«Инновации для улиц»: чем дорожные службы Новосибирска привлекли внимание федеральных экспертов?

В конце марта Новосибирск стал площадкой для Всероссийской конференции «Современные технологии зимнего содержания дорог». В ходе мероприятия, организованного в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», федеральные эксперты рассказали об ужесточении требований к противогололедным смесям и оценили опыт города в применении новых реагентов.

В России с 1 декабря 2020 года вступил в силу новый стандарт для противогололедных материалов — ГОСТ Р 58427-2020 «Материалы противогололедные для применения на территории населенных пунктов. Общие технические условия». Согласно новому ГОСТу, со следующей зимы все муниципалитеты будут обязаны применять на дорогах только те песко-соляные смеси, которые не создают пыли. Повышаются и требования к реагентам — они не должны вызывать аллергий и разъедать кожу обуви. При этом на проезжей части и тротуарах запретят применять одни и те же вещества.

Новый стандарт, а также другие вопросы зимнего содержания дорог 25 и 26 марта обсудили в Новосибирске на Всероссийской конференции «Современные технологии зимнего содержания дорог». Организаторами мероприятия стали ФАУ «РОСДОРНИИ» совместно с Национальной Ассоциацией зимнего содержания дорог при поддержке мэрии города Новосибирска. Участниками — представители исполнительной власти и дорожных служб из 30 регионов России.

«Выбор Новосибирска в качестве площадки проведения конференции неслучаен. Город открыт новому и уже имеет опыт перехода к современным технологиям — здесь апробированы новые материалы содержания дорог. Уже вторую зиму на центральных дорогах и магистралях Новосибирска применяют современный реагент «Бионорд», — отметил директор по организационной деятельности ОЦК «ФАУ РОСДОРНИИ» Алексей Ковров.

ФАУ «РОСДОРНИИ» (Российский дорожный научно-исследовательский институт) — федеральное учреждение, подведомственное Министерству транспорта Российской Федерации. В 2019 году была проведена модернизация учреждения для максимально эффективного исполнения национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Напомним, работа по внедрению новых противогололедных материалов началась в Новосибирске несколько лет назад после жалоб жителей на запыленность городских улиц. Тогда мэр Анатолий Локоть поставил городским службам задачу максимально исключить наличие пыли в смесях, которыми посыпают улицы города.

«Инновации для улиц»: чем дорожные службы Новосибирска привлекли внимание федеральных экспертов? - Фотография
В конференции «Современные технологии зимнего содержания дорог», прошедшей в Новосибирске, приняли участие представители из 30 регионов России

«Когда мы начали внимательно изучать состав тех смесей на основе речных песков, которыми посыпались дороги, то пришли к неутешительным выводам. Только часть смесей давали нужный эффект сцепления с дорогой. Остальное, что было — это пыль и глина, — рассказал заместитель начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса — начальник управления автомобильных дорог мэрии города Новосибирска Юрий Сердюк. — Фактически мы ежегодно убирали пылесосами и другой техникой до 800 «КамАЗов» пыли и грязи с улиц. Сегодня, с переходом на новые реагенты и крупнофракционные пески дробления горных пород, мы уменьшили запыленность и получили удешевление дорожных работ в целом».

По уверениям чиновника, в Новосибирске уже больше года не применяют те смеси, которые дают пыль. А ту грязь и пыль, что видят жители, приносят на улицы колеса автомобилей с грунтовых дорог и городских строек.

Вместе с тем применение «Бионорда» также корректировалось, подчеркнул Юрий Сердюк. Например, дорожники обратили внимание на «мокрость» дорог, которая появлялась в первое время после начала использования реагента. Проблема исчезла, когда сократили объем высыпаемого на дороги вещества. Оказалось, что для достижения противогололедного эффекта достаточно применять всего 20 граммов реагента на 1 кв. метр дорожного полотна.

Опыт дорожных служб Новосибирска, в том числе в применении современных реагентов, изучался федеральными экспертами при разработке нового ГОСТа по противогололедным смесям. Однако новые стандарты пошли дальше и, безусловно, потребуют дополнительных шагов мэрии города в повышении качества применяемых смесей и реагентов.

«Эксперты разработали жесткие технологические параметры к противогололедным материалам, которые должны снизить влияние, например, на коррозию металлов. Включен и такой показатель, как влияние на кожу обуви. Впервые введен показатель, свидетельствующий, что реагенты не вызывают аллергии. То есть, по сути, реагент для тротуаров не должен быть опаснее пищевой соли. Таким образом, мы постарались учесть все моменты, которые волнуют людей. И в то же время соблюсти интересы дорожных служб, которые работают с материалами, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения», — рассказала подробности нового стандарта руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова.

Заместитель мэра Новосибирска Олег Клемешов, в свою очередь, подчеркнул актуальность для городских служб проблемы зимнего содержания дорог. При этом он рассказал и о том, что мешает повысить эффективность этой работы в Новосибирске.

«Инновации для улиц»: чем дорожные службы Новосибирска привлекли внимание федеральных экспертов? - Изображение
Заместитель мэра Новосибирска Олег Клемешов отметил, что главная сложность в зимнем содержании дорог города — износ коммунальной техники

«Пробуем реагент «Бионорд» и в жидкой, и в твердой фракциях, а затем смотрим, на каких дорогах более эффективно применение того или иного вида. Пытаемся расширить использование этого реагента в городе. Но, к сожалению, существует износ коммунальных машин. Поэтому необходимо менять оборудование, чтобы использовать их под химические реагенты», — заметил Олег Клемешов.

Также заммэра напомнил присутствующим, что на данный момент по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» муниципалитетам не предусмотрена помощь из федерального центра на покупку спецтехники, в отличие от дорожных ремонтов. Комментируя проблему, руководитель Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова предложила представителям всех муниципалитетов выступить в адрес ассоциации с соответствующими предложениями.

«Сегодня в ваших руках решение проблем дорожной отрасли. Если в адрес ассоциации поступит, к примеру, десяток писем о необходимости субсидирования закупок дорожной техники, то мы постараемся дать ход этой инициативе на федеральном уровне с возможностью разработки и принятия соответствующих нормативных документов», — пообещала Анна Климентова.

Принявшие участие в конференции эксперты сошлись во мнении, что опыт Новосибирска в вопросе внедрения новых противогололедных материалов может быть полезен для других городов России. Трехлетний опыт сотрудничества мэрии города с Национальной ассоциацией зимнего содержания дорог ранее уже заслужил положительную оценку на научно-техническом совете Росавтодора, а также был отмечен в Министерстве транспорта РФ, где признали открытость Новосибирска к инновациям в дорожной отрасли.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ