Какой готовый бизнес стоит купить в 2021-м году?

В 2020-2021 годах на рынке готовых бизнесов наблюдается заметный спад как предложения, так и спроса, за исключением традиционно ликвидных активов.  Бизнесы в каких отраслях сейчас выглядят более привлекательными для покупки, и какие тренды в целом наблюдаются на рынке  — в материале «Континента Сибирь».

Что продают?

Пандемия коронавируса и вызванные ею карантинные ограничения крайне отрицательно сказались на деятельности предприятий из сферы услуг и, во вторую очередь, ударили по субъектам малого и среднего бизнеса. А вот  крупные холдинги и корпорации, за счет значительного объема имеющихся ресурсов, многолетних контрагентских связей и помощи со стороны государства, в большинстве своем сумели выстоять. Более того, сейчас они активно поглощают мелких и средних игроков, которые не пережили кризиса.

«Наиболее сильный удар со стороны пандемии в виде резко сжавшегося потребительского спроса испытали компании, занятые в сферах гостиничного и туристического бизнеса, которые в некоторых регионах свернулись почти до нуля. Также весьма пострадали предприятия общественного питания, туризма, фитнеса, отдыха и оказания услуг населению», – констатирует аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.

Сервис «Авито», среднемесячная аудитория которого составляет 40,4 млн. человек, что больше четверти населения России, на основе анализа данных собственной базы объявлений о продаже готовых бизнесов приводит следующую статистику: 33% предложений в целом по стране приходится на салоны красоты, химчистки и другие предприятия сферы услуг, 22% на торговые компании, 13% на общественное питание. Удельный вес компаний остальных остальных отраслей относительно невелик.

При этом, наибольший прирост предложения по сравнению с 2019-м годом в 2020-м был зафиксирован в сфере сельского хозяйства. Здесь предлагается на 66% больше бизнесов. Также примерно на 7% выросло предложение строительных компаний. Рост предложения в этих секторах эксперты связывают с консервативным спросом на надёжные активы и, как следствие, увеличением их средней стоимости. А вот в остальных отраслях наблюдается спад предложения: на 23% по интернет-магазинам, 21% по торговым предприятиям, 16% по компаниям сферы общепита и 14% по развлекательному бизнесу.

В Новосибирске картина немногим, но отличается от общероссийской. Сельхозпредприятия стали продавать чаще на 59%, а строительные на 18%. Сократились объёмы предложения по общепиту на 26%, торговым предприятиям на 21%, сфере развлечений на 17% и интернет-магазинов на 9%.

«Снижение предложения в большинстве сфер готового бизнеса в 2020 году было ожидаемо, с наступлением кризиса предприниматели заняли выжидательную позицию. Общее падение в количестве объявлений о продаже предприятий составило 13%, что наглядно иллюстрирует ситуацию: владельцы бизнеса не паниковали из-за экономической ситуации и не спешили продавать свои предприятия», – дал свою оценку «Континенту Сибирь» управляющий директор «Авито Товары» Алексей Куракин.

Что покупают?

Доля строительного бизнеса в общей структуре спроса невелика — около 2%. Однако в среднем по стране в 2020 году спрос на компании в этой сфере вырос на 19%. Бурный рост на строительные компании отмечен в большинстве крупнейших городов России. Так, в Омске, по данным «Авито», он составил 103%, в Иркутске 69%, а в Новосибирске – 46%.

Сельское хозяйство по сравнению с прошлым годом прибавило в спросе 31%, и составило долю в 5% от общего числа размещённых на «Авито» объявлений. В этой отрасли наибольший всплеск интереса к приобретению компаний также отмечен в некоторых крупных городах. Например, москвичи в 2020-м интересовались возможностью приобрести ферму или другое хозяйство на 55% чаще, чем в предыдущем году, а в Екатеринбурге спрос вырос почти в 3 раза.

По данным сервиса «Авито» наибольшую долю спроса за собой по-прежнему сохраняют компании сферы услуг. Их желают приобрести в 29% случаев. Следующие по величине доли спроса за торговлей (21%) и общепитом (15%). Промышленными предприятиями в среднем по стране интересуются в 8% случаев, а готовым бизнесом в сфере развлечений в 3%.

Весной, в связи с массовым переходом в онлайн, предполагалось, что высокий спрос на интернет-магазины сохранится на протяжении долгого времени, однако после первой волны пандемии скакнувший спрос на них вернулся к привычному уровню. В целом, на интернет-магазины в 2020 году по стране пришлось всего около 4% спроса потенциальных покупателей.

В Новосибирске доля запросов по общепиту составила 15%, а вот предприятия сферы услуг и торговли желают купить гораздо чаще. В 32% и 26% случаев, соответственно. Доля в спросе по региону производственных компаний составила около 7%.

Стоимость бизнеса

Средняя цена на готовый бизнес в целом по России в 2020 году составила 500 000 рублей. При оценке по отраслям наиболее дорогими оказались предприятия сельского хозяйства. Здесь средняя стоимость достигала 2,5 млн. рублей. Среднее производственное предприятие можно было купить за 1 млн. рублей, точку общепита за 800 000, предприятие сферы услуг за 480 000 рублей. Средняя цена на строительный бизнес составила 400 000, а на торговую точку – 390 000 рублей. Самым бюджетным вариантом оказалась покупка интернет-магазина со средней ценой в 75 000 рублей.

При этом бизнес в сфере услуг за год подешевел всего на 4%, а строительные и торговые компании в цене даже прибавили. Первые 13%, а вторые 11%.

В Новосибирске интернет-магазин в 2020 году продавали в среднем за 50 000 рублей, строительные компании стоили в среднем 500 000, бизнес из сферы услуг и торговли обходились покупателям в 600 000 и 620 000 рублей соответственно, а предприятия из области развлечений — в среднем в 500 000 рублей. Средняя цена на сельскохозяйственные компании составила в среднем за 300 000 рублей, а на компании из сферы общепита 950 000 рублей. Самыми дорогими стали производственные предприятия со средней ценой в 1 650 000 рублей.

Советы инвестору

Директор компании Count Capital, эксперт по купле-продаже бизнеса Илья Мангазеев поделился с «Континентом Сибирь» свежими данными по спросу на начало текущего года и дал несколько советов начинающим инвесторам.

Он отметил, что в феврале 2021-го года в Новосибирске более всего вырос спрос на бизнес в сфере доставки, оптовой торговли и онлайн-образования. Затем по популярности следуют готовые бизнесы сферы общепита, пекарни и аптеки. Наблюдается сезонный всплеск спроса на покупку автосервисов. Также увеличиваются запросы на арендный бизнес.

Инвесторам с капиталом в 10-250 млн. рублей стали заметно более интересны для вложений производственные предприятия. В то же время аналитик фиксирует рост запросов на недорогие объекты со стоимостью от 500 тыс до 1 млн. рублей, или покупку долей в готовом бизнесе, в которые стремятся вложиться жители Новосибирска, потерявшие работу в ходе пандемии.

По мнению эксперта, крупный ресторанный бизнес, отели, хостелы, бары и всевозможные компании сферы развлечений пока не вернули допандемийную рентабельность. Теряют актуальность вложения в предприятия по продаже несетевых автозапчастей. Также малопривлекательна для инвестиций продуктовая розница, которой нелегко конкурировать с сетевыми ритейлерами.

В весенние месяцы, в связи с сезонным спросом, ожидается прирост в выручке автосервисов, пивных, свадебной розницы, кофеен, а также салоны красоты. При благоприятной эпидемиологической ситуации они могут стать хорошими объектами для вложений. Но эксперты советуют в любом случае, прежде чем совершить покупку бизнеса, досконально исследовать структуру приобретаемого предприятия и емкость перспективного спроса.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Евгений БурденюкЕвгений Бурденюк,
директор компании «Отелит»

— По нашим наблюдениям на сегодня на рынке наиболее активно развиваются компании сферы ритейла. Прежде всего, речь о таких федеральных продуктовых сетях, как «Пятерочка», «Магнит», «Лента». Последняя недавно объявила о том, что решила направить усилия на развитие нового для себя формата магазинов «у дома». Также активно наращивают присутствие такие региональные сети, как «Монетка» и «Ярче!».

Таким образом, именно компании сферы ритейла остаются якорными арендаторами объектов коммерческой недвижимости, в роли сателлитов выступают точки по продаже пива, пекарни, аптеки, товары для животных.

Компании каких отраслей ослабили свои позиции, перестали наращивать присутствие?

Во-первых, это рестораны. У них непростое время, связанное с пандемией, и падением покупательской способности, поэтому мало какие компании готовы заниматься экспансией.

Во-вторых, нелучшие времена переживают компании премиального и люксового сектора. Причинам все та же — упавшая покупательская способность населения.

В-третьих, сотовый ритейл, в котором мы в свое время начинали свой бизнес. Скорость развития в нем кардинально упала, активности нет, идет сворачивание присутствия.

В-четвертых, это банки.  Хотя Сбер и ВТБ анонсируют развитие, они скорее могут служить исключением из общего правила. В остальном банки по нашим наблюдениям не наращивают филиальные сети.

В-пятых, закрываются региональные торговые сети, особенно мелкоформатные. Если у вас 3-5 точек, а вы конкурируете с «федералами», у которых 10 тысяч точек по всей стране, то невозможно достичь одинаковых закупочных цен. Закономерно, что в этой ситуации «федералы» постепенно убивают ценами локальных участников.

На сегодня в Новосибирске почти не осталось местных крупных продуктовых ритейлеров. «Холидей», как мы знаем, находится в банкротстве, закрыв все свои магазины. «Универсамов удачных покупок», а также «Лидеров экономии» тоже больше нет. Сеть «Горожанка» в ближайшее время также перестанет существовать, перейдя на бренд SPAR. Поэтому на рынке среди местных остается разве что «Быстроном», а также «Мария-Ра», «Монетка», «Ярче!», но это неновосибирские сети. Есть еще «Бахетле», но это франшиза.

Тем не менее, это нормальный для рынка процесс. Точно также в сфере бытовой техники сокращается количество участников, а вместо больших гипермаркетов появляется все больше точек формата darkstore, работающих по доставке и выдаче товара.

Если продолжить говорить про тренды, то на рынке по-прежнему появляется много новых форматов. Действующие игроки также не стоят на месте и адаптируют свои концепции под требования времени. Хорошая история — сеть «Дядя Денер». По сути она теперь работает в формате Casual Dining, ориентируясь на средний класс, который может позволить перекусить на скорую руку. Другой пример — мини-кафе сети «Подорожник», которые также теперь работают на более высоком уровне.  Конечно, мега-трендом остается доставка, но тем не менее она не отметает офлайн-присутствие.  Все равно запускаются новые рестораны — Tom Yum или «Колобок» тому наглядные примеры.

Как отражаются на сфере недвижимости все эти тренды? Мы работаем с теми компаниями, которые обозначают максимально амбициозные планы развития. Ставя это во главе угла, мы находим подходящие объекты или строим им. Мы не заходим в проекты, не зная, кто будет арендатором и потребителем товаров и услуг. Поэтому идем в ногу со временем, учитываем все актуальные тренды.

Куда в сложившейся ситуации можно инвестировать при небольшом капитале? Наверно, самый простой вариант —  в акции. В рознице сейчас сложно. Не это не значит, что туда не  стоит идти. Есть примеры того, как люди создают, например, уникальную в городе бургерную и тем самым отстраиваются от конкурентов, формируя самостоятельный доходный бизнес. Лично я традиционно советую инвестировать в коммерческую недвижимость, так как на мой взгляд, это является оптимальным вариантом с точки зрения доходности и рисков.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ