Игорь Макаров: «Уголовное дело о пропаже денег из банковской ячейки завели спустя 2,5 месяца»

«Континент Сибирь» продолжает следить за развитием истории с пропажей денег из банковских ячеек Альфа-Банка в Новосибирске и пообщался с ещё одним пострадавшим – бизнесменом ИГОРЕМ МАКАРОВЫМ, который рассказал новые подробности об этом резонансном деле.

Напомним, что о пропаже крупной суммы денег из банковских ячеек в одном из отделений Альфа-Банка стало известно в ноябре 2020 года. В отдел полиции Центральный УМВД России по городу Новосибирску обратилось двое граждан с заявлениями о хищении денежных средств из банковских ячеек. Деньги в одной из ячеек, предположительно, могли принадлежать бизнесмену Вячеславу Певневу. Деньги, пропавшие из второй ячейки, принадлежали новосибирскому адвокату Юрию Гольдбергу, который ранее дал подробное интервью «Континенту Сибирь». Правоохранительными органами была начата доследственная проверка по этому делу.

В пресс-службе Альфа-Банка «Континенту Сибирь» отметили, что банк, равно как и пострадавшие клиенты, всецело заинтересован в скорейшем расследовании дела. «Мы активно сотрудничаем с полицией. До выяснения всех обстоятельств и завершения расследования разглашать какие-либо подробности мы не можем», — пояснили в пресс-службе Альфа-Банка.

Вместе с тем, спустя 3 месяца инцидент так и не был исчерпан, хотя уголовное дело по статье 158 УК РФ («Кража») было заведено. На сегодня стало известно ещё о двух пострадавших, также обратившихся в полицию. По словам потерпевших – их уголовные дела заведены только две недели назад. Один из них – Игорь Макаров, рассказал «Континенту Сибирь» свою историю с пропажей денег.

— Игорь Юрьевич, расскажите, как узнали о пропаже денег из ячейки.

Я бизнесмен, занимаюсь научными разработками. Компания, в которой я работаю, и которая имела счёт в «Альфа-банке», стала резидентом Сколково в декабре 2020 года. Также занимаюсь частным предпринимательством – имею долю в строительной компании и по специфике своей работы пользуюсь банковскими ячейками. Первоначально ячейка у меня была открыта в другом банке. Но поскольку около 8 лет назад я открыл счёт в «Альфа-банке» и являюсь его VIP-клиентом, решил перейти в этот банк на обслуживание в ячейке. Я не посещаю ячейки каждый день или месяц, крайний раз до этого был 4 августа, а пропажу денег обнаружил, когда пришёл в отделение 16 ноября.

— Когда правоохранительными органами было заведено уголовное дело по вашему обращению?

Всё это время мне отказывали в возбуждении уголовного дела без объяснения причин, и этого удалось добиться лишь две недели назад. Та ситуация, которая назрела на сегодня, включая то, что уголовное дело завели лишь спустя 2,5 месяца после случившегося, меня очень расстраивает и возмущает. Не исключаю влияние и использование связей со стороны банка. Очень жаль, что когда это произошло, мы (пострадавшие) оказались абсолютно не защищены со стороны закона. Это очень неприятно.

— Как думаете, из-за чего могла произойти подобная ситуация с ячейками в банке?

— Как выяснилось, в самом хранилище отсутствовало обязательное в таких случаях видеонаблюдение, как и не было специального сотрудника ячейки. По правилам, в любом хранилище рекомендованное время посещения клиентов – не более 15 минут. Здесь же, как выяснилось, люди могли находиться в хранилище по часу. Также, как мне стало известно из осведомленных источников, близких к расследованию, замки и ключи для банка делает какое-то физлицо, а не специализированная организация.

Адвокат Юрий Гольдберг

Юрий Гольдберг: «Есть ощущение, что дело с исчезновением денег из банковских ячеек тормозится»

Помимо этого, когда человек закрывает ячейку и расторгает договор с банком, он должен сдать ключ, а банк, в свою очередь, должен поменять полностью замок в данной ячейке. Однако по имеющейся информации, в этом отделении так могли не делать, и ключи могли остаться у предыдущих владельцев ячейки. Также одно из требований к ячеечным комнатам состоит в необходимости наличия единственного входа. В этом же подвальном помещении, где находятся ячейки, оказался ещё один, о котором возможно не знали и сотрудники банка. Этот вход обнаружили случайно в ходе следственных действий. Также стало известно, что хранилищем этого отделения пользовались люди, не имевшие никакого отношения к отделению и даже банку. Хотя это отделение позиционировалось, как место, в котором могут обслуживаться только те, кто к этому отделению приписан.

— Каковы ваши прогнозы по дальнейшему развитию событий?

Сейчас в банке пытаются скрыть недостатки, которые привели к ситуации с пропажей денег. Считаю, что в первую очередь, причины нужно искать в самом банке. Мне хочется одного — чтобы дело как-то двигалось: уже начали допрашивать, задерживать, чтобы были какие-то видимые результаты. Дело резонансное, но при этом следствие идёт медленно, это удивляет и расстраивает. После случившегося инцидента и такого отношения подрывается доверие к банку и самой системе. Считаю, надо что-то делать, проводить профилактику банков со стороны ЦБ, к примеру. Пока я остался в «Альфа-банке» VIP-клиентом как физлицо, но на открытый ранее расчетный счет компании больше денег не перевожу и планирую уходить из этого банка.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

«Континент Сибирь» поинтересовался у представителей финансовой сферы, как в целом в банках устроена работа с ячейками, и насколько распространены подобные случаи. Своим мнением поделился бывший глава новосибирского филиала банка «Глобэкс» ВАСИЛИЙ ОЖЕРЕДОВ.

— В банковскую сферу я пришел в 1992 году. В 1996 году мы построили новый банковский офис «Сибэкобанка» и в нем с помощью наших итальянских партнеров – компании «Ализер» – был с нуля создан и открыт депозитарный зал для хранения ценностей клиентов. Построили мы его по таким же требованиям, как и основное хранилище. В то время операции по анонимному хранению ценностей клиентов были новым видом банковской деятельности, поэтому мне довелось лично разрабатывать регламент работы депозитария для персонала и клиентов, договоры пользования депозитарными ячейками, документирование клиентских визитов. В разработке регламентов мы опирались прежде всего на опыт европейских банков – швейцарских, немецких, итальянских. Со временем наша депозитная сеть разрослась и уже в «Глобэксе» (11 отделений) стала самой крупной в Новосибирске – свыше 1000 ячеек. За 20 лет работы депозитариев в наших отделениях ничего подобного комментируемым случаям не происходило.

Хранение ценностей клиентов – достаточно простая операция и дело, конечно не в наличии или отсутствии кинокамер непосредственно в хранилище. Не было же камер в швейцарских банках камерах двести лет назад. Их там и сейчас не должно быть в силу обеспечения банком анонимности операций клиентов, надеюсь, и не будет в дальнейшем. Но при совершении операций банками должны соблюдаться элементарные правила выработанной десятилетиями разумной осмотрительности и безопасности.

Правило первое: два ключа от ячейки-сейфа. Один у банка (так называемый мастер-ключ), второй индивидуальный у клиента. Зачем?  Все просто. Если при соблюдении этого правила произойдет кража, она может произойти только в одном случае – умышленного преступного сговора между работником банка и клиентом. Кто в этом случае виноват? Банк.

Правило второе: Клиент никогда не должен находиться один в помещении клиентского хранилища. Взял свой «кулек» (мини-сейф) в присутствии работника банка, вышел, работник банка за ним должен закрыть дверь и проводить в изолированную комнату для совершения операции. Взял-положил, закрыл сейф, работник банка проводил в хранилище – вместе поместили сейф в ячейку, закрыли и вдвоем ушли. Скажите, как в такой ситуации возможна пропажа ценностей?

Если чудеса происходят в жизни, страховщики квалифицируют их как «таинственное исчезновение», но думаю, что это не те случаи. Тем более, они не единичны.

Самое интересное, что эти «таинственные исчезновения» произошли только в одном банке города. Увы, для меня эти случаи не вызвали удивления. Примерно лет 12-13 назад ко мне обращался за консультацией клиент этого же банка, столкнувшийся с аналогичным «таинственным исчезновением» денег из своего сейфа. Мы показали весь процесс сопровождения операции. Клиент сам увидел разницу в совершении одной и той же операции, но совершаемой в разных банках. Любой из банкиров может назвать 4-5 версий «таинственного исчезновения» ценностей из клиентских сейфов, но за каждой версией будет видно пренебрежение банком принципами разумной осмотрительности, профессиональной скрупулезности, если хотите,  и, скорее всего, своими собственными внутренними регламентами и правилами. С профессиональной точки зрения в этих ситуациях меня интересует, полностью ли возместит банк ущерб своим клиентам? Операция-то анонимная.


Если вы являетесь клиентом банка и столкнулись ранее с подобной или похожей ситуацией, обращайтесь в редакцию «Континента Сибирь». +7 383 204 58 50 (Надежда Яркова, журналист), news@ksonline.ru 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ