Чего стоит ожидать от «КЛЮЧАВТО» в Сибири после покупки крупного местного дилера «Евразия Моторс»?

Покупка краснодарской группой компаний «КЛЮЧАВТО» омского авторитейлера «Евразия Моторс» стала самой крупной сделкой в истории автодилерского бизнеса Сибири. До недавнего времени «Евразия Моторс» не только входила в топ-3 самых крупных дилеров СФО по доле рынка в основном регионе присутствия, но и периодически возглавляла этот рейтинг. Стоит ли ожидать от «КЛЮЧАВТО» других подобных крупных сделок в СФО, и последуют ли по этому пути другие «федералы»?

Сложившаяся ситуация на российском авторынке вынуждает все больше дилеров задуматься о возможности продажи бизнеса. Этому способствует целый ряд факторов, в том числе общее положение дел в экономике, тенденция к снижению общей доходности автобизнеса на фоне усложнения его ведения. Еще одна немаловажная группа факторов — стремительная цифровизация бизнеса, миграция в «онлайн» и усиление конкуренции в этом сегменте.

Об актуальности вопроса говорит и то, что за последние годы к корреспонденту «Континента Сибирь» на условиях конфиденциальности обращалось сразу трое представителей региональных мультибрендовых дилеров с просьбой помочь им в нахождении потенциального покупателя на их бизнес или хотя бы посоветовать, где их искать. Успешных сделок на рынке тем не менее не так много, в том числе из-за сложностей при их проведении, а также наличия большого количества сторон, в том числе дистрибьюторов и банков, о чем «Континент Сибирь» подробно писал в материале по ссылке.

На этом фоне наглядным примером того, что крупные интеграционные сделки все же возможны, стала продажа семейством Фридманов группы компаний «Евразия Моторс» краснодарскому холдингу «КЛЮЧАВТО».

ГК «Евразия Моторс» была основана известным омским бизнесменом Ильей Фридманом в 1998 году. На сегодня она является официальным дилером Chery, Changan, KIA, Hyundai, Mitsubishi, Nissan, Datsun, Renault, Volkswagen, Skoda, Mercedes—Benz в Омске. Ранее в ее портфеле также были бренды Peugeot, Citroen и Ford. По данным сайта компании, у нее 12 автосалонов в Омске. Под брендом «Евразия Моторс» группа компаний работает с 2010 года после раздела бизнеса между Ильей Фридманом и Павлом Смирновым. По данным рейтинга «Континента Сибирь», по итогам 2020 года ГК «Евразия Моторс» заняла 1 место среди автодилеров Сибирского федерального округа по показателю доли рынка в основном регионе присутствия. На первых строчках этого рейтинга группа компаний находилась последние несколько лет.

ГК «КЛЮЧАВТО» согласно рейтингу «Автобизнесревю» за 2020 год заняла 5-ое место по продажам новых автомобилей среди дилеров России. Группа компаний была основана Виктором Сергеевым — большинство ее дилерских центров расположены на юге России. По данным сайта группы компаний, на сегодня у нее 84 центра в 18 городах России. В линейке «КЛЮЧАВТО» 24 бренда, а сам портфель почти полностью пересекается с ГК «Евразия Моторс».

Своим мнением по поводу произошедшей сделки с «Континентом Сибирь» поделился участник рынка, хорошо знающий обоих ее участников. Это ОЛЕГ МОСЕЕВ, экс-глава ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД), член совета директоров уральской ГК «Оками» (официальный дилер Toyota, Mitsubishi, Hyundai, Porsche, BMW, Maserati, Ford, Haval в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Кургане), бывший член совета директоров новосибирской ГК «СЛК-Моторс» (ранее официальный дилер Toyota, Lexus, Audi, Porsche, Volvo, Ford, Mitsubishi, Hyundai, Lada, Renault в Новосибирск, Toyota, Lexus в Барнауле), владелец проекта «Автомаркетолог». В конце прошлого года он также продал принадлежавшую ему ранее компанию «Блок Роско», официально представляющую Mercedes-Benz, Datsun, Ford, Hyundai, Nissan, Haval в Ивановской области.

Чего стоит ожидать от «КЛЮЧАВТО» в Сибири после покупки крупного местного дилера «Евразия Моторс»? - Фотография
Олег Мосеев. Фото:РОАД

Олег, в 2021 году на автодилерском рынке России находятся в стадии реализации сразу несколько крупных интеграционных сделок. Во-первых, это уже упомянутая сделка между краснодарской «КЛЮЧАВТО» и омской «Евразией Моторс». Во-вторых, покупка московской компанией «Автодом» дилерских центров Audi у московского «Автоспеццентра». В-третьих, обсуждается возможность продажи российских активов британского холдинга Inchcape. Кроме того, вы сами не так давно продали свою компанию «Блок Роско». С чем, на ваш взгляд, связана активизация интеграционных сделок в автобизнесе? Какие факторы этому поспособствовали?

— Это давний тренд. Есть множество факторов, которые толкают участников рынка к большей консолидации. Среди них — необходимость значительных инвестиций в ИТ-инфраструктуру, а также вложений в развитие направления автомобилей с пробегом. С этой точки зрения присутствие в регионах является плюсом.

Сам автобизнес уже не такой прибыльный, каким был раньше. В этой ситуации ряд собственников считают, что за счет увеличения масштабов компании смогут продолжать зарабатывать приемлемые для себя деньги. Они и выступают покупателями бизнесов, владельцы которых в свою очередь предпочитают выйти в кэш.

— В 2020 году дилеры смогли зарабатывать с продажи каждого автомобиля гораздо больше, чем ранее, так как на рынке был дефицит, и свелись к минимуму ценовые войны. Повлиял ли этот фактор на склонность к интеграционным сделкам?

Это фактор повлиял двояко. С одной стороны, за счет дефицита все дилеры заработали в 2020 году больше, чем годом ранее. Это позволило тем дилерам, которые планировали развитие через дальнейшие покупки, проще собрать деньги. С другой стороны, я знаю, что две не очень большие сделки были отложены, так как собственники продаваемых дилеров начали повышать цену на фоне роста доходности автобизнеса. Соответственно, сделки развалились.

— С покупкой «Евразии Моторс» ГК «КЛЮЧАВТО» автоматически вошла в топ-3 самых крупных дилеров СФО. С другой стороны, потенциал Омской области заметно ниже Красноярского края и Новосибирской области. Денис Петрунин, когда занимал пост управляющего директора «Хендэ Мотор СНГ», говорил нам в интервью, что Омск по покупательской способности соответствует лишь городу с 400-тысячным населением. Насколько логично выглядит усиление «КЛЮЧАВТО» именно в Омске, а не в более крупных городах СФО, например, Красноярске или Новосибирске?

— Очевидно, что с одной стороны, у собственников «Евразии Моторс» было желание продать группу компаний. С другой стороны, у «КЛЮЧАВТО» была готовность купить, исходя из соотношения стоимости активов и потенциала. На мой взгляд, это хорошая сделка для «КЛЮЧАВТО». Да, Омск меньше, чем Красноярск и Новосибирск, но доля «Евразии Моторс» в родном регионе очень высокая. У нее хороший портфель брендов, с которыми себя комфортно чувствует «КЛЮЧАВТО».

Чего стоит ожидать от «КЛЮЧАВТО» в Сибири после покупки крупного местного дилера «Евразия Моторс»? - Изображение

Краснодарский холдинг «КЛЮЧАВТО» купил одного из крупнейших сибирских автодилеров

Я не думаю, что выход компании в Омск исключает возможность развития «КЛЮЧАВТО» в Красноярске или Новосибирске. Несколько лет назад «КЛЮЧАВТО» хотела выйти в Красноярск с покупкой ГК «Крепость» Александра Кангуна, но тогда эта сделка не срослась. Я думаю, что Антон Сергеев (глава «КЛЮЧАВТО» — «КС») был бы не прочь купить дилеров в Новосибирске и Красноярске, и поиск потенциальных объектов для покупки скорее всего ведется.

То есть на ваш взгляд, «КЛЮЧАВТО» не остановится на этой сделке, чтобы «переварить» «Евразию Моторс», и стоит ожидать покупки других салонов и органический рост через появление новых брендов в портфеле?

— Есть все шансы этого ожидать. Технологически «КЛЮЧАВТО» будет не сложно «переваривать» «Евразию Моторс» и кого-либо еще. Не думаю, что покупка крупной группы каким-то образом может затормозить реализацию стратегии по развитию «КЛЮЧАВТО».

На ваш взгляд, после смены собственника стоит ли ждать пересмотра портфеля «Евразии Моторс», релокации брендов, и.т.д.? Или с учетом того, что сейчас все марки «Евразии Моторс» входят в портфель «КЛЮЧАВТО» в других регионах России, это маловероятно?

Вряд ли сейчас есть смысл совершать резкие движения, тем более, что вы сами сказали, что речь о брендах, которые и так есть в портфеле «КЛЮЧАВТО». Зачем отказываться от марок, с которыми ты уже работаешь? Не думаю, что это целесообразно. Будут ли в дальнейшем изменения? Думаю, да. В портфель «Евразии Моторс» могут добавиться другие бренды, с которыми «КЛЮЧАВТО» уже работает в других регионах.

— Стоимость группы компаний «Евразия Моторс» аналитики ранее оценивали в сумму от 870 млн до 1,5 млрд.рублей. Насколько, на ваш взгляд, эта оценка может быть адекватна реальному положению вещей?

— Сложно оценивать стоимость компании без информации о кредитной нагрузке, обеспеченности оборотными средствами, так как эти факторы могут существенно повлиять на стоимость сделки. Учитывая портфель брендов, думаю, нужно смотреть на верхнюю границу озвученного вами диапазона стоимости, потому что 870 млн рублей, на мой взгляд — это очень мало для такого бизнеса.

Чего стоит ожидать от «КЛЮЧАВТО» в Сибири после покупки крупного местного дилера «Евразия Моторс»? - Фото

Илья Фридман: «Наша стратегия — постепенное пополнение портфеля перспективными брендами с одновременным избавлением от аутсайдеров»

— Сейчас в СФО представлено не так много крупных федеральных авторитейлеров. Задавая им вопрос о развитии в Сибири, часто можно услышать в ответ аргумент о трудностях дистанционного управления бизнесом. Особенно когда еще не исчерпаны возможности развития в европейской части страны. На ваш взгляд, с учетом того, что головная компания «КЛЮЧАВТО» расположена в Краснодаре, не возникнет ли сложностей удаленного управления омским бизнесом?

— На мой взгляд, у «КЛЮЧАВТО» все хорошо и с точки зрения персонала топового уровня, и с точки зрения технологической составляющей — компания давно уделяет внимание ИТ. У нее также накоплен опыт управления удаленными локациями. Конечно, Омск от Краснодара дальше, чем Москва. Но нельзя сказать, что Воронеж находится под боком головного офиса. Поэтому я думаю, что проблем у «КЛЮЧАВТО» не будет — конечно, корпоративные культуры у компаний все равно разные, и существующему менеджменту «Евразии» придется перестраиваться. На этапе «притирок» могут возникнуть незначительные проблемы. Но я не вижу огромной проблемы в управлении компанией при нынешнем уровне ИТ-систем. Все-таки сделка совершена в 2021 году, а не 10 лет назад, когда многое зависело от физического присутствия представителей головных компаний на местах.

— Когда мы общались с сибирскими дилерами по поводу сделки, то они признавали, что у «КЛЮЧАВТО» есть ресурсы и амбиции. Но не все соглашались, что у «КЛЮЧАВТО» лучшие практики на рынке или явно более сильная бизнес-модель на фоне других федеральных компаний. В отношении того же «Рольфа» у дилеров было больше единодушия. Можно ли, на ваш взгляд, говорить, что в случае с «КЛЮЧАВТО» интеграционные сделки обусловлены действительно более сильной бизнес-моделью, более высоким качеством бизнес-процессов на фоне других крупных компаний на рынке, и.т.д.?

Я бы поспорил с тем, что «КЛЮЧАВТО» выглядит менее убедительно в глазах дилеров, чем «Рольф». Понятно, что «Рольф» — сильная компания, но в мнении о том, что она сильно отличается от других, очень много пиара. Сейчас тяжело качественно отличаться от других участников рынка, в том числе по вполне объективным причинам, например, перетекания персонала.

Чего стоит ожидать от «КЛЮЧАВТО» в Сибири после покупки крупного местного дилера «Евразия Моторс»? - Картинка

Стоит ли продавать активы в сфере автобизнеса, и как найти на них покупателя? Опыт участников рынка

Если мы посмотрим на топ-менеджмент «КЛЮЧАВТО», то найдем в нем немало выходцев из «Рольфа». Сначала Татьяна Форнасова уехала в Сочи отдохнуть от изматывающей работы в «Рольфе», став директором одного дилерского центра, потом двух, трех, и теперь являясь операционным директором всей группы компаний «КЛЮЧАВТО». Понятно, что когда встает вопрос, кого позвать на работу, то она вспоминает про своих бывших коллег. Поэтому в «КЛЮЧАВТО» работает немало бывших сотрудников «Рольфа». И поскольку залог успеха компании — это команда, то нельзя сказать, чтобы «Рольф» в этом смысле качественно отличался от «КЛЮЧАВТО».

С точки зрения технологической составляющей «КЛЮЧАВТО» тоже не уступает «Рольфу», а в чем-то его превосходит. Я знаю как минимум одно направление, в котором у «КЛЮЧАВТО» более сильные позиции — это аналитика клиентской базы. Поэтому «КЛЮЧАВТО», на мой взгляд, точно находится в числе передовых автодилеров России. С точки зрения прибыльности, насколько я знаю, «КЛЮЧАВТО» тоже находится в топе.

Поэтому я не разделяю скепсис отдельных региональных дилеров относительно «КЛЮЧАВТО». Возможно, это определенная ревность, связанная с тем, что «Рольф» в Сибирь не вышел, а «КЛЮЧАВТО» успешно реализовал такой сценарий.

Региональные дилеры часто начинают нервно реагировать на экспансию любых федеральных компаний, но на мой взгляд, это позитивная история. Когда у тебя под боком появляется сильный игрок, то и ты сам со временем тоже становишься сильнее.

— На ваш взгляд, могут ли в ближайшее время другие федеральные автодилеры последовать примеру «КЛЮЧАВТО» и тоже выйти в Сибирь? Или сделка с «Евразией» останется единичным случаем?

— Здесь надо опираться на список наиболее активно развивающихся автодилеров России. Например, «Авилон» ориентируется исключительно на Московский регион и посматривает на Санкт-Петербург. Стратегия «Рольфа» подразумевает концентрацию на крупные рынки — Москву и Санкт-Петербург, и она не поменялась. Компании второго эшелона — «Корс-Груп», «Автоимпорт» активно развиваются в европейской части России. Когда они подрастут еще больше, то могут перешагнуть за Урал. Если говорить про «Транстехсервис», то его основатель Вячеслав Зубарев неоднократно говорил не хочет уходить далеко: для него важно иметь возможность в течение дня доехать на автомобиле до любого своего дилерского центра. «Автомир» присутствует в Новосибирске, но это родной город генерального директора компании Николая Груздева. Поэтому «Автомир» в свое время появился в этом городе, а в других регионах Сибири не проявляет особой активности.

В целом же можно ожидать разных сценариев развития событий. На рынке прорабатываются варианты объединения компаний. Все понимают, что выживать будут крупные федеральные игроки и небольшие семейные компании. Средним компаниям будет тяжело. Как только дефицит закончится, мы вернемся к низкомаржинальным сделкам, где можно зарабатывать только на объеме. А значит дальнейшее укрупнение неизбежно.

Читайте следующее интервью, посвященное сделке между «Евразией Моторс» и «КЛЮЧАВТО». Иван Беланов: «Покупка «Евразии Моторс» — это начало не тактического захвата Омска, а усиления стратегического присутствия «КЛЮЧАВТО» в Сибири»


Оставляйте заявку на вступление в нашу специализированную Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой отрасли.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ