Пережили ли новосибирские отели кризис 2020 года и когда восстановится рынок?

Гостиничный бизнес Новосибирска приходит в себя после провального 2020 года. Как пандемия повлияла на заведения гостеприимства, что изменилось в их работе и с чем связывают надежды на восстановление отрасли — в обзоре «Континента Сибирь».

Как изменились выручка и загрузка отелей в Новосибирске?

Последствия пандемии коронавируса пробили значительную брешь в бюджетах гостиничного бизнеса. Уже в первом полугодии 2020 года убытки в сфере HoReCa в Новосибирской области выросли в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Согласно данным Новосибирскстата, объем платных услуг гостиниц и аналогичных мест размещения в 2020 году составил 2 248,7 млн рублей. Это всего лишь 64% от объема, полученного отраслью в 2019 году. Доля убыточных компаний увеличилась с 54,6% в 2019 году до 81,8% в 2020-м.

В Новосибирске основной поток гостей обеспечивал так называемый бизнес-туризм. В пандемию деловая жизнь замерла. Проведение выставок, конгрессов, тренингов и других корпоративных мероприятий Роспотребнадзор запретил. Все ушли в онлайн.

Как рассказал «Континенту Сибирь» представитель отеля Marriott Novosibirsk, в среднем в мире 30–40% выручки в гостиничном бизнесе генерирует ресторанное направление. В Marriott эта составляющая даже выше — 44–46%, так как отель ориентирован на организацию конгрессов и крупных бизнес-саммитов. «Раньше у нас проходили мероприятия, в которых участвовали 350–450 человек (максимально было 630 человек), поэтому ивент-направление приносило до 46% выручки. Компенсировать потерю 45% бизнеса невозможно», — рассказал участник гостиничного рынка.

Новосибирский отель Marriott после кризиса 2020
Новосибирский отель Marriott встал перед необходимостью компенсации потери 45% бизнеса

«Если говорить о продаже номеров, то с середины марта отрасль впала в состояние глубокой депрессии, — рассказала «Континенту Сибирь» коммерческий директор River Park Hotel Ирина Гуляевская. — Непосредственно в пик пандемии загрузка падала на 35% от допандемийного времени».

Негативную оценку дают и другие участники рынка. «Безусловно, сфера гостеприимства оказалась одной из самых пострадавших отраслей экономики. Загрузка некоторых отелей сократилась более чем на 90%, доходы резко снизились. На индустрию это произвело эффект разорвавшейся бомбы, и самым главным в новых реалиях было сохранять баланс между эмоциями и здравым смыслом», — прокомментировала «Континенту Сибирь» генеральный менеджер «AZIMUT Отель Сибирь» Милена Дорожкина.

Кризис 2020 года повлиял и на инвестиционные ожидания участников рынка. В конце января 2021 года владелец отеля Mirotel Алексей Швецов в прямом эфире в Instagram отметил, что отель работает уже четыре года, но если изначально его планировалось окупить за семь лет, то пандемия сдвинула этот срок до 15 лет. Впрочем, у некоторых отелей, как например Marriott Novosibirsk, даже первоначальный заложенный срок окупаемости составлял 20 лет.

По итогам 2020 года, по данным «2ГИС», из 161 гостиницы (в эту цифру входят и мини-отели с хостелами) в 2019 году на 1 февраля 2021 года осталось 157. С карты города исчезло 2,5% заведений гостеприимства. Сегодня в Новосибирске работает один пятизвездочный отель — Marriott, 16 — четырехзвездочных, у 35 отелей — три звезды и 10 двухзвездочных отелей. У остальных гостиниц нет категорий звездности. Новых брендированных гостиниц в 2020 году в Новосибирской области открыто не было.

Какие новые требования появились у отелей из-за пандемии?

В прошлом году уменьшение наполняемости номерного фонда и снижение выручки ресторанов сопровождалось ростом себестоимости операционных процессов, связанных с затратами на обеспечение ужесточившихся норм и требований Роспотребнадзора.

Олег Торопкин

Владелец новосибирского отеля River Park Олег Торопкин: «Быль о взаимоотношениях бизнес-сообщества и власти»

Так, Marins Park Hotel Novosibirsk регулярно проводил и до сих пор проводит комплексные медицинские исследования всего работающего персонала отеля. «В отеле строгое соблюдение мер безопасности. Сотрудники полностью обеспечены всеми необходимыми средствами санитарно-эпидемиологической защиты. В отеле постоянно проводится бесконтактное измерение температуры тела всех гостей и персонала в течение дня с помощью термометров и тепловизоров. Были модернизированы места общего пользования: установлены диспенсеры с кожными антисептиками, нанесена сигнальная разметка для социального дистанцирования, мебель размещена на расстоянии двух метров друг от друга, постоянно производится проветривание помещений и обеззараживание воздуха с помощью бактерицидных облучателей-рециркуляторов, установлены памятки от Роспотребнадзора. Marins Park Hotel Novosibirsk стал использовать новые стандарты уборки, санитарной обработки и дезинфекции всех номеров, конгресс-залов, залов ресторана, общедоступных помещений, а также их поверхностей», — рассказал «Континенту Сибирь» директор по рекламе и связям с общественностью сети отелей Marins Park Hotel и отеля Yalta Intourist Green Park Илья Игнатов.

Получили ли отели господдержку?

Так как сфера HoReCa попала в перечень пострадавших отраслей, отели могли рассчитывать на господдержку.

Как поясняют в Marriott, отель воспользовался помощью государства. «В каком-то смысле были первопроходцами. Обкатывали на себе, помогали коллегам правильно оформить документы», — отметили в руководстве гостиницы.

Однако были и проблемы. Как рассказала Ирина Гуляевская, без сложностей не обошлось. Так, например, постановлением правительства была утверждена мера поддержки — предоставление средств на выплату заработной платы сотрудникам пострадавших отраслей. Способом предоставления субсидии был выбран банковский субсидированный кредит. «Одновременно в Сбербанке было принято решение не выдавать кредитные средства пострадавшим отраслям. Возник замкнутый круг. В итоге два месяца из четырех, в которые действовала данная мера, мы потеряли на прояснение с банком данного вопроса», — посетовала коммерческий директор River Park Hotel.

В свою очередь Милена Дорожкина отмечает, что «AZIMUT Отель Сибирь» воспользовался мерами государственной поддержки, но не скрывает, что сделать это оказалось не так-то просто.

«AZIMUT Отель Сибирь» в Новосибирске
«AZIMUT Отель Сибирь» смог получить господдержку

Однако обратиться за помощью к государству удалось не всем. Как рассказал Илья Игнатов, поскольку сеть Marins Park Hotel относится к крупным предприятиям в сфере гостеприимства, для нее не были предусмотрены меры государственной поддержки.

Несмотря на все трудности, большинству отелей удалось сохранить персонал. В Marriott изначально выбрали стратегию сохранения команды, что позволило возобновить работу, как только начались послабления. Удалось избежать массовых сокращений и в River Park Hotel. Некоторое время в компании был объявлен режим простоя, который затронул сотрудников, не задействованных непосредственно в обслуживании гостей. Но уже с июня отель постепенно начал возвращать людей на рабочие места.

В Marins Park Hotel Novosibirsk часть офисных сотрудников была переведена на удаленную работу. Они продолжали поддерживать связь с гостями, отвечали на запросы и информировали обо всех нововведениях. Персонал, работающий посменно, оставался на рабочих местах.

«Одной из задач в период пандемии было поддерживать мотивацию сотрудников, оплачивать их работу в отсутствие доходов, но мы справились. Все наши сотрудники вернулись на рабочие места, работа кипит, а в отель вернулась жизнь», — подтверждает Милена Дорожкина.

Пандемия внесла коррективы в работу индустрии гостеприимства. В отсутствие делового туризма отели искали новые формы привлечения гостей, разрабатывали новые программы и переориентировались на индивидуальных посетителей.

Например, уже в третьей декаде марта отель River Park обратился к мэрии Новосибирска с предложением о перепрофилировании крупных отелей в обсерваторы по примеру зарубежных коллег по цеху. «К сожалению, услышали нас не сразу, — рассказала Ирина Гуляевская, — и механизм обсерваторов заработал в полную силу только к концу мая. Это позволило компенсировать упущенных гостей. Появилась новая для рынка услуга — обсерватор для компаний, чья деятельность организована вахтовым методом». По словам коммерческого директора, эта услуга в отеле River Park пользуется высоким спросом. Отель вложил серьезные ресурсы, чтобы обеспечить абсолютную безопасность гостей: потоки посетителей в отеле полностью разделены, исключена любая возможность контакта людей, проходящих обсервацию, с гостями, выбравшими отель River Park при посещении Новосибирска.

Что делать региональным отельерам в условиях экономического кризиса

Что делать региональным отельерам в условиях экономического кризиса и пандемии коронавируса? Авторская колонка Михаила Швецова

Какие антикризисные меры приняли новосибирские отели?

«Действий для сохранения устойчивости бизнеса было предпринято безумное множество с нашей стороны, — рассказал «Континенту Сибирь» генеральный менеджер гостиницы Mirotel Михаил Швецов. — Первое, что сделали, стали более вдумчиво управлять финансовыми потоками. Оптимизировали закупки, правила поставок. В целом, еще до кризиса, изменили некоторые расходники, улучшили комбинацию всех финансовых факторов и, естественно, сохранили эффективную команду. На 1 июня у нас было 47 сотрудников, сейчас 45 в штате. Активно ищем новых специалистов. И сейчас основная деятельность заряжена на маркетинговые коммуникации. Стараемся в этом преуспеть, чтобы о нас говорила вся страна. Хотим, чтобы бренд Mirotel знали далеко за пределами Новосибирска и Сибири».

Кроме того, Mirotel генерит новые потоки гостей, активно продвигает свой бренд в соседние регионы. «Мы разработали блогерский проект «Миротрип». Собираем блогеров со всей Сибири, развивая еще и туризм в Новосибирской области. Наша задача — не только пассивно ждать восстановления туристического потока, но и создавать его самим», — отметил Михаил Швецов.

Mirotel после кризиса 2020
Mirotel усилил ресторанное направление, несмотря на пандемию

От некоторых предложений, таких как длительное заселение на карантин, Mirotel отказался, так как услуга спросом не пользовалась. А вот предложения для романтического отдыха в выходные дни до сих пор пользуются высоким спросом.

«На территории нашего гостиничного комплекса за время пандемии закрылось два заведения и открылся ресторан паназиатской кухни «Мятный карась, — продолжил свой рассказ Михаил Швецов. — У нас появилось понимание, как дальше развивать бизнес, на какие мероприятия сделать акцент. Мы закупили рециркуляторы воздуха для организации форумов, банкетов, групповых заездов, чтобы проводить мероприятия в новом формате».

По словам Милены Дорожкиной, «AZIMUT Отель Сибирь» не прекращал работать над улучшением предложений для гостей. «Наша кондитерская «Сибирь» всегда была на слуху, и пандемия только подтолкнула нас усовершенствовать традиционные рецепты, а количество заказов и листы ожидания перед новогодними праздниками говорят о доверии наших гостей, и за это мы искренне говорим спасибо. Хотелось бы отдельно сказать, что мы полностью обновили конференц-залы и общественные зоны отеля, а также в планах на ближайший год реновировать номерной фонд отеля. Для нас пандемия стала не только самым трудным временем в истории отеля, но также дала возможности для перемен и обновлений», — рассказала генеральный менеджер отеля.

«Направлений развития много, из важного — нам предстоит победить убеждение, что при отелях нет хороших ресторанов. Впрочем, существенный рост в пандемию популярности нашей летней террасы и круглосуточного лобби-бара говорит о том, что мы движемся в правильном направлении», — считает Ирина Гуляевская.

Александр Бойко

Владелец новосибирского отеля Marriott Александр Бойко: «После кризиса зарабатывать будут совершенно другие бизнесы»

В настоящее время отельеры отмечают оживление рынка. По словам Ильи Игнатова, на данный момент вновь наблюдается рост числа гостей. И в Marins Park Hotel Novosibirsk динамика уже превышает показатели предыдущих лет. В Mirotel констатируют, что увеличилось количество гостей из соседних регионов: Омска, Томска, Барнаула и Кемерова. «Снизилось количество гостей из Москвы и Питера. Но с другой стороны, многие люди стали работать удаленно, и у них есть возможность без отрыва от работы приехать в Новосибирск на два-три дня», — отмечает Михаил Швецов. Его точку зрения разделяет Милена Дорожкина: «Мы видим, что рынок начинает оживать, гостей в городе становится все больше, отчасти за счет области и близлежащих городов. Людям необходима небольшая передышка, а Новосибирск располагает всеми ресурсами для качественного отдыха для всей семьи».

Что ожидают представители гостиничного бизнеса?

Гостиничный бизнес с нетерпением ждет полного возобновления деловой, выставочной активности, а также работы новосибирского Экспоцентра. Кроме того, есть надежды и на развитие внутреннего туризма.

Михаил Швецов и Алексей Швецов - Mirotel
Пандемия сдвинула сроки окупаемости отеля Mirotel до 15 лет. На фото — владелец компании Алексей Швецов (справа) и его сын, генеральный менеджер гостиницы Mirotel Михаил Швецов (слева).

«В прошлом году правительство ввело программу компенсации расходов туристам, которые проведут отпуска в российских регионах. В этом году программу собираются продлить до 20 июня. Кешбэк за отдых в России положительно отразился на отрасли гостеприимства», — отмечают в Marriott Novosibirsk.

Милена Дорожкина также связывает надежды с летним туристическим сезоном: «Мы рассчитываем, что направление Горного Алтая будет востребовано центральными регионами России».

Менее оптимистична Ирина Гуляевская. По ее мнению, внутренний туризм — не очень актуальное направление для Новосибирска. «До тех пор, пока администрации города и области не начнут предпринимать реальных действий по популяризации Новосибирска и нашего региона в целом как локации для внутреннего туризма, больших надежд мы не питаем. Да и потом, сложно спорить с соседями: Байкал, заповедники Красноярского края», — отмечает коммерческий директор River Park Hotel.

По мнению экспертов рынка HoReCa, индустрию гостеприимства ожидает еще один непростой год. Восстановление отрасли займет несколько лет. Отельерам ничего не остается, как продолжать фокусироваться на качественном сервисе и персонализировать предложения для гостей.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ