Можно ли очистить Новосибирск от «рекламного мусора»?

В Новосибирске завершается работа над новой редакцией архитектурно-художественного регламента размещения информационных и рекламных конструкций. Несмотря на то, что документ уже вышел на финальную стадию подготовки, внешний вид городских улиц еще несколько лет будет страдать от засилья разномастной рекламы. Почему это происходит, узнал «Континент Сибирь».

На заседании градостроительного комитета Совета депутатов Новосибирска вчера, 15 марта, депутаты заслушали главного архитектора города, заместителя начальника департамента строительства и архитектуры — начальника управления архитектурно-художественного облика мэрии Новосибирска Александра Ложкина о реализации на территории города архитектурно-художественного регламента размещения информационных и рекламных конструкций.

Первыми среди российских городов такие регламенты приняли Москва и Казань. Новосибирск вошел в первую десятку последовавших за ними. Но принятый в 2019 году регламент уже устарел. Билборды, растяжки, рекламные установки, дисплеи и другие конструкции не соответствуют архитектурной стилистике фасадов, их концентрация портит внешний облик города, создает впечатление засилья информационного мусора. Эта проблема становится актуальной в преддверии международных чемпионатов, когда Новосибирск готовится встречать большое число российских и зарубежных туристов.

По словам Александра Ложкина, управление столкнулось с рядом проблем, которые серьезно мешают наведению порядка в сфере наружной рекламы. Одна из них связана с недостаточным регулированием таких рекламных конструкций, как настенные панно. «Рекламные агенты, которые работают с предпринимателями, воспользовались пробелами в регулировании. В результате в городе появились конструкции, которые не украшают его. У нас нет возможности отказывать в размещении таких конструкций», – посетовал главный архитектор города.

Можно ли очистить Новосибирск от «рекламного мусора»? - Фотография
Главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин (на фото слева) отчитался перед депутатами об изменениях в архитектурно-художественном регламенте. На фото в центре — вице-спикер совета депутатов Новосибирска Николай Тямин, на фото справа — депутат Сергей Трубников. Фото Михаила Перикова

В 2020 году в комитет рекламы и информации мэрии поступило около 2000 заявлений на размещение рекламных конструкций. На большую часть из них выданы разрешения. Но помимо этого, у предпринимателей появилась возможность обращаться в комитет о признании конструкций информационными в заявительном порядке. В 2020 году было 650 таких заявлений. 448 конструкций признано информационными.

Другая проблема заключается в противоречиях между архитектурно-художественным регламентом и правилами размещения информационных и рекламных конструкций. Закон о защите прав потребителей обязывает указывать обязательную информацию на вывесках (юридическое лицо, телефоны и так далее). «И мы получаем нелепые вещи», – констатировал Ложкин.

наружная реклама Новосибирск
Фото из архива Михаила Перикова

Предполагается, что изменения в регламент устранят пробелы по недостаточному регулированию размещения рекламных конструкций, уберут избыточные к ним требования и упорядочат нормативы. Для совершенствования правового регулирования размещения наружной рекламы управление планирует создать рабочую группу из депутатов, общественников и членов художественного архитектурного совета при мэрии Новосибирска.

При разработке изменений в регламент управление архитектурно-художественного облика мэрии города руководствовалось федеральным стандартом комплексного развития городских территорий. «Ведется работа по корректировке паспортов фасадов. Сегодня в Новосибирске почти 600 объектов имеют паспорта фасадов. Из них 260 жилые дома и 336 – нежилые здания и сооружения. Задача паспортов фасадов показать возможные места размещения рекламных и информационных конструкций. По наиболее ответственным территориям создаются комплексные концепции», – рассказал главный архитектор Новосибирска.

Александр Ложкин
Александр Ложкин: «Новосибирску не окраины надо застраивать, а приводить в порядок территории в центре города»

В настоящее время по заказу мэрии города завершается разработка концепции проспекта Маркса. Здания по проспекту получат паспорта фасадов в едином стиле. В этом году такая же работа планируется и по площади Калинина.

Заслушав доклад, депутаты приступили к вопросам. «Мы неоднократно слышали, что город перенасыщен рекламными конструкциями 3х6 метров и полпред президента об этом говорил, и мэр. Сколько рекламных конструкций было демонтировано в прошлом году?», — спросил председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству и член комиссии по градостроительству Андрей Любавский.

Как ответил председатель комитета рекламы и информации мэрии Олег Хорошунов, в 2020 году произошел сбой в работе комитета (Олег Хорошунов возглавил его в декабре 2020 года). «Сегодня со всеми крупными рекламными операторами проработан план действий. И вот сейчас потеплеет и новосибирцы заметят. Плановое сокращение рекламных конструкций будет», – пообещал чиновник.

Чтобы продемонстрировать депутатам, как активизировалась работа комитета в этом направлении, Олег Хорошунов привел такие цифры: если в феврале 2020 года было выдано 476 предписания о демонтаже рекламных носителей, то в феврале этого года уже 789. «Мы эту работу усиливаем и дальше будем. Инспекторы выявляют незаконное размещение. Мы выписываем предписание, если собственник его не выполняет, не исправляет, то наша демонтажная служба сама делает», – рассказал председатель комитета по рекламе.

рекламные щиты в новосибирске
Фото Михаила Перикова

«Сегодня сокращение рекламных большеформатных отдельно стоящих конструкций мы можем осуществлять только по договоренности с рекламными агентствами, – добавил Александр Ложкин. – У нас 90-95% договоров на размещение оформлено до 2027 года. Из-за негативных последствий пандемии рынок сокращается. И теперь сами рекламные агентства заинтересованы в изменении форматов и сокращении конструкций».

Председатель комиссии по бюджету и налоговой политике и член комиссии по градостроительству Кирилл Покровский выдвинул предложение. «Давайте в формате регламента предусмотрим требования к собственникам зданий и сооружений по приведению в соответствие фасадов. Мэрия Москвы обязала всех привести фасады в соответствие архитектурному облику. Мы тоже должны так сделать», — отметил депутат.

По словам Александра Ложкина, новый регламент и призван эту ситуацию исправить. «Общий порядок таков – есть объект, есть собственник. Мэрия не может вкладывать деньги в их внешний вид. Мы работаем с собственниками через паспорта фасадов, ведем диалог. В идеале, конечно, было бы лучше так, как мы делаем по Маркса, когда мэрия за свой счет разрабатывает общую концепцию территории и паспорта фасадов. Финансирования для фасадов всего города нет, работы дорогостоящие. Но мы будем работать и тем, и другим путем», – заверил главный архитектор.

Андрей Гудовский Александр Ложкин

Дискуссия в сети. «Сомнений в компетентности главного архитектора города – нет»

Член комиссии по градостроительству совета депутатов Новосибирска Ростислав Антонов обратил внимание на светодиодные экраны: «Экраны активно применяются. Никто не контролирует их яркость, ко мне идут жалобы от жителей по проспекту Димитрова, улице Владимирской и других о нарушении норм в вечернее и ночное время. Как можно реагировать на это?»

По словам Александра Ложкина, такую проблему в мэрии видят, но опять у чиновников «руки связаны». «Светодиодная реклама – новый вид конструкций. Основанием для демонтажа, отзыва разрешения на размещение рекламной конструкции может быть нарушение архитектурного облика или безопасности дорожного движения. Но в законе о рекламе ничего не написано про санитарно-эпидемиологические требования. Яркость экранов устанавливается правилами СанПина. Сегодня мы, получая такие жалобы, направляем их в Роспотребнадзор для принятия мер в рамках их полномочий. И, конечно, в ручном режиме работаем с рекламными агентствами. Как правило, они в ночное время приглушают яркость экранов, но есть, видимо, и нарушители», – рассказал Ложкин.

Член комиссии по местному самоуправлению совета депутатов Новосибирска Хельга Пирогова спросила, есть ли у мэрии рычаги, чтобы бороться с нарушителями, теми, кто самовольно развешивает баннеры, кто портит внешний облик города?

Отвечая, Александр Ложкин, рассказал, что комитет рекламы и информации выявляет собственника, составляет акт, выдает предписание на демонтаж. И признался, что эффективность этих мер не высока, потому что «мы демонтировали, а завтра его повесили снова». Но других законных действий нет.

Поэтому управление архитектурно-художественного облика города возлагает надежды на паспорта фасадов. «Паспорта фасадов – необходимая вещь. Это обязанность в соответствии с правилами благоустройства. За нарушение этих правил следует ответственность, предусмотренная законом Новосибирской области. Нарушение правил благоустройства наказывается штрафными санкциями», – отметил Александр Ложкин.

При обсуждении вопроса на комиссии по градостроительству у корреспондента «Континента Сибирь» сложилось впечатление, что намерения мэрии города по регулированию размещения рекламы зачастую натыкаются на сопротивление предпринимательского сообщества. В желании продвинуть свои услуги и товары его представители часто не задумываются о внешнем облике Новосибирска. Но ведь они тоже – горожане, и тоже наверняка хотят жить в красивом мегаполисе. И поэтому компромисс должен быть найден.

К предстоящим международным чемпионатам Новосибирску предстоит привести в порядок 1200 фасадов зданий, расположенных вдоль главных туристических маршрутов. Изменения в архитектурно-художественный регламент размещения информационных и рекламных конструкций должны быть утверждены в апреле этого года. Александр Ложкин надеется, что это поможет «причесать город».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ