Культурный обозреватель

Тринадцатое января для Новосибирского балета

Интрига, которая началась в десятых числах декабря, связанная с назначением всемирно известной балерины Нино Ананиашвили на должность художественного руководителя балетной труппы Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, закончилась в январе 2021 года в чертово 13 число. Контракт разорван. Полный провал. Занавес.

Это был сильный удар для тех любителей балета и театра, которые знали, в каком бедственном, бесхозном положении находится балетная труппа. Была надежда, что она (труппа), наконец, попадёт в надежные руки и получит мощный импульс своего развития.

С того самого момента, как Нино была замечена в театре, поползли слухи о возможности заключения с ней контракта.  Я отметил, что если это случится, то мы увидим мощный ход со стороны Кехмана, и, наряду с развивающейся оперой, балетная труппа выйдет на очередной новый уровень. При этом было понятно, что единственное, что может спугнуть ситуацию с подписанием бумаг, это ее междустрочная политическая составляющая. В своих текстах я старательно обходил факт того, что муж Нины работал министром иностранных дел Грузии, а сама она является крестной мамой дочери бывшего президента Грузии — Саакашвили. Я убежден, что культура не отвечает за политику, более того, если мы хотим сблизиться с грузинским народом, то мы должны не только пить «Боржоми» и грузинские вина, но и восстанавливать культурные связи.

Также я в тайне надеялся, что наши СМИ, как и многие любители балета, будут заинтересованы в аккуратном освещении намечающегося события.

Не прошло.

О балете, о судьбе нашей труппы мало, кто задумался, пошел политический треск, при этом с двух сторон, как с грузинской, так и с нашей.

Московские любители начали заверять, что уровень Нино — это не Новосибирский театр, что с Кехманом работать нельзя, и многое, что еще написали и наговорили, подчас я читал и не мог поверить, об известной балерине ли это говорится.

Фото: Instagram-аккаунт Нино Ананиашвили

До сегодняшнего дня я тешил слабую надежду, что при поднявшемся шуме Кехману удастся переломить ситуацию и сохранить контракт. Но, увы, политическая составляющая оказалась мощнее и влиятельней общекультурной, как и человеческой.

А что же в результате мы потеряли, город потерял?

Возможность подняться на более высокую ступень в своей культуре.

Труппа вновь осталась без руководителя. Напомню, что Денис Матвиенко, которого по тем же политическим соображениям пригласили с Украины в Новосибирск художественным руководителем труппы, будучи звездным солистом балета, так и не смог работать по своим прямым обязанностям. Собственно, в последний год он даже не появлялся в Новосибирске, и о его присутствии или отсутствии лишь напоминала фотография на сайте театра.

К чему мы возвращаемся? К Начо Дуато, перелицевавшему всю известную классику под свой лад, но не поставившему ни одного своего авторского спектакля. Напомню знатокам, что Дуато, проработав год в Берлинской статс опере, был оттуда изгнан. Сейчас он перемещается между Михайловским и Новосибирском театрами. К Мессереру, который проживает в Англии и может руководить труппой онлайн?

Нет, мне кажется, что пора, наконец, оглянуться вокруг, напрячь память и посмотреть художественного руководителя балетной труппы среди ее бывших участников.

Мне на память приходит всеобщий любимец, солист балета, выпускник Московской академии Иван Кузнецов. Уже в Новосибирске он начал начал осуществлять свои первые постановки, и они имели хорошие отзывы зрителей. Помню, как, не получив поддержки от бывшего руководителя филармонии Мухамедина, Иван за свои деньги арендовал большой зал Дома Ученых, и в июльскую жару этот тысячный зал был битком набит любителями балета на его спектакле.

Иван Кузнецов вот уже несколько лет работает художественным руководителем Ростовского музыкального театра. Он основательно обновил и подтянул труппу, репертуар, в том числе, поставил несколько своих балетов, провел несколько фестивалей и вывез труппу на гастроли в Большой театр, причём на несколько месяцев раньше нашей труппы.

Так чем он не руководитель?  Если не он, то давайте посмотрим еще. Но мы должны понять, что в условиях эпидемии сегодня «на хозяйстве» лучше иметь своих, родных, местных, чем, пусть талантливых зарубежных, но которые в любой момент могут стать невъездными.

А перед Ниной хочу извиниться от всех любителей балета. Нам очень жаль, что так получилось. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда…

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Спасибо автору за профессионализм, познавательная статья. Хотелось бы получить от знающих людей ответ на вопрос : «Благодаря каким заслугам бывший торговец бананами стал Художественным руководителем академического театра? Означает ли такая причудливая трансформация, что через некоторое время и НГАТОиБ ждёт окончательное Художественное банкротство?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ