Что мешает реализации программ реновации в России?

Факторы, тормозящие обновление российских городов, на годовом программно-итоговом форуме российской стройиндустрии в Москве детально разобрал представитель Новосибирска, генеральный директор ГК «Стрижи» Игорь Белокобыльский.

В ходе Российской Строительной недели (RosBuild-2021) прошло IV всероссийское совещание по развитию жилищного строительства.  Напомним, что RosBuild – крупнейший по масштабу и значению конгресс российской строительной отрасли.

Значимым событийным компонентом форума стало пленарное заседание, на котором представитель новосибирского девелоперского сообщества разобрал «тормозной механизм» реновации нестоличных городов.

По мнению экспертов, по большому счёту, наибольшую наглядность, динамику и результативность реновация имеет только в Москве. Тогда как даже в третьем по размеру городе страны реновационная динамика не просто далека от столичной, но и не соразмерна самому Новосибирску.

Причины этой проблемы и способы её решения и были оглашены в ходе пленарного заседания представителем новосибирского строительного бизнеса.  Благодаря авторитету мероприятия его участники могли быстро донести свою позицию до первых лиц строительной индустрии. Ведь практически все руководители и эксперты отрасли присутствовали на заседании  очно. Это и глава минстроя Ирек Файзуллин, и Сергей Степашин, председатель наблюдательного совета государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и президент Национального объединения застройщиков Леонид Козинец, и Антон Глушков, президент Национального объединения строителей.

Рассматриваемое пленарное заседание – событие с двойным концентрированным функционалом – итоговое для 2020-го года и программное для 2021-го. Актуальная проблематика тут обозначена и проработана консолидировано: со стороны государства – высшими управленцами, со стороны бизнеса – отраслевыми лидерами, крупнейшими застройщиками России.

Это сообщество достаточно компактное, состоящее из одного десятка имен и брендов, так что экспертная весомость оценок и предложений была объективно большой. В числе спикеров заседания был и значимый оператор новосибирского девелопмента – Игорь Белокобыльский, генеральный директор группы компаний «Стрижи» (входящей в большую тройку новосибирских застройщиков).

Игорь Белокобыльский выступал на пленарном заедании как глава правительственной комиссии, работающей над трансформацией делового климата в строительстве. Эта комиссия, сформированная в июле 2020-го года, включает 41 участника. За восемь месяцев работы собран большой пакет предложений. 46 подготовлены по итогам совещания в Минстрое. 7 отражены в НПА, 28 одобрены, 9 в доработке, 2 отклонены на согласительных процедурах с Минстроем.

Руководитель комиссии доложил о результатах её работы и наиболее горячих проблемах, выявившихся в Законе о комплексном развитии территорий. Наиболее острой проблемой Игорь Белокобыльский назвал нюансы реновации нестоличных городов.

В выступлении Игоря Белокобыльского были проанализированы главные стоп-факторы реновационного бума. Который за пределами двух столиц – и не бум вовсе. А весьма спотыкающееся, прерывистое движение.

Что мешает реализации программ реновации в России? - Фотография
Фото предоставлено пресс-службой ГК Стрижи

«Большая проблема – редевеломент нестоличных городов, — констатировал Игорь Белокобыльский.  – Да, Закон о комплексном развитии территорий создал прекрасный потенциал для развития. Но в этом законе не было учтено несколько простых, почти процедурных моментов, которые сегодня и не дают региональному девелопменту развиваться. В частности, весь региональный девелопмент упирается в проблематику аварийного жилья. Муниципалитетам выгодно не видеть общий объём аварийных домов. Например, в Новосибирске в программу расселения взяты всего 11% аварийных домов, а тысячи домов в таком же состоянии в программу не включены и не имеют статуса аварийного жилья. То есть, их износ и аварийное состояние – зримы и объективны, но формально-официально не заверены».

Игорь Белокобыльский особо подчеркнул, что это не локально-уникальная беда Новосибирска, а именно  типичная проблема большинства муниципалитетов. «Предложение моё очень простое: ввести обязательную процедуру инвентаризации жилья старше 50 лет и сделать её регулярной, — подытожил глава ГК «Стрижи» — Это предотвратит попадание ветхого жилья в игнор-поле городских властей».

Вторая проблема, обозначенная на заседании Игорем Белокобыльским – это то, что «стопором» перезапуска районов, занятых ветхим многоквартирным жильем становится фактор частного собственника. А точнее, индивидуальные жилые дома, тоже находящиеся на земельных участках, занятых аварийным многоквартирным жильём. И столь же ветхие, как деревянные или шлакоблочные бараки. Но именно они-то и не позволяют «перезагрузить» территории быстро, комплексно и стилистически цельно.

«Территории, занятые многоквартирным аварийным жильем, формировались в то время, когда застройка была хаотичной, — объясняет Игорь Белокобыльский. – И сейчас аварийное многоквартирное жильё, частное жильё, гаражи – всё это расположено месивом, винегретом на одних и тех же территориях. В предыдущем законодательстве была очень тщательно прописана процедура работы с многоквартирным аварийным жильем, зато частные дома были вне поля внимания. Что с ними делать – этого прежде не было прописано. Считалось, что застройщики должны сами договариваться.  Это приводило к тому, что в зоне реурбанизации оставались неустранимые «островки прошлого» — в буквальном смысле во дворах новостроек. В законе о комплексном развитии территорий вопрос изъятия поднят, сформулирован. Но он очень был спущен на уровень субъектов федерации».

Решением проблемы изб-препятствий Игорь Белокобыльский считает разумную федерализацию процесса.  «Предложение простое, — поясняет он. — Вопрос выкупа по справедливой цене частных домов, находящихся на реновируемой территории нужно вернуть в федеральное законодательство, в федеральное ведение. Это позволит соблюсти интересы собственников, потому что федеральное законодательство нормы контролирует лучше, во-вторых, позволит избежать спекуляций со стороны собственников. Закон о комплексном развитии территорий дает огромные полномочия субъектам. Только у субъектов на сегодня нет кадров, компетенций, нет времени и денег чтобы эти методики разрабатывать и воплощать. Нужно эти методики систематизировать в качестве методических рекомендаций на федеральном уровне».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ