Тридцать ядреных лет: новосибирский музыкальный дуэт Nuclear Losь отпразднует юбилей

2 апреля икона стиля — новосибирский музыкальный дуэт Nuclear Losь — отпразднует свое тридцатилетие. На концерте, помимо всего прочего, будет возможность добыть и новый релиз группы Fatmix Studio Sessions с невероятным ремиксом на Егора Летова.

Nuclear Losь — детище Антона Трубицы и Алика Лавелина. «Лоси» — ракетоносы. Они схватили себя за волосы и вывели на орбиту. Куда бы мы ни двинулись, над нами висит, обжигая, их порноджаз. Брутальная юность покорителей музыкального космоса тоже в счет. К запуску привлекли лучшие силы. Один по кадрам, другой в бизнесе, третьего уже нет, четвертый на ручках, пятый с консерваторским дипломом. Земное притяжение сдалось без боя. Винил в Штатах, концерты в Европе; диском рассказали Чайковскому новости, поездом прочесали родную страну. Музыка связала судьбы. В группе появились дети. В банде замерцали джазмены. Грув оброс танцевальной щетиной.

Они — большая часть нашей жизни. Им 30. У них, как и у нас, теперь много обязательств. Но свобода все еще стучится в висок. Пульс спокойнее. Мы умеем держать удар. Мы слышали победные марши. Мы вместе с ними протыкали пространства и набивали карманы звездами. Ядреные и беспокойные. Гордые — как лоси. И всепроникающие — как радиация.

О десятилетиях прошлого и будущего рассказал сооснователь группы АНТОН ТРУБИЦА.

— Игра в индастриал-героизм отпустила хоть кого-нибудь? Ты, уже синтезаторщик и бывший вокалист, один из лидеров бескомпромиссного коллектива 90-х, прошедший долгий путь к электронному миксу из рока, джаза, лаунжа и хип-хопа, справился с поведенческими девиациями, построил карьеру, заложил основу большой семьи. А остальные панки 90-х?

— Большинство наших друзей адекватные ребята, у них нормальные семьи. У меня всегда была довольно устойчивая психика. Как только я начинал чувствовать «темные силы», я разворачивался и уходил.

Pornojazz, вышедший 20 лет назад, стал вашим пьедесталом, затоптавшим многие другие начинания. Да и теперь часть новаций тонет под гнетом этого на редкость музыкального альбома. Он бесит самих Лосей?

— Нет, не бесит, мы этот диск просто не слушаем. Лично я — крайне редко.

— Какие важные вершины достигнуты группой — на твой вкус?

— Думаю, участие в фестивале Sonar, издание альбомов в США и Финляндии, релиз альбома Beat Bussines на кассете. И, конечно, свежий винил Fatmix Studio Sessions.

— Есть в вашем наследии, в этой мешанине из истории музыки в электронной «обертке», недооцененные открытия?

— Все, что недооценено, мы обязательно переиздадим. Чтобы оценили.

— Тебе скоро 50. Можно ли сказать, что активизация коллектива к 30-летию, краудфандинговый проект издания Fatmix Studio Sessions на виниле и его презентация — своего рода жизнь после истории?

— Думаю, мы пробуем обустроить светлое будущее. Музыкантов бывших не бывает, есть музыканты, занятые чем-то другим. Хорошо, когда то, что ты делаешь, кому-то нужно. Это дает импульс делать новый материал. Допускаю, что даже просто для себя.

— Это был блиц. А теперь давай подробно. С какого события отсчитывается история коллектива?

— День рождения группы — самое начало апреля 1991 года, когда мы придумали название «Ядерный Лось», сидя на кухне с моим одноклассником Вовой Шевченко. Легенда гласит, что мы ели лося. Собственно, так все и было — мы дегустировали лосятину.

Жизнь как фильм

— Состав часто менялся. Что привносил каждый из участников? Классика — это трио или уже нынешний дуэт?

— Состав менялся где-то раз в пятилетку. Первый состав был далек от электронного — мы играли жесткую индустриальную музыку с роялем и какими-то электронными прибамбасами. Песни я сочинял на гибридных языках со словами из латыни, английского и немецкого. Уже следующий состав придерживался диаметрально противоположных взглядов. Мы начали использовать драм-машину — убрали барабанщика, но оставили басиста, и втроем встали за клавиши. В таком виде играли до 1997 года. Затем начался новый период, когда мы купили первые «настоящие» инструменты — прежде всего, драм-машину Roland и groovbox. Состав сократился до дуэта — мы с Аркашей Хлобыстовым долго играли вдвоем.

— Это уже во времена Ninja Tune и начала царства trip-hop?

— Да, мы попали под очарование бристольской волны. Исполняли наше видение новомодного trip-hop. В 2000 году к нам присоединился Алик Лавелин, тогда он играл на барабанах. Так, в трио, мы выступали до 2006 года.

— Золотые времена филармонического электронного джаза!

— Где-то в 2000 году я познакомился с саксофонистом Владимиром Тимофеевым, и наша музыка дала основательный крен в сторону джаза. Мы сделали с Володей много проектов, в том числе в филармонии с разными составами, с интереснейшими музыкантами! Я очень благодарен ему за этот опыт. Потом Владимир перебрался в Москву, и дальше мы уже выступали без саксофонов. Жаль, конечно, этот инструмент здорово ложится на нашу музыку.

— А потом, пятнадцать лет назад, начался новый этап — нынешняя форма существования в дуэте с Аликом?

— Да, Аркаша тоже перебрался в Москву, и мы остались с Аликом вдвоем. Какое-то время не выступали совсем — разве только на презентациях, на каких-то коммерческих мероприятиях. Писали новый материал. Потом нашли друг друга с вокальным ансамблем «Маркеловы голоса» — практиковали вместе три-четыре года. Мы адаптировали электронную музыку к русским народным песням. Проект получился очень интересный — спасибо руководителю ансамбля Игорю Тюваеву!

— Как часто вы репетируете с Аликом?

— Не так уж часто. Стараемся встречаться в студии раз в неделю, чтобы опробовать и развить разные задачи и идеи.

— Расскажи про виниловое издание альбома Live Session. Откуда этот «теплый ламповый» звук?

— Это запись 2018 года. Мы приехали на московскую студию и записали первые шесть композиций — какие в голову пришли. Мастеринг полностью делала Mix Records. Наверняка не скажу, но скорее всего запись специально адаптировали под винил. Там же, на студии, мы писались на ленточный студийный магнитофон Studer, так что на некоторых треках заметен этот «пленочный звук» — например, в ремиксе на «Вечную весну».

— Вы собрали на planeta.ru больше 80 тыс., необходимых для издания виниловой пластинки. Будете продолжать краудфандинговые сессии?

— Мы очень довольны этим проектом. Сервис позволяет любому артисту собрать по-настоящему «народные» деньги на свои проекты. Мы обязательно объявим сбор средств на новые наши пластинки.

— О каких релизах идет речь? Что сейчас на кону и в ближайших планах?

— В прошлом году у нас вышел альбом Madmapping, пусть и из пяти треков. Мы сделали ремастеринг альбома Beat Business 2005 года — он доступен, кроме всего прочего, еще и на кассете. А альбом Fatmix Studio Sessions — на виниле. Это для тех, кто хочет поставить наш альбом на полку и слушать его в аналоговой аудиоверсии. Все эти записи будут на нашем концерте 2 апреля.

В 2021 году мы планируем завершить работу над новым альбомом, снова из пяти треков. Это и абсолютно новые вещи, а также треки, сочиненные в период с 2007 по 2020 год, которые никогда не издавались. К следующему году рассчитываем сделать ремастеринг альбома Pornojazz и выпустить его. При хорошем раскладе — на виниле, он же просто создан для пластиночной версии.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ