может даже здесь будет управляющая компания, которая будет посматривать на близлежащие города Сибири с точки зрения возможностей развития. Будет изучена специфика Сибири, сформирован кадровый резерв омичей, почему нет? Я согласен с Олегом Мосеевым в том, что Омск — не самый богатый город Сибири, чтобы в него войти и там остаться. Возможно, покупка «Евразии Моторс» — это начало не тактического захвата Омска, а усиления стратегического присутствия «КЛЮЧАВТО» в Сибири.

— Может ли пример «КЛЮЧАВТО», на ваш взгляд, подтолкнуть других «федералов» к аналогичным шагам?

— Для Омска произошедшая сделка — это очень яркий проект. Последнее время все только об этом и говорят. Пресса не смолкает, мы сами ежедневно обсуждаем ситуацию внутри автодилерского сообщества. Это крупнейшая сделка не только для автобизнеса. Я думаю, она подстегнет потенциальных инвесторов заходить в Омск. Наш город исторически находился в «зажатом» состоянии между Тюменью и Новосибирском. Все инвесторы проходили мимо и последние 15 лет «оседали» либо в Новосибирске, либо в Тюмени. После сделки с «КЛЮЧАВТО» много федеральных компаний, и не только из автобизнеса, обратят внимание на Омск и перспективы этого города. И это не последняя сделка — скорее, это начало большого сдвига в региональном бизнесе.

Встреча мэра Омска с представителями компании "Брусника"

Застройщик «Европейского берега» в Новосибирске развернет масштабные проекты в Омске

За последние годы в Омск уже зашла АФК «Система» Владимира Евтушенкова с крупнейшим проектом по благоустройству, к молодежному чемпионату мира по хоккею возводятся несколько отелей 4*, которые будут работать под международными брендами. В Омск входят крупные иногородние девелоперы, федеральные ритейлеры и производители. И это не говоря уже об огромных инвестициях в новую Ледовую арену. Много денег вкладывается в ремонт дорог — в городе уже переложили весь асфальт на несколько раз, водители довольны. То, что происходило 10-12 лет назад в Новосибирске, сейчас происходит с Омском. При этом, в городе сохраняется не высокий уровень зарплат, что всегда является плюсом для потенциальных инвесторов. Поэтому я думаю, что произошедшая сделка открывает перед Омском новые перспективы.


Оставляйте заявку на вступление в нашу специализированную Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой отрасли.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ