Микрорайон «Чистая Слобода» — один из самых динамично развивающихся спальных районов Новосибирска. Если в 2018-м году здесь проживало 20 тысяч человек, то на начало 2021-го насчитывается уже 35 тысяч жителей. Таким образом, за два года население жилого массива увеличилось на 75%. Местные жители утверждают, что столь бурное развитие имеет и свою отрицательную сторону – за строительством домов не успевает дорожная инфраструктура.

Какие затруднения испытывают жители Чистой Слободы в пиковые часы рабочих дней, когда пытаются добраться в центр Новосибирска? Как их предлагают разрешать городские власти? Чего хотели бы сами жители? Какие инфраструктурные изменения микрорайона заложены в «Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры» до 2030 года? В этих и других вопросах транспортной доступности жилмассива «Чистая Слобода» разбирался «Континент Сибирь».

Если исключить часы пик

Микрорайон «Чистая Слобода», как и другие спальные районы Новосибирска, отличается неравномерностью пассажиропотока. И если исключить пиковые часы рабочих дней, то ситуация с транспортным сообщением здесь довольно благоприятна. Примерно об этом сообщает нам официальный сайт застройщика, где в списке особенностей микрорайона значится «отличная транспортная доступность». Также застройщик сообщает, что «в микрорайон курсирует четыре вида наземного транспорта. До ближайшей станции метро «Площадь Маркса» можно добраться за 20 минут (вероятно, имеется в виду скорость маршрутного такси №18, если оно следует к пл. К Маркса по свободной дороге – «КС»)».

И действительно, автовладельцы могут за 15 минут по улице Титова добраться до центра левобережья и ещё за 10 минут – до ТРЦ «Мега». Через переезд на ул. Порт-Артурской (ж/д станция «Ипподром») с выходом на ул. Станционную возможно за 20-25 минут оказаться в аэропорту или за 35-40 минут миновать площадь Энергетиков, Димитровский мост и достигнуть правобережного центра Новосибирска.

Также жилмассив соединен с другими частями города сразу 7-ю маршрутами безрельсового общественного транспорта. С площадью Маркса микрорайон связывают автобусные маршруты №39, 57 и 43, а также маршрутные такси №18 и 54. Автобус №55 и маршрутное такси №12 доставляют жителей Чистой Слободы через пл. Станиславского до вокзала Новосибирск-Главный.

Альтернативой маршруткам и автобусам является трамвайная линия, проложенная вдоль ул. Титова и соединяющая микрорайон, по маршруту №2 с пл. К. Маркса, а по маршруту №8 с пл. Труда. Кроме трамваев в 20-ти минутах ходьбы от микрорайона располагается Транссибирская магистраль, по которой курсируют пригородные электропоезда. Путь на электропоезде от ж/д станции «Ипподром» до вокзала Новосибирск-Главный занимает примерно 25 минут.

Транспортный коллапс на переезде

Ещё в 2019 году, когда «Континент Сибирь» рассказывал о Чистой Слободе в рубрике «Портрет новостройки», жители микрорайона жаловались на перманентные пробки в утренние и вечерние часы рабочей недели. С тех пор население Чистой Слободы, а также расположенных рядом жилых комплексов «Любимый» и «Радуга Сибири» заметно выросло, что только усугубило проблему.

Например, жительница микрорайона Алёна Шарган описала ситуацию в таких выражениях: «Переезд – больная тема! Какой-то мост нужно бы построить, чтобы не стоять столько времени, пока идут поезда и электрички… Это просто ужас какой-то!»

пробка перед жд переездом станции «Ипподром»
Участок ул. Порт-Артурской перед переездом у ж/д станции «Ипподром»

Вот так, к примеру, каждое утро выглядит участок ул. Порт-Артурской перед переездом у ж/д станции «Ипподром». Движение автомобилей через переезд в пиковые часы часто прерывается прохождением пассажирских и грузовых составов, а также электропоездов по Транссибирской магистрали, что само по себе создаёт затор.

пробка на ул. Порт-Артурской
Затор на ул. Порт-Артурской

Но на эту ситуацию накладывается схождение автомобильных потоков сразу с четырёх направлений – от Радуги Сибири, для обитателей которой площадка перед переездом является единственным асфальтированным выездом в город, с улицы Невельского, откуда выезжают жители Западного жилмассива, с Порт-Артурской, где в основном двигаются автовладельцы с Чистой Слободы и со стороны частного сектора, через который они же пытаются частично объехать возникающую пробку.

Новосибирский микрорайон «Чистая Слобода»
Новосибирский микрорайон «Чистая Слобода»: голубая мечта или суровый «эконом»?

Затор сохраняется и после пересечения Транссибирской магистрали, так как ул. Порт-Артурская имеет всего по одной полосе движения в обе стороны до самого пересечения с ул. Станционной и у водителей нет возможности заранее распределиться на два потока – для правого поворота в сторону аэропорта и для поворота налево, к центру города.

Второй переезд в створе ул. Связистов у ж/д станции «Западная площадка» в пиковые часы также бывает подолгу закрыт по тем же самым причинам. И там формируется свой затор. Проезд же через Троллейный жилмассив затруднён его собственным транспортным потоком и упирается в пробку у пл. Труда.

Таким образом, альтернативы пересечению переезда у ж/д станции «Ипподром» пока нет. И чтобы не опоздать на работу, автовладельцам приходится выезжать с запасом времени в час-полтора. Кроме того, затор на ул. Порт-Артурской затрудняет движение маршрутному такси №12, которое приходит на «Чистую Слободу» от «Радуги Сибири» и только затем следует в центр Новосибирска.

Путь через ул. Титова

В ноябре 2020 года был достроен второй участок продления ул. Титова, достигший пересечения с ул. Порт-Артурской. В феврале текущего года к этому же пересечению были перенесены конечные остановки маршрутов №39, 57, 18 и 43. Жители Чистой Слободы положительно оценили эти меры и отмечают, что в целом удобство движения к пл. Маркса теперь заметно повысилось.

Второй участок продления ул. Титова
© 2ГИС. Городской информационный сервис. www.2gis.ru

Но в часы пик все эти меры нивелируются несколькими обстоятельствами. Во-первых, узостью ул. Титова на участке от ул. Бийской до ул. Троллейной. Первый затор здесь нередко образуется ещё от пересечения улиц Бийской и Титова, где сходятся потоки Чистой Слободы и Западного жилмассива.

пробка на улице Титова
Пробка на пересечении улиц Титова и Танкистов

Второй ещё более мощный затор появляется на пересечении улиц Пермской и Титова, так как здесь в общий поток транспорта вливаются машины с Юго-Западного и Троллейного жилмассивов и может доходить до пл. Станиславского. В эти заторы попадают не только автовладельцы, но и автобусы №55, 39, 57, а также маршрутные такси №12 и 18.

пробка на Титова после Пермской
Утренний затор после пересечении улиц Пермской и Титова

Во-вторых, общественный транспорт с Чистой Слободы выходит на ул. Титова только с ул. Бийской, делая перед этим большой крюк по остановкам Западного жилмассива. С одной стороны это позволяет собрать максимум пассажиров, но с другой в условиях утренних пробок ещё на 20-30 минут увеличивает время в пути.

Маршруты №43 и 54 быстро добраться к пл. Маркса не помогают, так как следуют кружным путём через Западный и Троллейный жилмассивы и пл. Труда. Частично проблему снимает трамвай №2. Но и его маршрут к центру левобережья, достигая ул. Троллейной делает крюк, а также имеет «узкое место» при выходе на ул. Сибиряков-Гвардейцев, где может стать заложником затора из-за въехавших на пути автомобилей.

Жители «Чистой Слободы» отмечают, что в период пандемии мощность транспортного потока по ул. Титова несколько спала, но проблема быстрого достижения пересадочного узла пл. Маркса сохраняется.

участок дороги улицы Порт-Артурской
Участок дороги улицы Порт-Артурской

Если же иметь в виду скорейшее достижение правобережного центра города, то единственным по-настоящему быстрым способом добраться туда в часы пик является электропоезд. Однако и на этом пути не обходится без сложностей. Станция «Ипподром» расположена достаточно далеко от Чистой Слободы, а прямой путь к ней по ул. Порт-Артурской на участке от ул. Спортивной до ул. Забалуева затруднён отсутствием твёрдого покрытия дороги, что особенно мешает пешеходам в тёплое время года.

Предложения жителей микрорайона

Обитатели Чистой Слободы весьма активно обсуждают сложившуюся проблему на собраниях совета микрорайона и в социальных сетях, где они не только делятся своим негодованием, но и предлагают различные варианты решения проблемы. Наиболее популярные из них «Континент Сибирь» агрегировал в опрос, который предложил провести администрации группы микрорайона «Барахолка Чистая слобода – Новосибирск».

Из данных опроса следует, что большинство жителей Чистой Слободы хотели бы решить проблему с транспортом наиболее радикально – чтобы до жилмассива была продлена линия метро. Вместе с тем, население микрорайона понимает, что дело это небыстрое и весьма затратное.

жители Чистой слободы о транспортной проблемеПоэтому вторым из наиболее популярных вариантов улучшения транспортной доступности выступает идея запуска одного или нескольких прямых маршрутов от Чистой Слободы до пл. Маркса по ул. Титова. Запуск вновь построенного участка ул. Титова как раз позволяет это сделать. На нём уже даже оборудованы остановки. То есть здесь не приходится говорить о дополнительных затратах городского бюджета. Вопрос лишь в волевом решении властей.


Метро налево или направо? Будет ли метро в Чистой слободе?

Третий по популярности вариант решения транспортных проблем микрорайона возвращает нас к удручающей ситуации с переездами через Транссибирскую магистраль, которые явно не соответствуют современным требованиям и тормозят развитие города. Жители Чистой Слободы хотели бы видеть вместо переезда или в качестве дублёров к нему один или несколько виадуков, соединяющих жилмассив и улицу Станционную.

Наконец, четвёртой популярной среди жителей инициативой является расширение улицы Титова как минимум до 4-х полос на всём её протяжении. То есть и на участке от ул. Бийской до ул. Троллейной.

«Примерно в 2016 году я читала в СМИ комментарий мэра, в котором он предлагал для расширения улицы Титова убрать трамвайные пути. Но по-моему это ложная альтернатива. С противоположной трамвайным путям стороны ул. Титова расположен частный сектор. До него от дорожного полотна метров 10-12. Туда прекрасно поместится дополнительная полоса, а может быть и не одна, и это никак не помешает трамваям. По дороге правда расположены ещё две школы, но перед ними широкие тротуары и газоны, которые также можно убрать в пользу дороги», — поделилась своим мнением логопед с Чистой Слободы Екатерина Евгеньевна.

Естественно, расширение ул. Титова потребует вложения серьёзных средств. И в качестве одной из мер их получения некоторыми активными жителями микрорайона предлагается изменить порядок модернизации ул. Титова. Не продлевать её в 2021-22 годах до ул. Дукача, а сначала расширить существующее дорожное полотно до 4-х полос. И уже потом вернуться к строительству третьей очереди продления улицы.

решение проблемы с улицей ТитоваОднако новый опрос жителей Чистой Слободы показал, что почти 40% респондентов с таким предложением не согласны и хотели бы вначале получить в своё распоряжение третий участок ул. Титова. Общественники из состава совета Чистой Слободы рассказали, почему голоса распределились именно так.

Отрасль тяжелых инвестиций
Какие перспективы дорожно-транспортной сферны мегаполиса определит проект комплексного развития транспортной инфраструктуры? 

По словам членов совета, часть микрорайона пока не обладает удобными подъездными путями. Некоторые из них на сегодняшний день выложены по временной схеме – железобетонными плитами. Не хватает и тротуаров с твёрдым покрытием, чтобы комфортно добираться к существующим остановкам общественного транспорта в любую погоду. Поэтому жители и голосуют за третий участок продления ул. Титова. Кроме того, он вписан в план развития городской транспортной инфраструктуры, где увязывается с другими проектами.

Что отвечают в мэрии?

В департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска в курсе проблем быстрорастущего микрорайона и предлагают несколько решений, вошедших в «Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города на 2018 – 2030 годы» (ПКРТИ).

В частности, транспортный коллапс у переезда будет решаться сразу двумя путями. Во-первых, в 2024-2025 годах к постройке запланирован виадук в створе ул. Дукача, который пройдёт над Транссибирской магистралью и соединит удобной транспортной развязкой Чистую Слободу и Радугу Сибири с ул. Станционной.

План постройки виадука в створе ул. Дукача

Во-вторых, в департаменте сообщили о запланированной реконструкции существующего переезда и подъездных путей к нему: «в настоящее время ведутся проектные проработки по реконструкции ул. Порт-Артурская на участке от ул. Спортивная до ул. Станционная со строительством участка улицы от ул. Спортивная до ул. Невельского и расширением проезжей части от существующего железнодорожного переезда до ул. Станционная для организации дополнительной полосы для правого поворота».

Кроме того, после 2030 года планируется строительство второго виадука через Транссибирскую магистраль в створе ул. Связистов. В департаменте транспорта сообщили, что Генеральным планом Новосибирска предусмотрена замена этим путепроводом существующего железнодорожного переезда у станции «Западная площадка».

На Ленинской линии ожидается появление станций «Площадь Станиславского» и «Пермская»
На Ленинской линии ожидается появление станций метро «Площадь Станиславского» и «Пермская»

Метро в сторону микрорайона в перспективе до 2030 года запланировано только до пересечения улиц Титова и Пермской. На новом участке Ленинской линии в этот период ожидается появление станций «Площадь Станиславского» и «Пермская». Дальнейшее продление метрополитена до пересечения с ул. Порт-Артурской предполагается, но в отдалённом будущем.

Расширение ул. Титова до 4-х полос в мэрии также обсуждается, но в департаменте транспорта указывают на объективное препятствие этой инициативе в виде подземных коммуникаций: «Реконструкция участка улицы предполагается после решения вопроса о выносе магистральной теплотрассы, находящейся непосредственно под тротуаром, что не дает возможности расширить автомобильную дорогу до 4 полос. Сроки реконструкции в настоящее время не определены».

А вот вопрос с изменением движения маршрутов от Чистой Слободы мэрия не планирует решать до окончания строительства третьего участка продления ул. Титова. Отказ от запуска прямых маршрутов на текущем этапе развития микрорайона в департаменте транспорта объясняют проходящими здесь же трамвайными маршрутами: «автомобильная дорога по ул. Титова располагается по краю жилой застройки, кроме этого вдоль улицы до пересечения с ул. Порт-Артурская проложена обособленная трамвайная линия.  Таким образом, предлагаемый прямой маршрут по введенному в эксплуатацию участку ул. Титова, следующий от перекрестка с ул. Порт-Артурская, минуя практически всю жилую застройку не только Западного ж/м, но и значительной части самого микрорайона «Чистая Слобода» по сути будет являться дублером трамвая».

Стоит отметить также, что ПКРТИ до 2030 года предполагает ещё несколько интересных инфраструктурных решений. В частности, до 2025 года планируется продлить трамвайные пути, доходящие в настоящее время до пересечения улиц Титова и Порт-Артурская, до пересечения улиц Титова и Дукача, а также вдоль ул. Дукача до Радуги Сибири.

Транспортная доступность Левого берега города Новосибирска
Проект «Городская электричка»

Транспортная доступность Левого берега города Новосибирска

  • ж/м Чистая Слобода (14000 чел.)
  • м/н Просторный (26 десятиэтажных домов, 8 восемнадцатиэтажных домов)
  • м/н Матрёшкин двор (19 домов разной этажности)
  • ж/м Юго-Западный (30000 чел.)
  • ж/м Южно-Ческой (20000 чел.)
  • ж/м Северо-Чемской (40000 чел.)

Кроме того в работе находится проект «Городская электричка», реализация которого предполагает, в числе прочего, строительство ж/д станции «Чистая слобода» как раз в створе третьего участка продляемой ул. Титова.

Рассматриваемый проект особо перспективен тем, что может обеспечить надёжную и быструю связь с правобережным центром Новосибирска не только для 35 тысяч жителей Чистой Слободы, но и для обитателей Радуги Сибири, Любимого, Пригородного простора, Юго-Западного, Южно-Чемского и Северо-Чемского жилмассивов.

Андрей Травников: «Городскую электричку» необходимо запустить к началу Молодежного чемпионата мира по хоккею в 2023 году»

Андрей Травников: «Городскую электричку» необходимо запустить к началу Молодежного чемпионата мира по хоккею в 2023 году»

Ранее губернатор Новосибирской области Андрей Травников отмечал, что работы по запуску «Городской электрички» уже идут и даже будут интенсифицированы, чтобы проект стартовал до открытия Молодежного чемпионата мира по хоккею, который пройдет в Новосибирске в 2023 году.

Однако в департаменте транспорта мэрии Новосибирска «Городскую электричку» поставили под вопрос: «Движение электропоездов в направлении перспективной остановочной платформы «Чистая Слобода» по существующей инфраструктуре не представляется возможным ввиду большой загруженности участка железной дороги и необходимости строительства дополнительного третьего пути. В настоящее время этот вопрос не рассматривается».

Вместе с тем, в мэрии сообщили, что сейчас идет подготовка к реализации первой очереди проекта «Городская железная дорога» с пуском сквозного движения электропоездов от станции «Ипподром» до станции «Новосибирск-Восточный» с организацией движения электропоездов во II полугодии 2021 года.

В чём жители не согласны с мэрией

Ответ департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска относительно реализации ожидаемого многими жителями микрорайона проекта «Городской электрички» вызвал среди них недоумение.

расписание электричек«Ничего там не загружено, большинство товарных поездов идёт через о.п. Клещиха, по Транссибу же – небольшое количество пассажирских поездов и электричек. Ещё в 2018 году отмечали, что основным преимуществом концепции были существующие железнодорожные пути, не требовавшие дополнительных затрат», — удивился такому обоснованию председатель совета дома 246/1 по ул. Титова.

расписание поездов«Выделил красным цветом часы пик (основное время, когда едут на работу (с 6:00 до 9:00) и обратно (с 16:00 до 19:00). Не понимаю, зачем нужен третий путь?», — добавил он, приведя в качестве обоснования своего мнения скриншоты расписания электричек и пассажирских поездов.

Жительница Чистой Слободы Елена Назимова не теряет надежды на запуск проекта: «На мой взгляд, вариант с «Городской электричкой» в будущем будет хорошим решением разгрузки обычного наземного транспорта. Я вообще считаю, что нужно в этом направлении работать: скоростная электричка, например, из аэропорта до ж/д вокзала!»

Кроме того, жители Чистой Слободы продолжают настаивать на необходимости изменения схемы движения маршрутных транспортных средств или добавлении к ним одного или нескольких прямых маршрутов.

В настоящее время совет микрорайона, в сотрудничестве с депутатом горсовета Кириллом Покровским, прорабатывает разные варианты организации движения, которые в начале апреля будут выставлены на голосование в группе микрорайона «Наш дом Чистая Слобода». По итогам голосования будет подготовлен соответствующий план, который совет микрорайона будет обсуждать с департаментом транспорта.

Чистая Слобода - возможный маршрут движения транспорта
© 2ГИС. Городской информационный сервис. www.2gis.ru

В качестве одного из возможных вариантов мог бы быть предложен маршрут от остановки «Спортивная» через ул. Порт-Артурская и далее по ул. Титова до пересадочного узла на пл. К. Маркса. Такой маршрут сможет охватить большую часть жителей микрорайона, и будет заметно ближе и удобнее трамвая для жителей домов его вновь построенных очередей.

Мнение застройщика

Компания «КПД-Газстрой», возводящая микрорайон, старается принимать участие и в развитии его инфраструктуры. Как в плане коммуникации с властями города, так и в плане софинансирования проектов. Директор по коммерции и развитию «ДСК КПДГазстрой», депутат горсовета Кирилл Покровский в своём комментарии отметил, что во многом именно благодаря лоббированию интересов жителей застройщиком стало возможным ускоренное строительство новых участков ул. Титова.

После достройки ул. Титова до пересечения с ул. Дукача Кирилл Покровский обозначил следующую инфраструктурную перспективу: «В дальнейшем улица Дукача с трамвайными путями и виадуком видится как приоритетный проект развития дорожно-транспортной инфраструктуры. В части его финансирования потребуется привлечение бюджетов всех уровней – от муниципального, до регионального и федерального. В адрес застройщика городские власти уже вышли с предложением взять на себя работу по проектированию улицы Дукача со всеми инженерными конструкциями. Мы видим это решение целесообразным и оправданным».

Депутат горсовета также указал на готовность компании «КПД-Газстрой» софинансировать создание необходимой инфраструктуры для развития городского железнодорожного транспорта, проект которого компания всецело поддерживает и со своей стороны подтвердил текущую разработку новой схемы движения транспорта и расположения остановочных пунктов на территории микрорайона.

«То, что не требует инвестиций от города и может быть сделано уже сегодня — решение предоставить новым перевозчикам возможность зайти на маршруты, которые соединяют микрорайон с центром города. Это даст возможность сделать более комфортным перемещение к центру в часы пик, когда нагрузка на общественный транспорт наиболее высока», — заключил Кирилл Покровский.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ