Николай Мамулат
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области

Льготные кредиты и возможные банкротства: кто виноват и что делать?

С декабря 2020 года в аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области стали поступать жалобы предпринимателей на действия банков о переводе кредитных договоров, заключенных в рамках программы льготного кредитования под 2%, на период погашения кредита. Во всех случаях банк указывал причину: несохранение численности работников ИП и компаний в одном из месяцев базового периода на уровне не менее 80%.

Например, по одному обращению проблема заключалась в том, что на момент подачи заявки на получение кредита в банк, по сведениям сервиса ФНС по состоянию на 1 июня 2020 года, у предпринимателя числилось 4 сотрудника, а в июле, августе и октябре 3 сотрудника. Однако, предприниматель указал, что у него всегда работали только 3 сотрудника, и что в мае 2020 один сотрудник был уволен, но на его место в этом же месяце был устроен другой. Аппаратом Уполномоченного были направлены запросы в кредитную организацию, а также в Центральный банк РФ. Из ответов следовало, что банки руководствуются данными, которые имеются в информационном сервисе налоговой службы.

По аналогичному обращению другой организации, после многочисленных обращений в налоговые органы, данные информационного сервиса ФНС о численности ее сотрудников были уточнены на основании сведений из Пенсионного фонда России. В связи с чем в последствии договор был переведен с периода погашения на период наблюдения.

Из анализа ситуации следует, что проблема заключается в расчете штатной численности сотрудников заемщика, поскольку численность работников банки определяют на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС. При этом, первоисточником информации о численности сотрудников является форма СЗВ-М, которую компании и ИП сдают в ПФР. А фонд, в свою очередь, уже передает эти формы в налоговую службу.

Однако определить по этой форме численность, например, именно на 1 июня нельзя. Ведь за май будет указан работник, который был уволен в мае (пусть даже и 1 мая), а вот по состоянию на 1 июня его уже в организации не будет. Но видно это будет только из формы за июнь, которая сдается в ПФР не позднее 15 июля.

Первые предприниматели, отправившие заявки на антикризисный кредит, могли невольно нарушить требования программы по сохранению занятости, поскольку на момент выдачи кредитов банкам была недоступна официальная информация о численности сотрудников на предприятиях на 1 июня 2020 года и они руководствовались данными за апрель.

Таким компаниям грозила необходимость полного возвращения кредита, но уже не по льготной, а по стандартной ставке, которую определяют сами банки.

Институт уполномоченных один из первых поднял этот вопрос. С целью решения проблемы правительство РФ внесло изменения в правила предоставления кредитов (Постановление правительства № 1976 от 30.11.2020), в результате чего, на этапе списания кредитов первый пул заемщиков был приравнен ко всем остальным заемщикам и унифицирована информация по майским стартовым данным. Кроме того, заемщикам была предоставлена возможность уточнить численность занятых, сведения о которых ранее были направлены в Пенсионный фонд России не позднее 25 декабря 2020 года.

Сегодня главная задача заключается в оптимизации коммуникаций «Пенсионный фонд-налоговая-банк» относительно периодичности актуализации информации, а также пересмотр дат, на которые банком берется информация о численности сотрудников.

В начале марта в Новосибирске прошел круглый стол на тему «Льготные кредиты и массовые банкротства: кто виноват и что делать?», в котором приняли активное участие аппарат Уполномоченного, представители банковской сферы, юридического сообщества, минпромторга НСО, минэкономразвития НСО. Участниками были сформированы и обобщены обращения предпринимателей по обеспечению мер защиты их прав.

Куда обращаться и с какими требованиями?

  25 декабря 2020 года и 15 апреля 2021 года ФНС России должна разместить на своем сервисе уточненные сведения о численности (соответственно, на базовый период и период наблюдения).

На основании этих уточненных данных банки могут: во-первых, заставить гасить проценты и кредит после базового периода, если ошибочно перевели его на период наблюдения, и наоборот: если при соблюдении условий, потребовали погасить кредит, вернуть его на льготный период наблюдения. Во-вторых, могут списать задолженность, если ошибочно посчитали условия по итогам периода наблюдения невыполненными и потребовали погашения кредита и процентов. Либо заставить платить проценты и возвращать кредит, если ошибочно списали задолженность.

Соответствующие сообщения банки пришлют заемщикам в течение двух рабочих дней. Следовательно, нужно обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении численности работников.

Необходимо отметить, что на сегодня в свете отсутствия проработанного правового регулирования, позволяющего предпринимателю доказать фактическую численность работников, наиболее продуктивной мерой выглядит обращение за защитой нарушенных прав в суд. При этом важно заявить ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действий банка по списанию задолженности по кредиту до вступления окончательного судебного акта по делу в законную силу. Несколько заявителей, обратившихся с данной проблемой в наш адрес, пошли именно таким путем, аппаратом Уполномоченного им оказывается правовая поддержка, эти дела находятся на личном контроле, так как судебная практика в этой сфере еще не сформирована, и очень важно «задать тон» первыми судебными разбирательствами.

При всем сказанном, конечно хотелось, чтобы предприниматель имел возможность отстоять свои права без обращения в суд, не тратя время и ресурсы на ведение дела. Именно поэтому мной было подготовлено письмо в орган, уполномоченный в сфере регулирования льготного кредитования – министерство экономического развития РФ, с соответствующими  предложениями.

Хочу напомнить, что предприниматели, которые оказались в такой непростой ситуации, всегда могут обратится за поддержкой в аппарат бизнес-омбудсмена.

Программа льготного кредитования бизнеса через банковский сектор с последующей возможностью полного списания кредита была инициирована президентом РФ с целью поддержки предпринимательства и сохранения занятости населения. Кредиты под 2% на возобновление деятельности стали одной из наиболее своевременных и востребованных мер для бизнеса. Но при ее реализации были выявлены спорные ситуации.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ