«Сибирский гигант» может быть продан томской группе компаний «Лама»

Как стало известно «Континенту Сибирь», основанная Владиславом Левчуговым томская группа компаний «Лама» может в ближайшее время приобрести торговый холдинг «Сибирский гигант», либо его отдельные подразделения, например, сеть универсамов «Горожанка». В частности в случае успешной реализации сделки уже к середине мая все действующие магазины этой сети могут сменить бренд на SPAR.

Параметры возможной сделки

Информацию о том, что прорабатывается сделка между группой компаний «Лама» и торговым холдингом «Сибирский гигант», «Континенту Сибирь» подтвердило пятеро участников рынка. Переговоры между сторонами ведутся как минимум с конца 2020 года.

В руководстве «Сибирского гиганта» от комментариев отказались, отметив, что информация носит конфиденциальный характер, и предложили вернуться к этому вопросу не раньше апреля. В ГК «Лама» «Континенту Сибирь» также отметили, что готовы дать комментарии только в апреле.

Напомним, что торговый холдинг «Сибирский гигант» был основан в 1996 году бизнесменами Александром Манцуровым и Андреем Кузнецовым. В состав холдинга входят гипермаркеты «Гигант», супермаркеты «Мегас» и универсамы «Горожанка», а также собственный распределительный центр по алкогольной продукции – «Гигант Алко». Также компания развивает агрокомплекс «Сады Гиганта». По данным 2ГИС, на сегодня в Новосибирске работает 24 универсама «Горожанка», 4 гипермаркета «Гигант» и 3 супермаркета «Мегас». По оценкам аналитика ГК «ФИНАМ» Анатолия Вакуленко, ориентировочный диапазон стоимости «Сибирского гиганта» может составлять 0,7 млрд руб. – 2 млрд руб. 

«Сибирский гигант» может быть продан томской группе компаний «Лама» - Фотография

Новосибирский бизнесмен Александр Манцуров стал единоличным владельцем «Сибирского гиганта»

В свою очередь ГК «Лама» включает томские магазины голландской сети SPAR, сеть универсамов «Абрикос», несколько торговых центров и производственных предприятий. По данным 2ГИС, на сегодня в Томске работает 10 магазинов под брендом SPAR и 50 универсамов под брендом «Абрикос». Основателем и ключевым владельцем группы является бизнесмен Владислав Левчугов.

В Новосибирск «Лама» вышла в начале марта 2021 года с открытием первого магазина голландской сети SPAR на улице Некрасова в ЖК «Огни Сибири». Собственником коммерческих площадей является компания «Райдекс», совладельцем которой является Николай Манцуров, сын основателя «Сибирского гиганта» Александра Манцурова. Операционная деятельность магазина ведется под юрлицом ООО «Еврологистик», принадлежащим томскому бизнесмену Павлу Князеву.

Ранее в январе 2021 года в SPAR заявляли о планах открыть в Новосибирске до 10 магазинов. Реализовать такие намерения в сжатые сроки сеть могла бы, зайдя на площадки, занимаемые сегодня универсамами «Горожанка». Тем более, что одним из преимуществ этой сети можно считать расположение магазинов, а в торговле локация имеет очень большое значение. По словам опрошенных «Континентом Сибирь» участников рынка, именно такая возможность обсуждалась между «Ламой» и «Сибирским Гигантом» как минимум с конца 2020 года. Однако до текущего момента какой-либо конкретики относительно сделки не появлялось, как впрочем и официальных заявлений сторон. В настоящее время «Лама» и «Сибирский гигант» до сих пор находятся в процессе переговоров, при этом, по словам источников издания, обсуждается, что в периметр возможной сделки может быть включена уже не только сеть «Горожанка», а весь холдинг, включая гипермаркеты «Гигант».

По данным одного из источников «Континента Сибирь», в случае реализации сделки уже к началу апреля в SPAR могут быть переформатированы 6 универсамов «Горожанка». А уже к 15 мая на бренд SPAR может перейти вся сеть. По информации источника издания, в магазинах на Плановой и Выборной, которые могут первыми перейти на SPAR, уже стартовала распродажа товарных остатков.

Сеть "Горожанка" распродажа
Ряд магазинов сети «Горожанка» уже начали активно распродавать товарные остатки. Фото Михаила Перикова

Об изменениях в холдинге могут служить и другие индикаторы. По информации одного из участников регионального рынка ритейла, «Сибирский гигант» в настоящее время якобы ведет переговоры о дисконте по закрытию своей кредиторской задолженности перед поставщиками.

Последствия сделки для «Сибирского гиганта»

Опрошенные «Континентом Сибирь» участники рынка не удивлены возможной продажей «Сибирского гиганта», так как региональным ритейлерам становится все сложнее конкурировать с федеральными игроками. «Гигант не первый год видит снижение спроса в сегменте гипермаркетов. И как следствие мы видим, что например около трети площадей объекта на Димитровском мосту арендовал DNS. Менеджмент искал варианты переформата «Гиганта», нуждалась в обновлении и «Горожанка». Некоторые топ-менеджеры «Сибирского гиганта» в последние пару лет перешли в другие сети, и с текущей командой Александр Манцуров вероятно решил не экспериментировать. Видимо вариант партнерства с «Ламой» оказался менее рискованным», — рассуждает экс-директор по маркетингу ГК «Холидей» Артем Нонка.

«Сибирский гигант» может быть продан томской группе компаний «Лама» - Фото

«Сибирский гигант»: «Неисполнимых обязательств у нас нет»

Напомним, что в октябре 2020 года из состава учредителей «Сибирского гиганта» вышел Андрей Кузнецов. Доля Александра Манцурова в уставном капитале компании тога выросла с 17,5 млн рублей до 33 млн рублей – 100%. При этом Андрей Кузнецов вместе с Александром Манцуровым остались соучредителями компании «Гигант 4», специализирующейся на операциях с недвижимостью. В 2020 году «Сибирский гигант» находился в центре внимания СМИ в том числе из-за судебных исков отдельных поставщиков, хотя размеры претензий были несоизмеримы с оборотом холдинга. В интервью «Континенту Сибирь» в декабре 2020 года заместитель генерального директора «Сибирского гиганта» Ольга Тимошенко отмечала, что «неисполнимых обязательств у холдинга нет».

Участники рынка отмечают, что с учетом банкротства двух других крупных новосибирских сетей — «Холидея» (основателем является Николай Скороходов) и «Универсамов удачных покупок» (основателями являются братья Насоленко) — у собственника «Сибирского гиганта» Александра Манцурова есть возможность в случае рассматриваемой сделки реализовать наиболее удачный вариант выхода из ритейл-бизнеса. Такую точку зрения разделяют экс-совладелец новосибирской сети «Домоцентр», бывший директор по продажам «Ашан Россия» Олег Ермишкин, а также соучредитель торговых сетей «Победа», «Низкоцен», SPAR в Омске Виктор Шкуренко. В интервью «Континенту Сибирь» в 2018 году последний отмечал, что его стратегия — «любыми способами избежать лобовой конкуренции с «федералами».

Последствия сделки для «Ламы»

Что касается ГК «Лама», опрошенные «Континентом Сибирь» участники рынка положительно оценили позиции группы компаний в Томске, особенно в сегменте супермаркетов, а также отметили схожесть ритейлера с самим «Сибирским гигантом» с точки зрения развиваемых форматов магазинов.

Кроме того, по мнению Артема Нонки, для «Ламы» расширение в Новосибирске позволит существенно увеличить как рынок сбыта, так и влияние на томских поставщиков, для которых эта сделка — окно на рынок соседнего региона.

«Решение «Ламы» открывать SPAR в Новосибирске на мой взгляд, абсолютно правильно. Я более, чем уверен, что такой формат будет востребован в Новосибирске. Во-первых, в отличие от «Добрянки» и «Бахетле», которые представлены в высоком ценовом сегменте, SPAR будет конкурировать за массового покупателя, это более доступный формат. Кроме того, «Горожанка» очень похожа на SPAR и по формату, и по аудитории. Но при этом, SPAR современнее и актуальнее», — считает Виктор Шкуренко. Примечательно, что ранее бизнесмен также рассматривал возможность захода в Новосибирск с брендом SPAR до того, как такой шаг предприняла ГК «Лама».

Несмотря на то, что SPAR – совсем неизвестный для города бренд на фоне уже привычной «Горожанки», собеседники «Континента Сибирь» считают ребрендинг вполне оправданной мерой. «Понятно, что на фоне «Горожанки» известность бренда SPAR в Новосибирске пока невысокая. Но далеко не у всех «Горожанок» хорошая выкладка, правильный ассортимент, и соблюдается чистота помещения. Изменение этих параметров в лучшую сторону на фоне смены бренда способно привлечь в магазины новую аудиторию», — рассуждает один из участников рынка на условиях анонимности.

В свою очередь коммерческий директор, совладелец новосибирской сети «Быстроном» Тимофей Герасько констатирует, что примерно половина покупателей не знают название магазина, в который они ходят. Им это не важно, и это нормально. По его мнению, с учетом того, что SPAR — это новое имя для Новосибирска, то первоначальный интерес к сети обеспечен. Однако в дальнейшем SPAR может восприниматься самым обычным магазином.

Впрочем, успешность формата в Новосибирске в долгосрочном периоде будет зависеть от реакции покупателей, для которых пока этот бренд неизвестен. Первые впечатления аудитории от первого магазина SPAR оказались противоречивыми, в том числе из-за высоких ожиданий, которым новый формат не соответствовал. Магазины SPAR скорее напоминали посетителям обычные «Магниты» или «Пятерочки», а не нечто принципиально новое для новосибирского ритейла.

Томская сеть SPAR
Томский партнер SPAR сможет открыть магазины этой сети на базе действующих «Горожанок». Фото компании «Райдекс»

«Я посещал первый открывшийся в Новосибирске SPAR и не увидел ничего удивительного. Для меня этот магазин — нечто среднее между «Добрянкой, «Бахетле» и «Мегасом». В целом оставляет хорошее впечатление, но мои ожидания не оправдались. Я думал, что будет гораздо привлекательнее. Но по крайней мере, это что-то новое. От «Горожанки» и тем более «Гиганта» есть усталость», — поделился мнением основатель «Назаров и партнеры» Александр Назаров. С такой оценкой не согласен руководитель футбольной Академии итальянского клуба «Интер» в Новосибирске Андрей Ушаков. «Первое впечатление было приятным. В магазине есть своя кулинария, выпечка, представлены новые марки продуктов. Кроме того, есть возможность сформировать покупку в приложении, чтобы потом прийти и просто забрать заказ. На мой взгляд, это очень удобно», — отметил «Континенту Сибирь» Андрей Ушаков, добавив, что готов посещать этот магазин и дальше.

Успешность работы в регионе

Стоит отметить, что несмотря на амбициозные планы по Новосибирску, пока сети SPAR не удалось закрепиться в других крупных городах Сибири. Так, в 2015-2017 годах сеть покинула красноярский рынок (магазины развивала ГК «Каравай»), кузбасский рынок (магазины развивала «Система регионмарт») и иркутский рынок (магазины развивала группа «Кентавр»).

Впрочем, сибирские партнеры SPAR не видят в этом проблемы. «Региональные партнеры SPAR уходят и закрывают магазины не потому, что бренд плохой, а потому что неправильно им управляют, а чаще всего накапливают долги, перестают рассчитываться с поставщиками. Поэтому здесь все зависит от качества работы самого партнера», — считает Виктор Шкуренко.

UPD. О последствиях возможной сделки читайте в авторской колонке бывшего директора по продажам «Ашан Россия», экс-совладельца сети «Домоцентр» Олега Ермишкина.

Чего ожидать от нового собственника «Сибирского гиганта», и что произойдет с магазинами сети — читайте в интервью Виктора Шкуренко

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ