Виктор Толоконский: «Материал Счётной палаты по красноярской универсиаде должен быть полезным»

«Континент Сибирь» пообщался с экс-губернатором Красноярского края и Новосибирской области ВИКТОРОМ ТОЛОКОНСКИМ и узнал его мнение о последних событиях вокруг красноярской универсиады и непосредственно о нарушениях, которые в 2019 году находило МВД и недавно выявили в Счетной палате

— Виктор Александрович, расскажите, чем вам запомнилась подготовка к Универсиаде в Красноярске? 

— Когда я приехал в Красноярский край на позицию губернатора, то решение о проведении Универсиады уже было принято. Поэтому не могу себе присвоить все инициативы и решения, многое было предопределено до меня. Уехал я из Красноярска в сентябре 2017 года, когда практически все объекты ещё достраивались. При этом готовность была достаточно высокая, но основные объекты, а их было более 30,   вводились во второй половине 2018 года. Поэтому мои комментарии скорее помогут ответить на вопрос, как это было, как строились объекты Универсиады, и что менялось в самом Красноярске. Самое главное, на мой взгляд, — это то, какое наследство осталось после Универсиады, какие это должно давать новые возможности развитию города, краю  и всей России. Притом, как в спорте, так и во всех других сферах жизни, развитие инфраструктуры определяет качество жизни, привлекательность и возможности для дальнейшего развития города в целом.

— Какие суммы были заложены на подготовку и строительство объектов для Универсиады? 

Александр Усс (справа) и Олег Дерипаска

Куда идут бизнес и власть в Красноярском крае под наблюдением из центра

—  Все инвестиционные затраты, вложения в строительство спортивных объектов планировались под ту программу, которая была утверждена как зимняя Универсиада. Речь идет о строительстве новых спортивных объектов и реконструкции действующих. В программу были включены принципиально важные для развития Красноярска медицинские центры, общежития и спортивная инфраструктура Сибирского федерального университета, новые дороги и коммуникации.  На  всё это федеральное Правительство определило сумму в 40 млрд рублей. При этом соотношение федерального и краевого бюджета было определено в процентном соотношении —  80 на 20. То есть 31,5 млрд руб – это  финансирование федерального бюджета, а 8,5 млрд руб –  обязательство самого Красноярского края.

По моему опыту, для такой масштабной программы развития это сумма небольшая. Если посмотреть, какие суммы были определены для Сочинской Олимпиады, для Универсиады в Казани, то эти 40 млрд не сильно поражают воображение. И всё то время, что я работал, до самого отъезда, федеральный бюджет жёстко выдерживал этот лимит. Мы понимали, что за него выйти нельзя, а экономическая ситуация не позволяла требовать дополнительных средств. К тому же эту сумму нельзя считать какой-то плановой, поскольку на момент её определения не было ещё никаких проектов. Выбирались площадки, принимались те или иные специальные решения по требованию международных спортивных федераций. Очень серьезные  требования были к системе безопасности и системам связи.

Фактические затраты на строительство и подготовку объектов Универсиады надо сравнивать со сметной стоимостью, определенной в проектах и утвержденной федеральной экспертизой. Её проходили все объекты. Эта сумма, как правило, существенно   отличалась от той, которую предполагали, и это совершенно естественно. Проектные решения и сметная стоимость объектов были весьма экономными.  Для сравнения:  по программе Универсиады были построены три ледовых дворца спорта – на 7,5 тысяч, 5 тысяч и 3,5 тысячи зрителей. Общая стоимость строительства  всех трёх объектов была ниже планируемых затрат  на строительство только одного ледового Дворца спорта на 10 тысяч зрителей,  строящегося сейчас в Новосибирске.

Поведёт ли Александр Усс «Единую Россию» в Красноярске на парламентские выборы?

При этом мы хорошо понимали, что все  объекты Универсиады создаются не столько для спортивного форума, сколько для будущего Красноярска, будущего на десятилетия, будущего, формирующего новое качество спортивной и, в целом,  социальной жизни. К тому же мы проходили все процедуры, установленные законом — проводили все конкурсы проектировщиков и подрядчиков. Никто не будет спорить с заключением счётной палаты, что какие-то сдвижки сроков по сдаче объектов происходили, и это случается  нередко, поскольку затягиваются процедуры торгов.

— Что дало Красноярскому краю проведение Универсиады, кроме появления новых спортивных объектов? 

— Наследие Универсиады – это далеко не спорт. Построен новый корпус больницы скорой медицинской помощи площадью 14 тыс. кв. метров, стоимостью около 2 млрд рублей. Краевая больница получила огромный (60 тыс.кв. метров) корпус для оказания самой современной медицинской помощи, что потребовало без малого 8 млрд рублей.  По программе подготовки к Универсиаде построено шесть новых общежитий для Сибирского федерального университета, многофункциональный спортивный комплекс, спортивные площадки. В университетском кампусе была построена современная  поликлиника.

Очень важным решением считаю строительство комфортного здания физико-математической школы на 500 учащихся, школы, которой в Красноярске не было, но без которой  трудно развивать университетское образование и формировать мотивацию к исследовательской работе.  Готов утверждать, что вряд ли в России какой-то университет имеет такую же инфраструктуру, как сейчас в Красноярске.

Александр Усс

Исследовательское агентство назвало риски для губернатора Красноярского края

Если к этому добавить строительство фактически нового аэропорта Емельяново, новых дорог, расселение более 600 семей, проживавших в старых и ветхих домах, то становится совершенно ясно, что программа подготовки Универсиады по сути стала программой развития всего Красноярска.  Новые объекты, новая инфраструктура не только сформировали уникальную спортивную базу для зимних видов спорта, для подготовки сборных команд и новых мировых лидеров, развития детского и массового спорта, но и создали новые возможности  для развития экономики, науки, образования и культуры, всех сфер жизнедеятельности. Только понимая это, можно правильно оценить эффективность потраченных средств.

— Учитывались ли пожелания жителей Красноярского края при подготовке к Универсиаде? 

— Когда уже была утверждена программа Универсиады, программа строительства объектов, но еще только начиналось проектирование, спортивная общественность края обратилась ко мне, поскольку в этой программе не было места для хоккея с мячом. Красноярский край исторически всегда имел очень сильную команду по этому виду спорта – «Енисей» был многократным чемпионом России, составлял костяк сборной, но стадион был в ужасном состоянии.  Нам удалось включить хоккей с мячом  в программу Универсиады, и мы взяли на себя обязательства в кратчайшие сроки спроектировать и построить современный крытый стадион на 5 тысяч зрителей. Сегодня это одна из лучших мировых арен для хоккея с мячом.

— Как удалось уложиться в бюджет при подготовке к такому масштабному спортивному событию? 

— Конечно, фактические затраты на строительство всех объектов и инфраструктуры заметно превысили ориентировочные 40 млрд рублей.  Я уже отмечал, что было построено несколько принципиально важных крупных объектов, которые не учитывались в программе подготовки. Но думаю, что лимиты федерального бюджета были выдержаны.  Расходы краевого бюджета, безусловно, превысили первоначальный ориентир. Но это превышение дало мощное развитие краевому центру и было оправдано.  Большие вложения сделали частные инвесторы. Например, ледовый дворец на 7,5 тысяч зрителей, где проходило торжественное открытие и закрытие Универсиады, полностью «под ключ» построила компания «Русская платина». Это позволило сэкономить порядка  4 млрд рублей бюджетных средств. Компания «Норильский никель» провела полную реконструкцию горнолыжного комплекса «Бобровый лог», вложив около 2 млрд рублей собственных ресурсов. В новом терминале аэропорта также практически нет бюджетных средств, там полностью деньги частных инвесторов. Многие компании вкладывали деньги в благоустройство города, чтобы принять более  3000 гостей из других стран, городов, участников и гостей Универсиады, этого тоже в программе не было.  Но это всё осталось городу, его жителям.

— Что вы думаете о выводах из отчета счётной палаты? Понятно, что речь идет о периоде, когда губернатором края был Александр Усс. Тем не менее, на ваш взгляд, могли ли иметь место указанные там нарушения?  

— На вопрос, были ли какие-то нарушения и злоупотребления в процессе подготовки в Универсиаде – отвечу, наверное, да. Еще задолго до информации  счётной палаты мы знали, что ведутся следственные действия по поставкам оборудования в краевую клиническую больницу. Туда поставили  некачественное медицинское оборудование, которое купили по завышенным ценам. Были вопросы к поставкам оборудования в комбинат питания. Читал, что на одном или двух спортивных объектах обнаружены строительные  дефекты. Прошло 2-3 года, видимо, что-то некачественно сделали. Эти нарушения есть, и  власти отрицать этого не могут , они должны были обеспечить жесточайший контроль над всем ходом этих работ.

Сам материал счётной палаты, на мой взгляд, должен быть полезным. Там подробно говорится о важности унифицировать внутрипроектные решения для крупных спортивных форумов. Сейчас счётная палата даёт рекомендации Екатеринбургу, который готовится к следующей Универсиаде. Понятно, что опыт, который позволяет многое оптимизировать, приходит со временем, и сейчас можно учиться и учитывать недочёты, на примере Универсиады в Красноярске, в том числе, чтобы избежать повторов в будущем.

Виктор Толоконский

Виктор Толоконский: «Власти Красноярского края пора переходить от конфронтации к эффективному сотрудничеству с бизнесом»

Считаю важным обратить внимание еще на один аспект нашей работы. Несмотря на высочайшую концентрацию бюджетных и организационных ресурсов на подготовку к Универсиаде, важно было одновременно наращивать усилия по решению социальных и инфраструктурных  задач развития всех территорий огромного края. Поэтому мы укрепляли экономику, строили дороги, инженерную инфраструктуру, социальные объекты, обеспечивали рост собственных доходов краевого бюджета.  За три с лишним года, что я там проработал, нам удалось увеличить собственные доходы бюджета на 55-56 млрд рублей. То есть мы каждый год прирастали по 20 млрд рублей. Я считаю это очень важным результатом, важной составляющей всей этой программы. Наследие очень мощное и, конечно, мне кажется, оно сегодня используется неэффективно. Это должно было быть рывком в развитии всего Красноярского края, в создании новых производственных мощностей, заметном повышении качества жизни красноярцев. Был создан фундамент для новых достижений, и самое главное, для формирования позитивного настроя красноярцев, их уверенности в будущем. Однако, к сожалению, из края чаще доходит информация о масштабной коррупции, черном небе над Красноярском, экологических катастрофах, недоверии общества к власти.

Начиная подготовку к Универсиаде, мы хорошо понимали, что не успеваем решить самую сложную задачу развития Красноярска —  избавление его от дыма, копоти, вредных выбросов в атмосферу. Красноярску, равно как и Ачинску и другим городам, необходима срочная газификация, перевод всех тепловых станций и котельных  на газовое топливо.  Вот почему было принципиально важно включить край в программу Газпрома, получить поддержку главы государства, разработать конкретный план и финансовую модель строительства магистрального газопровода. Мы планировали приступить к газификации Красноярска сразу после проведения Универсиады. Но прошло уже 2 года, а эффективных решений до сих пор нет. Наряду с этим мы считали принципиально  важным  перенести часть объемов производства красноярского алюминиевого завода на строящийся Богучанский завод и добиться стопроцентной очистки выбросов этого предприятия.  Мировая наука и опыт позволяют это сделать. Нужно только осознание стратегической важности этого решения, исключение из повестки всяких частных и корпоративных интересов.

Говорю об этих проблемах, неиспользуемом потенциале развития  края с чувством боли и сожаления.  Но при этом испытываю чувство большой любви и признания к могучему краю, к замечательным людям, здесь живущим. Красноярский край должен быть локомотивом развития всей Сибири.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ