Вячеслав Чехомов: «Меры поддержки бизнеса работают только тогда, когда их «включают» вовремя»

В этом году Банк Интеза, российский банк со 100-процентным итальянским участием, отмечает 20-летие работы в Сибири. О приоритетах в своей работе, изменениях в потребностях клиентов и о том, какая поддержка нужна бизнесу, рассказал управляющий Сибирским филиалом АО «Банк Интеза» — директор Регионального центра «Сибирский» ВЯЧЕСЛАВ ЧЕХОМОВ.

— Как в 2020 году изменилось поведение и запросы как постоянных, так и новых клиентов? Что бизнес старался изменить в первую очередь в работе с банком?

— Кризис как явление в экономике — не первый для России и для нашего Банка, который работает на российском рынке более 20 лет. Безусловно, этот кризис отличается от предыдущих как причинами появления, так и течением, и последствиями.

Любые изменения в экономике отражаются на бизнесе компаний, которые заинтересованы в стабильной работе, чтобы иметь возможность делать прогнозы и управлять процессами. Такой же стабильности наши клиенты ожидали и от нас как финансового партнера. Можем с уверенностью сказать, что принцип Банка — сохранять доверительные партнерские отношения — работает в любых условиях. И, как и в прежние кризисы, Банк не предъявил ни одному из клиентов требование о досрочном возвращении долга, опираясь лишь на негативные прогнозы. Как всегда, в случае возникновения у клиента сложностей мы старались находить оптимальные пути решения, и если достигалась общая договоренность о снижении долга, то выстраивался наиболее удобный для заемщика график.

— Какие программы поддержки малого и среднего бизнеса банк предлагал в начале «коронакризиса» и что предлагает сейчас?

— Сегодня можно однозначно говорить, что во многом на доступность финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса повлияли значительное увеличение объемов государственных программ поддержки МСП, улучшение и расширение условий их предоставления. Они позволяют кредитовать по низкой ставке, что помогает небольшим предприятиям как справляться с текущими вызовами, так и направлять выделенные средства на развитие бизнеса.

Исторически работа с малым и средним бизнесом была одной из приоритетных для нашего банка, и на сегодняшний день мы остаемся в числе лидеров среди финансовых организаций, работающих с этим сегментом предпринимательства в России. По объему выдачи кредитов МСП по итогам первого полугодия 2020 года Банк Интеза занимал 9-е место в рейтинге RAEX. Кроме того, мы одними из первых начали активное сотрудничество с АО «Корпорация «МСП» в рамках государственной поддержки кредитования этого сектора экономики. Но стоит помнить, что все меры по спасению и поддержке бизнеса работают только тогда, когда их «включают» вовремя. Поэтому основной критерий успешной работы сегодня — максимально точное понимание того, что нужно партнеру и в каком он находится состоянии. Малый и средний бизнес — не только наше основное направление работы, это еще и самый гибкий сегмент, который очень быстро принимает все нововведения. Но даже им нужно какое-то время на переход. Задача Банка — активно поддержать их в этот период.

— Есть ли какие-то продукты или услуги, которые вы по итогам года могли бы называть ключевым драйвером роста для Банка?

— Если подвести итоги по году в целом, самой востребованной услугой оказались гарантии корпораций, которые, в принципе, в каждый кризис становятся популярными. Они, с одной стороны, помогают оптимизировать расходы, поскольку обходятся дешевле кредитов, с другой, когда рынок лихорадит, кто-то его покидает, приходится налаживать новые связи, искать новых поставщиков, контрагентов и так далее.

Если же взять только кредитное направление, то в 2020 году я отметил бы снижение спроса на кредиты для пополнения оборотных средств. Это связано с теми же ограничениями, связанными с пандемией. Но в силу того, что кризис, как я уже говорил, не совсем обычный, то кредиты на инвестиционную составляющую не снизились, а выросли. Проще говоря, кредиты для роста бизнеса, оказались нужны меньше, а для изменения процессов, открытия новых направлений — больше. К тому же, какую-то часть спроса на оборотные средства забирают на себя те же гарантии, будучи более доступной по цене альтернативой.

Бизнес понимает, что коронавирус — это не копившийся годами дисбаланс, а глобальный форс-мажор, который скоро уйдет, и надо будет жить дальше. Если не инвестировать сейчас в свой бизнес, то конкуренты, когда все снова заработает на полных оборотах, сразу уйдут далеко вперед. Это реалии, с которыми мы столкнулись в прошлом году, и последствия, с которыми придется справляться в этом.

— Часто ли к вам обращались за предоставлением кредитных каникул и реструктуризацией, в том числе кредитов, взятых в других банках?

— Абсолютное большинство обращений по отсрочкам и реструктуризации мы провели между апрелем и июлем. А дальше бизнес адаптировался к новым условиям (в том числе благодаря государственным программам), а карантинные ограничения постепенно снимались. Так что к концу года обращений за реструктуризацией кредитов остались буквально считанные единицы. Сейчас работаем в обычном, «не кризисном» режиме. По нашей оценке, вопрос смены финансовой модели, в том числе графиков погашения банковских кредитов, возник у 20–25% предпринимателей. Остальные справились своими силами — у них были оборотные средства, что еще раз иллюстрирует нетипичность текущего кризиса. В обычный, регулярный спад бизнес чаще всего входит уже «опустевшим». Сейчас малому бизнесу надо дать немного времени перестроиться и слегка поддержать его. Этого достаточно. В настоящий момент большинство наших клиентов восстановились и вошли в привычные графики.

— В чем вы видите главную специфику банков с иностранным капиталом на современном российском финансовом рынке?

— Какое-то время назад банк с иностранным капиталом и иностранным руководством считался своего рода ориентиром. Тогда российская банковская отрасль была еще достаточно молодой, а тут пришли те, кто работает уже много поколений, все уже повидал, всему научился: как работать, как строить отношения с клиентами, какие должны быть стандарты отчетности, стратегии ведения бизнеса и так далее. Сейчас, безусловно, российская банковская система догнала коллег из других стран. Мы работаем на территории РФ в рамках российского законодательства, поэтому все, что происходит в стране, безусловно, прямо влияет на нас. Наша задача абсолютно прозрачна и открыта — мы вкладываем средства в реальный бизнес, в реальный сектор экономики, применяя богатый международный опыт нашего материнского Банка Интеза Санпаоло, одного из  крупнейших и надежных не только  в Италии, но и в еврозоне.

— Чем Банк Интеза принципиально выделяется на фоне других банков с иностранным участием?

— Мы — итальянский банк. Именно в Италии несколько сотен лет назад и возникла банковская система. Группа Интеза Санпаоло, «дочкой» которой мы являемся, по уровню рыночной капитализации сейчас занимает 3-е место в еврозоне: на 31 декабря 2020 года она составила 37,2 млрд евро, а чистая прибыль Группы превысила в 2020 году 3 млрд евро. Безусловно, все это дает нам уверенность в своих силах и серьезные преимущества. Во-первых, как все иностранные партнеры, мы практикуем взвешенный подход к рискам, что в наше непростое для экономики время является плюсом для клиентов. Во-вторых, масштабная деятельность Группы на территории Италии и практически во всем мире открывает дополнительные возможности для представителей российского бизнеса, заинтересованных в сотрудничестве с итальянскими и зарубежными партнерами, выходе на внешние рынки. Мы ведем единую базу контактов для наших клиентов по всему миру — Italiandesk. Банк оказывает содействие в поиске партнеров и инвесторов в Италии, России, да и по всему миру в интересующем сегменте рынка, а также консультирует российские и итальянские компании по выходу на российский рынок.

— И все-таки, как повлияли на вашу работу ограничения международных отношений в связи с пандемией? Насколько высоким оказался ущерб? И чем его удалось компенсировать?

— Банковская Группа Интеза Санпаоло присутствует более чем в 40 странах, что дает нашим клиентам возможность расширения своего бизнеса на зарубежные рынки. Сейчас, когда многие границы закрыты, это, возможно, не столь актуально, но кризис закончится, и тогда об этом снова можно будет говорить. Многие отрасли, пострадавшие от пандемии сильнее всех, были связаны именно с международными отношениями. Мы видим, какой сильный удар получили туризм, логистика и многое другое. В результате все, кто так или иначе был с ними связан, понесли потери — в том числе и банки. И у нас тоже была просадка во втором квартале. Но уже в третьем и четвертом мы компенсировали потери крупными чеками в корпоративном секторе. Как я уже говорил, инвестиционные проекты продолжаются, финансирование идет. В целом по итогам года банк потерь не понес. А 60% торгового оборота между Россией и Италией по-прежнему проходят через Банк Интеза.

— Получается, что за «кризисный» год средний чек в вашем банке только вырос?

— Получается, так. В Сибири, по предварительным оценкам, средний чек вырос за год на 15–20%. При этом число клиентов не снизилось, снизился спрос на «короткие» кредиты, на ту же «оборотку», в итоге сумма сделок увеличилась.

— Есть ли какая-то особая специфика для клиентов из регионов Сибири? Как вы оцениваете состояние малого и среднего бизнеса в СФО и Новосибирской области в частности?

— У малого и среднего бизнеса, как правило, нет какой-то специфики в зависимости от регионов. Он сам по себе уникален — мы поняли это за 20 с лишним лет работы. Какие-то географические отличия, конечно, есть. Но заключаются они в основном в «весе» того или иного аспекта работы. Где-то, например, проходит железная дорога, проблем с логистикой нет, а где-то — в частности, на Севере — вопрос доставки является ключевым. То же самое и с другими ресурсами. В принципе, весь малый бизнес занимает место связующего звена между потребительским рынком и остальной экономикой. Это самое главное. Не стоит также забывать и о социальных функциях этого сегмента — в частности, о влиянии на рынок труда.

— Есть ли для Банка Интеза отрасли и направления бизнеса, с которыми вы в принципе не работаете? Или работали, но временно свернули сотрудничество на время кризиса?

— У нас есть список отраслей, с которыми мы не ведем сотрудничества — вне зависимости от того, есть сейчас кризис или нет. Так, мы не работаем с предприятиями ВПК. Не работаем со всем, что связано с азартными играми, очень ограниченно подходим к тем, кто производит алкоголь. Производства, загрязняющие окружающую среду, — тоже не наш профиль. И в МСП-сегменте мы не кредитуем государственные и муниципальные предприятия. Обслуживать готовы, кредитовать — нет. Своя политика выбора клиентов и отраслей есть у каждого европейского банка. Наша материнская компания изначально была рыночным институтом, а все, что я перечислил выше, тесно связано с государством или политикой — то есть это не совсем рынок.

— Как еще «коронакризис» повлиял на вашу работу с клиентами? Возможно, есть новые интеграционные решения, которые показали рост?

— Основные интеграционные решения во всей экономике, не только российской, в 2020 году были связаны с тем, чтобы приспособиться к новым реалиям. В частности, больше работать удаленно, меньше — очно. Но есть один нюанс: с малым и средним бизнесом нельзя работать иначе, чем лицом к лицу. Когда дело касается активов, кредитования — это нельзя решать стопроцентно дистанционно. Конечно, никто не предлагает вернуться к бумажным платежкам и за каждой печатью ехать в офис. Рутинные и технические задачи давно пора вынести в «цифру», что сейчас активно и происходит. Но для того, чтобы по-настоящему почувствовать, как живет и чем дышит партнер, без разговора с глазу на глаз до сих пор обойтись нельзя. И нужно это делать обязательно!

Что касается продуктов, как я уже говорил, мы увидели рост интереса в сфере гарантийных операций, поскольку бизнес-схемы были переформатированы под реалии экономики — кто-то вынужден был найти новых партнеров, кто-то из прежних контрагентов перешел на условия предоставления гарантий. Также компании старались оптимизировать свой денежный баланс, чаще обращаясь за такими банковскими продуктами, как лизинг и факторинг. В части крупного корпоративного бизнеса отметим, что актуальным остается синдицированное кредитование, при котором риск распределяется на несколько банков, а компания имеет возможность реализовать масштабный инвестиционный проект.

— В этом году Сибирский филиал Банка Интеза отмечает 20 лет. С чего начиналась история банка и какие качественные изменения произошли в его работе за это время?

— Первым иностранным банком, открывшим свое представительство еще в Советском Союзе, был наш банк, который позже вошел в состав Группы Интеза Санпаоло и стал основой российской Интезы. Фактически мы работаем с 1973 года. При финансовом участии итальянцев были введены в строй завод «АвтоВАЗ» в Тольятти, комплекс по производству бесшовных труб в Волжске, осуществлялось финансирование первого газопровода, соединившего Италию и СССР. За это время мы выросли, окрепли, хорошо узнали страну, собрали опытную команду.

Сегодня Банк присутствует в 21 городе России. Сибирский филиал – самый крупный и включает в себя отделения в Новосибирске, Омске, Томске, Барнауле, Красноярске и Иркутске. Мы работаем во всех сегментах бизнеса, предоставляя широкий спектр банковских услуг. И будем продолжать активно работать дальше и расти вместе с нашими партнерами и клиентами.

Сибирский филиал АО «Банк Интеза»
г. Новосибирск, ул. Красноярская, 35
тел. (383) 227-81-91, 227-81-98
Реклама

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ