Александр Савин
Культурный обозреватель

Новосибирская культурная жизнь в условиях эпидемии. Часть третья

Мы продолжаем разговор о самых интересных событиях «ковидного» культурного сезона в Новосибирске. В первой части автор прокомментировал наиболее яркие моменты увиденного и услышанного им на площадках Новосибирской государственной филармонии, включая жемчужины программы Транссибирского арт-фестиваля. Вторая часть была посвящена впечатлениям от спектаклей и концертов новосибирских музыкальных театров (Театр оперы и балета и НМТ). Однако осенне-зимняя культурная жизнь крупнейшего мегаполиса Сибири этим не исчерпывается.

Культурные события в НовосибирскеЕсли отойти от музыки, ведь не только она определяет культурную среду города, то хотелось остановится на двух интересных выставках.

Помнится, в 1989 году на объединенном революционном пленуме творческих союзов участники самым жестким образом критиковали компартию и советскую власть за то, что те не занимаются должным образом организацией культурного процесса в городе. В качестве примера приводили игнорирование творческого наследия классика новосибирской художественной школы — Николая Демьяновича Грицюка (1922–1976). Шумно было принято решение о создании дома-музея художника, монументальной выставки его творчества, к слову, в том же бывшем здании новосибирского обкома КПСС, где в то время уже работал художественный музей. Многие из организаторов быстро нашли себе место в новых структурах власти, благополучно забыв о всех данных клятвах и обещаниях.

Как-то я зашел в зал творчества художника и поразился его убогости. Предложил разместить работы художника в музыкальной гостиной дома Ленина. И вот с 30 декабря вопрос двинулся. Журналисты и искусствоведы были приглашены посмотреть на обновленный зал художника. Я там не был и довольствовался небольшими материалами в прессе. Вот, что я узнал.

На презентации был представлен обновлённый вариант особого раздела постоянной экспозиции НГХМ — зала, посвящённого наследию Николая Демьяновича. Коллекция его произведений формируется в течение многих лет — при жизни автора и после его ухода. Небольшие выставки, которые сменяют друг друга в этом зале, знакомят посетителей с работами художника из собрания музея. В новую экспозицию вошли индустриальные композиции из кузбасского цикла, крымские натюрморты, листы из серий «Новосибирск», «Таллин», «Фантазии и интерпретации». «Центром маленькой “солнечной системы” стал Художник в его Мастерской, куда за светом и теплом шли многие», — цитируют организаторы выставки журналиста Замиру Ибрагимову. Сегодня все желающие могут посетить музей (вход со стороны ул. Свердлова).

Транссибирский арт-фестиваль
Новосибирская культурная жизнь в условиях эпидемии. Часть первая

Понимаю, что это небольшой шаг к восстановлению исторической справедливости по отношению к художнику, который является фирменным брендом города. Но сам размер зала не позволяет говорить о возможности серьезного прорыва в этом вопросе. Может быть пять, шесть таких залов смогли бы показать все то, что создал великий мастер, новатор и гражданин.

И там же, не выходя из здания, вам предоставляется возможность впервые за шестьдесят лет увидеть работы Павла Филонова и его учеников. Выставка «Павел Филонов и его ученики» из коллекции Русского музея (Санкт-Петербург) стала заключительной в рамках нацпроекта «Культура» и это, на мой взгляд, хороший финал такого непростого года.

Конечно, это далеко не все события в культурной жизни города последних нескольких месяцев.

Хотелось бы написать о «Белом фестивале». Хотя я бы предпочел сохранить название «Белый» для уникального летнего фестиваля, а тому фестивалю, что проходил в ноябре-декабре прошлого года, придумал бы новое название.

И еще об одном фестивале, который также пришелся на конец года: «Царица песня». При беглом ознакомлении с материалами стало понятно, что идейным вдохновителем мероприятия является директор комплекса «Евразия» и «Сибирского хора» Екатерина Ковалева. Поскольку ее имя ассоциируется с коллективом, исполняющим не академическую музыку, я, как и большинство любителей классики, особенно не обратил на этот фестиваль внимание.

Ведь у каждого направления в музыке есть свои слушатели, свои кумиры, наконец, свои залы. Я нисколько не сомневаюсь, что и у «Сибирского хора», «Чалдонов», «Зимушки» и многих других есть свои преданные поклонники, которые получают истинное удовольствие от посещения концертов своих любимых исполнителей. Здорово, что такой фестиваль проведен и поклонники такого вида творчества познакомились с новыми исполнителями. Но дьявол прячется в деталях. И спрятался он в день первый…

Так что же все-таки произошло? У каждого фестиваля есть свой хедлайнер, основной коллектив. Был он и здесь, и, я скажу вам, весьма и весьма достойный. Государственная академическая хоровая капелла Санкт-Петербурга под управлением народного артиста СССР, лауреата Государственных премий России, почетного гражданина Санкт-Петербурга Владислава Александровича Чернушенко. Если по-простому, одного из ведущих хоровых мастеров мира, руководящего старейшим профессиональным хоровым коллективом страны, еще в 16 веке сопровождавшим царевы церковные службы. С ней, подчеркиваю, с этой капеллой работали Глинка и Чайковский. Послушать пение капеллы для многих жителей страны, увлекающихся этим видом академического творчества, по сей день является событием огромной эмоциональной важности, подчас оказывающим на человека серьёзное влияние. Боюсь ошибиться, но коллектив был в Новосибирске более 70 лет назад.

Ночь в Венеции
Новосибирская культурная жизнь в условиях эпидемии. Часть вторая.

Теперь о главном. У каждого коллектива есть свой зал и своя аудитория. Уровень Санкт-Петербургской хоровой капеллы – это большой зал театра оперы и балета и я не думаю, что, если бы организаторы связались вовремя с руководством театра, они бы получили отказ. Владимиру Кехману, как никому, близка духовная музыка. Даже если бы им отказали, есть концертный зал им. А. М. Каца, которым распоряжается учредитель «Сибирского хора». Но решили провести концерт в КТЦ «Евразия». Ну хотя бы небольшую афишку в кассовом зале или арт-фойе залов филармонии разместили! Публика, пришедшая на фестиваль, организованный «Евразией», и думать не могла, что ей будет предложена не песня, а песнопение, не душевное музицирование, но духовное действо. Это совсем не одно и то же. Отсюда и аплодисменты между частями композиции, что не принято на академических концертах, и вызывающих раздраженный жест дирижера, сначала один, потом другой. Постоянно слышался гул не то вытяжки, не то системы вентиляции, которая гнала воздух на мэтра, между прочим, почтенного возраста.

Всё это в конце концов вынудило его повернуться к залу и произнести короткую речь, смысл которой сводился к тому, что он и его коллектив всегда работают в специальных концертных залах, что эта вентиляция не просто уже застудила его, но еще мешает ему работать, он плохо слышит свой коллектив. Вряд ли извинения и объяснения Екатерины Ковалёвой о необходимости таким образом соблюдать требования безопасности удовлетворили мэтра, похоже это была реакция на накопленное раздражение. В результате концерт прошел в отсутствие подавляющего большинства любителей хорового пения и не стал подлинным событием в культурной жизни города.

В зале были замечены руководители всех театрально-зрелищных учреждений, сотрудники министерства. Между тем хоровое вече, которое проводится на базе концертного зала им. А. М. Каца, всегда собирает не просто полный зал, но и желающие послушать концерты нередко сидят на его ступеньках. Что стоило, например, организовать приезд участников хоровых коллективов из сельских районов области? Не ансамблей песни и пляски, а именно хоровых коллективов. Для энтузиастов это стало бы событием огромной важности, стимулирующим к профессиональному росту. Хочется спросить, для чего при министерстве культуры НСО создан Совет экспертов, почему не поинтересовались у того же Владимира Калужского, Игоря Юдина, Елены Рудзей, где подлинное место для выступления такого уровня коллектива? Они бы прояснили. Словом, выступление Хоровой капеллы Санкт-Петербурга, которое надолго могло запомниться, знаковым и уместным событием не стало.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ