Получит ли импульс развитие транспортной инфраструктуры Новосибирска?

В крупнейшем мегаполисе Сибири закончен этап составления документов транспортного планирования. Профессиональному сообществу и жителям города представлен образ транспортного будущего крупнейшего города за Уралом. Сегодня несколько поутихли достаточно острые дискуссии по вопросу путей дальнейшего развития дорожно-транспортной инфраструктуры, в которых высветились различные, часто прямо противоположные мнения. «Континент Сибирь» открывает новый цикл материалов по транспортной проблематике и оценивает ближайшие перспективные объекты дорожного строительства.

Улично-дорожная сеть Новосибирска сегодня чрезвычайно перегружена. Причина этого — недостаточная степень развития дорожной инфраструктуры. В Новосибирской агломерации только начато формирование системы обходных дорог, внутри городской территории не построены магистрали-дублеры, через центральное ядро мегаполиса идет транзитный поток, а на окраинах в спальных микрорайонах необходимы новые дороги. Эта ситуация складывалась годами, и разрешить ее в течение нескольких лет невозможно. Тем не менее острота транспортной проблемы не уменьшается, а скорее усиливается, и в некотором смысле, она становится социальной.

Получит ли импульс развитие транспортной инфраструктуры Новосибирска? - Фотография
Загрузка улично-дорожной сети Новосибирска подошла к «красному» критическому уровню

Очень точно характеризуют текущую ситуацию в девелоперской компании «Брусника», застройщике микрорайона «Европейский берег». «Одна из главных причин повышения загруженности улично-дорожной сети — экстенсивный характер развития территорий. Город разрастается вширь за счет того, что новые жилые дома возводятся на его окраинах, а вся необходимая инфраструктура концентрируется в центре. Так возникает маятниковая миграция, которая и провоцирует пробки. Единственный способ повлиять на ситуацию — сделать застройку компактной и проводить реновацию уже застроенных территорий», — пояснили «Континенту Сибирь» в компании, отметив, что руководствуются именно этим принципом, поэтому стараются располагать свои объекты преимущественно в черте города, а не за его пределами, и формировать комфортную среду.

На улично-дорожную сеть Новосибирска сегодня постоянно влияет фактор увеличения автомобилизации населения областного центра, который нарушает баланс спроса и предложения автомобильной мобильности. А недостаточное развитие городской улично-дорожной сети только усугубляет эту проблему. Можно чисто математически подойти к ее описанию. Прирост дорожной сети ведется очень медленно, и если оперировать таким показателем, как приходящаяся на один автомобиль площадь дорожного покрытия, то он лишь показывает тенденцию к снижению. Новосибирск относится к тем немногочисленным населенным пунктам за Уралом, численность населения которых растет. Также растут автомобилизация городского населения и городской автопарк. Напомним, что согласно документам транспортного планирования к 2034 году численность населения областного центра составит 1 млн 817 тысяч человек, а уровень автомобилизации увеличится до 383 автомобилей на 1000 горожан.

Эффективное развитие системы улично-дорожной сети крупнейшего мегаполиса Сибири на этом этапе заключается в увеличении протяженности и реконструкции автомобильных дорог, увеличении количества транспортных развязок, увеличении количества мостов и путепроводов. То есть необходим экстенсивный количественный рост дорожной сети.

Архитектор, директор «АПМ-2002», доцент кафедры архитектуры НГУАДИ Игорь Поповский обращает внимание на то, что колоссальная нагрузка городской улично-дорожной сети сегодня является следствием того, что имеется серьезное отставание развития дорог. «До сих пор не реализованы проекты дорожной сети, которые были определены в генеральном плане города 60-х годов прошлого столетия. В нем был определен показатель автомобилизации 150 автомобилей на 1000 жителей, а сегодня этот показатель вдвое выше», — поясняет «Континенту Сибирь» Игорь Поповский, констатируя, что выход из сложившейся ситуации — в продолжении строительства дорожного каркаса: транспортных магистралей и развязок.

Впрочем, учитывая стоимость подобных мероприятий, фактически можно утверждать, что решение транспортной проблемы сегодня пока лежит в русле серьезных капитальных вложений. Поэтому те проекты, которые реализуются на территории областного центра и городской агломерации, возможны с финансовым участием федеральных программ и федерального бюджета.

Сегодня приоритетными в плане выполнения и привлечения внимания федеральных органов являются такие проекты, как строительство Центрального моста через Обь, реконструкция федеральной трассы «Иртыш», примыкающей к городской территории, и Восточный обход Новосибирска.

Именно эти объекты были обсуждены в ходе встречи губернатора Новосибирской области Андрея Травникова с заместителем министра транспорта РФ — руководителем Федерального дорожного агентства Андреем Костюком в конце 2020 года на площадке федеральной «Транспортной недели» в Москве.

Получит ли импульс развитие транспортной инфраструктуры Новосибирска? - Изображение
Формирующийся скоростной дорожный каркас агломерации

Сегодня фактически завершена реконструкция федеральной трассы «Иртыш» на участке 1392 км — 1422 км, далее необходимо продолжение реконструкции с 1422-го по 1442-й км в границах Новосибирской агломерации. Это единственный подъездной путь к грузовому терминалу международного аэропорта Толмачево и к Промышленно-логистическому парку (ПЛП). Рассматриваемая вылетная магистраль в западном направлении от Северного обхода Новосибирска до «Толмачевского кольца» в городе Оби после реконструкции станет дорогой первой технической категории.

Получит ли импульс развитие транспортной инфраструктуры Новосибирска? - Фото
Создание скоростного каркаса снизит трафик транзитного транспорта

Второй важнейший объект — строительство Центрального моста в Новосибирске, который реализуется в рамках государственно-частного партнерства. По поручению вице-премьера Марата Хуснуллина четвертый мост необходимо достроить к декабрю 2022 года и ввести его в эксплуатацию к началу Молодежного чемпионата мира по хоккею с шайбой в 2023 году.

Но самый важный и проблемный объект — Восточный обход Новосибирска. Во время встречи Андрей Костюк и Андрей Травников обсудили завершение его строительства и включение субъекта в программу развития опорной сети федеральных автодорог до 2035 года.

Решит ли транспортные проблемы Восточный обход?

Строительство Восточного обхода Новосибирска началось в октябре 2013 года, а его первый этап протяженностью 20 км (14 км — 34 км) должен был введен в строй еще в конце 2017 года. Однако все сроки сорваны, и готовность не превышает 45%. 11 марта 2021 года был объявлен конкурс на строительство 10-километрового участка первого этапа с заявленной начальной ценой 3,7 млрд руб. со сроком окончания в 2024 году. Объем работ по завершению строительства первого этапа Восточного обхода Новосибирска, указанный в конкурсной документации, был установлен исходя из объема федерального финансирования. В дальнейшем, при условии его увеличения будет идти речь о продолжении работ на остальных участках первого этапа.

Получит ли импульс развитие транспортной инфраструктуры Новосибирска? - Картинка
Восточный обход готов на 45%. Совмещенный мост через р. Иня и путепровод — самый сложный объект первого этапа обхода

Таким образом, строительство важнейшей обходной магистрали областного центра забуксовало. Временной сдвиг негативно отразится на скорости формирования скоростного автодорожного кольца обходов. Также не будет длительный период времени решен вопрос по выводу за городскую черту транзитного транспорта, который сегодня движется по важнейшей магистрали города — улице Большевистской, Старому и Бердскому шоссе. Не секрет, что с южного направления в пределы городской черты по федеральной магистрали М-256 «Чуйский тракт» въезжает ежедневно от 25 тысяч до 40 тыс. автомобилей, среди них большое число транзитного автотранспорта. Эта нагрузка ложится на городскую улично-дорожную сеть и мостовые переходы через Обь. По-видимому, в ближайшее десятилетие данный автотрафик будет серьезно увеличивать нагрузку на городские дороги.

Встает вопрос, каким образом можно снизить негативное давление на эту городскую артерию. В мэрии города считают необходимым построить как минимум две транспортные развязки в ближайшей перспективе. Об этом рассказал 9 марта начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Роман Дронов в ходе эфира на радио «Городская волна». Один из тормозящих движение автотрафика по Большевистской участок — левый поворот при движении с площади Будагова на Октябрьский мост. По словам Романа Дронова, в текущем году начнутся проектные работы по заезду на Октябрьский мост с улицы Большевистской.

Получит ли импульс развитие транспортной инфраструктуры Новосибирска? - Фото

Ускорение Новосибирска: пересядет ли рядовой автомобилист на общественный транспорт?

Второй объект — развязка на улице Одоевского, или Матвеевский переезд. Дронов озвучил, что началось проектирование данной развязки. Также муниципалитет будет претендовать на то, чтобы на эти объекты выделялось финансирование как из областного, так и из федерального бюджетов.

Насколько эти мероприятия по строительству двух объектов транспортной инфраструктуры смогут ускорить движение автомобилей по Большевистской, показывает транспортное моделирование. В документе транспортного планирования КСОДД показано такое снижение на этом участке улично-дорожной сети города. «Во время обсуждения актуализации Генерального плана города я обратил внимание мэра на такой объект, как улица Лескова в Октябрьском районе. Она должна дойти до Ключ-Камышенского плато, фактически получим дублер», — отмечает Игорь Поповский.

Важнейшее звено дорожного каркаса

Впрочем, сегодня Новосибирск готовится еще к одному мегапроекту, который станет наиболее важной частью формирования скоростного каркаса, — Южному транзиту. В свое время после завершения сооружения Бугринского моста звучало много критики проекта мостового перехода. Суть этих замечаний была в том, что Бугринский мостовой переход по сути соединил «две пробки» на разных берегах Оби — улицах Большевистской и Ватутина. На самом деле, и это было заявлено еще до начала сооружения мостового перехода, он являлся частью так называемого Юго-Западного транзита, который переименован в Южный транзит.

Сегодня ООО «РосИнсталПроект» (входит в состав «Новосибирскавтодора») выполняет проектно-изыскательские работы по обоснованию инвестиций в строительство магистральной дороги непрерывного движения «Южный транзит» с мостовым переходом через реку Обь в Новосибирске. Рассматриваемый транзит будет являться основным элементом транспортного каркаса, который соединит все федеральные и региональные автодороги, сходящиеся в областной центр, и позволит вывести транзитные транспортные потоки с улиц Новосибирска, сократить его нагрузку на городскую улично-дорожную сеть.

Специалистами «РосИнсталПроекта» были проработаны варианты транспортных развязок, которые согласованы с министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области и мэрией Новосибирска. Исходя из картосхемы, таковых будет шесть, причем заделы для двух, расположенных в начале Бугринского мостового перехода, уже частично функционируют.

Получит ли импульс развитие транспортной инфраструктуры Новосибирска? - Фото
Схема перспективного Южного транзита

Южный транзит Новосибирска фактически станет одним из амбициозных дорожных проектов,  в необходимости которого не стоит сомневаться. Часто его сравнивают с Ипподромской магистралью, но это сравнение натянуто, поскольку его значение выходит далеко за пределы границ Новосибирской агломерации. А в связке с Восточным обходом он сократит нагрузку транзитного транспорта на улично-дорожную сеть города, а также улучшит экологическую обстановку. «Южный транзит — это хордовое соединение, которое пройдет в обход сильно перегруженной центральной части города. Транзит решит ряд проблем на улично-дорожной сети Новосибирска: «тещиного языка», выхода на Ордынскую трассу, проблему развязок Бугринского моста и т. д.», — отмечает Игорь Поповский.

Сумеет ли Новосибирск обновить пассажирский транспорт к МЧМ-2023?

Сумеет ли Новосибирск обновить пассажирский транспорт к МЧМ-2023?

С одной стороны, формирование такого дорожного каркаса является необходимостью и первейшей заботой властей, поскольку без участия федерального центра такую систему автомобильных дорог нельзя построить. Но территориальное развитие Новосибирска диктует необходимость нового строительства в отдаленных районах, в результате появляется объективная потребность в развитии улично-дорожной сети на городских окраинах, где ранее она не развивалась, что серьезно сдерживает новое жилищное строительство, а поселившихся там новоселов в чем-то даже ущемляет.

Вывезти микрорайон

Впрочем, развитие внутригородской улично-дорожной сети также предполагается с федеральным участием. Сегодня в областном центре ведутся работы на трех объектах реконструкции (на 2020–2022 годы) — Гусинобродского шоссе, ул. Кедровой и ул. 2-й Станционной — общей стоимостью работ на 2021 год 332,349 млн руб. с их последующим вводом в эксплуатацию в 2022 году. Это позволит существенно улучшить транспортную доступность таких отдаленных микрорайонов города, как Родники и 7-й микрорайон, «Дивногорский» и т. д. Финансирование данных объектов осуществляется в рамках национального проекта БКАД 2.0.

Также важной поддержкой развития дорожного строительства является участие в федеральной программе «Жилище». В прошедшем году Новосибирском были получены дополнительные средства по федеральной программе «Жилье». Эта программа позволяет при условии выполнения определенных объемов строительства получать федеральное финансирование для развития инфраструктуры. Сумма в 142 млн руб. из этих выделенных средств была направлена на строительство автомобильной дороги по ул. Петухова в Кировском районе. Это разгрузит новые микрорайоны «Матрешкин двор» и «Просторный».

Пробки в Чистой слободе в Новосибирске

«Чистая Слобода». Как в часы пик выбраться в центр Новосибирска?

В начале текущего года мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил, что город получит 4 млрд рублей в рамках федеральной программы «Жилище» на развитие дорожной сети. «По этой федеральной программе мы получим финансирование на строительство новых дорог в отдаленные районы города — чуть более 4 млрд рублей на три года. И одним из объектов станет дорога от микрорайона МЖК до ул. Выборной. Она фактически станет дублером ул. Большевистской, альтернативным выездом из жилого массива в районе педуниверситета. Сейчас идет работа над проектно-сметной документацией», — отметил мэр Анатолий Локоть. Помимо этого объекта, в рамках рассматриваемой федеральной программы будут закончены третий этап продления ул. Титова, уже упомянутый объект продления улицы Петухова и дорога в перспективный микрорайон «Клюквенный» на севере Калининского района.

«Новые участки улично-дорожной сети задействуются нами для прокладки маршрутов общественного транспорта. Например, в микрорайоне «Чистая слобода», где был закончен второй этап продления улицы Титова. Таких примеров много, и они важны для удобства транспортного обслуживания жителей новых микрорайонов. Следует также отметить, что данные маршруты появляются не спонтанно, это увязано с документами транспортного планирования города — Комплексной схемой организации дорожного движения Новосибирска до 2034 года», — пояснил «Континенту Сибирь» заместитель начальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Михаил Никулин.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ