«Идиоты»: шок, скандал и культурный канон

В центре культуры и отдыха «Победа» продолжается большая ретроспектива одного из крупнейших режиссеров современности Ларса фон Триера. В прокате стартуют «Идиоты» — самый провокационный, неудобный и мощный фильм датского гения. После сеанса 19 марта у зрителей будет возможность пообщаться с главным кинокритиком страны Антоном Долиным, который подключится к кинозалу по зуму.

 Премьера «Идиотов» на Каннском фестивале 1998 года расколола критиков, как это часто бывает с крупными произведениями, для адекватной оценки которых требуется время и дистанция. Многие выходили из зала и объявляли фильм эпатажем, лишенным смысла. Другие, напротив, отмечали в нем «проблески гениальности».

Итог под этими рассуждениями, кажется, подвели в министерстве культуры Дании, включив в 2006 году «Идиотов» в Датский культурный канон — список произведений искусства, признанных неотъемлемой частью культурных  ценностей этой страны. Любопытно, что ни один другой фильм Триера, включая всеми любимые хиты вроде «Догвилля» и «Танцующей в темноте», в него не вошли.

В «Идиотах» рассказывается история группы интеллектуальных хулиганов, которые изображают  душевнобольных в общественных местах, ведут себя вызывающе и шокируют обыкновенных горожан. Они заявляются в рестораны, на экскурсии, в бассейны, где устраивают погромы или пристают к окружающим. Так они раскрывают в себе «внутренних идиотов». Однако в какой-то момент эта игра перестает быть забавной и такой уж безобидной.

Главный редактор журнала «Искусство кино», кинокритик и просветитель Антон Долин называет эту картину безусловным шедевром и пишет о ней так: «Одновременно злой шарж на левую идею и своеобразная утопия, авангардный тренинг и пощечина общественному вкусу. Один из самых мощных и бескомпромиссных фильмов Триера».

Антон Долин
Антон Долин (на фото) является поклонником творчества Ларса фон Триера

После сеанса у зрителей будет возможность задать Антону любой вопрос об «Идиотах», манифесте «Догма 95», по принципам которого снят этот фильм, киноязыке и эволюции Триера как художника. Несколько лет назад Долин выпустил книгу о великом и ужасном датчанине: «Ларс фон Триер. Контрольные работы» и лучше всех в стране ориентируется во вселенной этого режиссера.

В свое время «Идиоты» считались самой откровенной картиной из всех, которые были допущены к кинопрокату. И сегодня, спустя почти 25 лет после премьеры, этот провокационный фильм выглядит и воспринимается все так же оглушительно. Смотреть его — это всегда вызов, интеллектуальный, эстетический и даже этический. Однако без «Идиотов» невозможно представить ни творчество Ларса фон Триера, ни в целом развитие европейского кинематографа конца XX-начала XXI века.

«Идиоты» действительно, не на уровне деклараций, а на деле, порывают со сложившейся эстетикой и делают это самым радикальным способом. При этом в этом фильме исследователи находят параллели и с классиком скандинавской литературы Августом Стриндбергом, и с Достоевским.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ