Основатель новосибирской сети «Пицца Синица»

Как в условиях «коронакризиса» переизобрести пиццерию?

Год назад, в январе 2020 года мы приступили к реализации плана по франчайзингу — за 12 месяцев мы рассчитывали открыть по такой схеме 20 пиццерий в разных городах страны. Мы также привлекли инвестора, который вложил 13 млн рублей в запуск нашей новой пиццерии в Новосибирске. Это было в феврале 2020 года. А потом грянул тот самый «коронакризис»… 

Открыть ресторан за 13 млн и через месяц его закрыть

В начале 2019 года я познакомился с очень интересным и опытным предпринимателем, искавшем возможность инвестировать средства в интересные проекты.  Он обладал большим багажом жизненного опыта, ошибок и побед, и сильным характером. Инвестор поверил в нас, в наше стремление и миссию «доставлять людям радость», поверил в мою энергию. Как итог, результатом переговоров получился инвестиционный договор по открытию одной из наших пиццерий в Новосибирске.

И вот в конце 2019 года мы нашли отличную локацию для нашей будущей пиццерии и начали стройку. На сегодня я считаю проект этой пиццерии самым крупным, интересным, креативным и сложным из всех, которые у нас были — очень много хороших людей трудились над созданием этой пиццерии. Строили мы около 60 дней, и 15 февраля 2020 года состоялось праздничное открытие, праздник! В первый день только в зале (без доставки) мы сделали выручку более 100 тысяч рублей. Такому старту были рады все — мы думали, что мы вышли из матрицы и поняли, как на самом деле устроен мир! Модель пиццерии состояла в том, что она должна была работать на доставку и также обслуживать гостей в зале — два канала продаж, выше возврат инвестиций, развитие продуктовой линейки пиццерии, развитие маркетинга, рост проникновения в рынок — как итог, развитие сотрудников и компании в целом. Ведь невозможно развиваться, не решая более сложные задачи.

Тогда я не подозревал, что мир значительно шире, сложнее, вариативнее, чем «я хочу есть, поэтому пожарю картошку на сковородке, ну или на крайний случай заварю доширак» — выяснилось, что кто-то съел летучую мышь. Я слышал эти новости из Китая, но представить не мог, как это разовьется и заденет и мою страну, мой город, моих партнеров и сотрудников, и лично меня. В конце марта отлично запущенную месяц назад пиццерию пришлось закрыть. В это заведение было вложено 13 млн денег человека, который поверил в команду Пиццы Синицы, поверил лично в меня. Пиццерия всё-таки осталась функционировать, но без зала и только на доставку. Как только ввели карантин в городе, в какой-то момент выручки от доставки всех пиццерий и нашей новой просели, видимо, из-за общей паники населения. Никто не понимал, что происходит. Мы ожидали минусового PnL (отчет о прибылях и убытках) и готовились к худшему…

В марте только выручка зала составила 722 тысячи рублей. И тут «опустили рубильник» — общая выручка нашей новой пиццерии за апрель была ниже мартовской на 751 тысячу. По сути открытая пиццерия с крутым дизайном от Шубочкина стала просто доставкой с очень высокой арендой. И это хорошо, что у нас была доставка — другим бизнесам повезло меньше. Знаю, что некоторые крупные компании по доставке пиццы, значительно крупнее нас, оптимизировались в том числе за счет закрытия некоторых своих филиалов, ранее прибыльных.

Что и как оптимизировали

В сложившейся ситуации хочу отметить арендодателей, которые пошли нам навстречу. По сути арендный бизнес сильно зависит от розничного, который как раз арендует помещения. И даже если у собственника был на руках договор аренды с каким-нибудь устойчивым кредитным банком, всё равно правильно снижать аренду, потому что мы все в одной лодке. Если сегодня у тебя арендует банк, а у твоих конкурентов арендаторы — рестораны, магазины подарков, кофейни, и ты вроде бы уверен в стабильности банка, то завтра рестораны, магазины подарков и кофейни закроются — освободятся арендные площади. Площадей станет больше, чем арендаторов, а значит и цены за квадратный метр пойдут вниз. И потом твой банк съедет от тебя туда, где ставка вдруг стала ниже. Понятно, что многие надеялись проскочить период карантина и не снижать ставки — «некий русский авось» и «и так сойдет, прорвемся», но не всем удалось. Все были в трудной ситуации, и, как показал опыт, в трудной ситуации надо объединяться, договариваться, помогать. Собственники, у которых мы арендуем помещения, пошли нам на встречу все. За что я безмерно благодарен.

Основатель «Пиццы Синицы» Алексей Яковлев

Как построить бизнес на пицце — кейс компании «Пицца Синица»

На Ватутина 71, где находится наша первая пиццерия, мирное время аренда нам обходилась в 45 тыс рублей. И вот в эту самую пандемию собственник сделал нам скидку 15 тысяч рублей! Вроде бы и бессмысленно, покажется вам на первый взгляд. А по сути, арендодатель пришел на помощь.

Возвращаемся к нашей пиццерии за 13 миллионов — первый карантинный месяц апрель мы закрыли в минус 28 тысяч рублей. В этот месяц аренду нам снизили всего на 10%, ожидая, что через месяц карантин закончится. А вот уже в мае сделали скидку 50% — и мы выплыли, вышли в легкий плюс.

Двигаясь на кураже, что все сплотились и что никто никого в беде не бросает, мы запустили коллаборацию с несколькими общепитами города — к сайту нашей sinizzaIS подключили бургерную burger records, бар Johnnathan, манты MONTY и еще один «мяснуха-бар» The Chops — так, что их клиенты могли бы делать заказы на доставку через наш сайт автоматически, и тогда бы ребятам не пришлось нанимать себе операторов колл-центра например или носиться с банковскими терминалами. Мы понимали, что и наши постоянные клиенты могут в один из дней предпочесть пицце​ например, бургер, но в той ситуации в это верить не хотелось. Да и ребята поддержали эту идею постами в своих соцсетях, что привлекло дополнительный трафик на сайт. Как итог, мы по выручке не просели, а чуть-чуть выросли, и за месяц сделали выручку нашим новым партнерам около 500 тысяч рублей. Много это или мало, судите сами. Это был крутой маневр, и было приятно посотрудничать с ребятами.

Как сибирский бизнес пережил пандемию

Как сибирский бизнес пережил пандемию

Лето мы переживали достаточно неплохо — вместе с пиццей доставляли продукты первой необходимости типа: молочка, масок медицинских по себестоимости, антисептиков, картошку, помидоры, лук, гречку. Курьеры применяли метод «бесконтактной доставки», мыли руки и дезинфицировали всё, что только можно, не зная, что это такое.

В целом летние месяца были плюсовые для этой пиццерии за 13 миллионов рублей — мы имели EBITDA — операционную прибыль до уплаты налогов и амортизации — примерно 200 тысяч рублей, и вот в середине августа ограничительные меры немного ослабили! С одной стороны это была маленькая победа — ведь теперь снова можно было торговать в зале для гостей, хоть и с ограничениями(расстояние между столами, разметка на полу и тд). А с другой стороны, о чем большинство подумало только потом, создавался конфликт между арендаторами и арендодателями. Арендодатели видят, что торговать теперь можно, а арендаторы своими глазами и руками видят, что даже при ослаблении ограничительных мер клиентов больше не стало. Жителям города было страшно куда-либо ходить, а может просто сформировался новый сценарий поведения.

Но поскольку наша выручка от доставки пиццы всё ровно подросла с учетом всех особенностей карантина, сентябрь мы закрыли в плюс с уплатой полной аренды без скидок.

Так получалось уже несколько лет, что выручка сентября всегда выше выручки августа, а в октябре наблюдается небольшое падение выручки к сентябрю. При этом ноябрь всегда получался сильным месяцем — выше августа, и сентября, и октября — снег, холодно, хочется греться дома/в офисе, лишний раз выходить на улицу не очень. Но в 2020 всё продолжало быть непредсказуемым и осенью — выручка ноября не выросла. Думаю, что эта аномалия объясняется тем, что в принципе произошел «сдвиг в расписании» — то, что люди делали обычно в августе и сентябре, сдвинулось на 1-2 месяца вперед. Была такая молва, что очное обучение в школах начнется 1 сентября, а 20 сентября всех отправят на удаленку — тогда зачем мне первокласснику покупать новый костюм, если через 20 дней он уже не нужен будет? При этом, думаю, что в целом с учетом падения платежеспособности населения все пытались тратить деньги с большей осторожностью, чем год назад. Год назад все шли по проторенной дорожке: опять осень, опять купить пару обуви и теплые носки, опять можно до весны перестать худеть и тд…Но скорее всего суммарный вес всех людей на планете за 2020 снизился.

Что делать, если выручка упала в 20 раз, или как преодолеть последствия пандемии

Что делать, если выручка упала в 20 раз, или как преодолеть последствия пандемии. Авторская колонка сооснователя iway Дмитрия Сарайкина 

Хоть ограничительные меры по борьбе с коронавирусом и ослабли, многим компаниям и офисникам удалось освоить работу на удаленке — неспроста ведь акции zoom так выросли, а Павел Дуров сделал групповые созвоны в телеграме. Как итог в офисе мало людей, крупных заказов меньше. Поэтому ранее признанный крутым месяц ноябрь стал просто обычным месяцем.

Франшиза и переосмысление формата

За 2020 год было много и хороших новостей — в сентябре мы начали проектирование пиццерии в Томске.

Еще в январе 2020 года мы приступили к реализации плана по франчайзингу — хотели за год открыть по такой схеме 20 пиццерий в разных городах. Нас зажигала идея, что мы можем помочь предпринимателям в разных городах запустить свою пиццерию под брендом PZSNZ — с внимательным подходом к продукту, к сервису, к маркетингу — с полным пониманием того, что выручка растет только тогда, когда можно сделать клиента счастливым!

Мы знали старую мудрость: «Если хочешь с чего-нибудь начать — начни с чего-нибудь». Ну мы и начали — наняли менеджера по франчайзингу, одной из задач которого была обрабатывать входящий поток заявок на франшизу. И тут к нам попала входящая заявка на франшизу из Томска! Прям в феврале перед самой пандемией!

Мы договорились о встрече с потенциальным партнером. Она проходила в том самом нашем ресторане за 13 миллионов. Молодой человек из Томска рассказал нам, что в текущий момент работает по найму в госкомпании, имеет опыт небольшого бизнеса по строительству заборов и отогреву автомобилей. И давно подумывает о том, чтобы начать бизнес крупнее — устойчивый и стабильный. При этом предпочтение он отдает безрисковым историям типа франшизы. Причем франшизы не простой, а такой, чтобы компания была не крупная, не мировой бренд.  Дескать, аки бренд мировой, то должного внимания уделять какому-то молодому человеку из Томска компания не станет, а просто завалит инструкциями и «на, выполняй, пожалуйста, спасибо».

В чем-то я конечно согласен с нашим действующим партнером в Томске. В крупной компании всегда много бюрократии, а в маленькой наоборот больше свободы и больше гибкости и внимания к партнерам. И да, у нас есть огромное желание зажечь. Как 7 лет назад, когда я клеил плитку в первой пиццерии своими руками, потому что не было денег, так и сейчас.

Что делать бизнесу, чтобы выжить

Что делать бизнесу, чтобы выжить. Авторская колонка основателя новосибирской сети пекарен  «Дело в хлебе» Елизаветы Шеховцовой

Как вы поняли — несмотря на пандемию, мы запустили франшизу «Пиццы Синицы» в Томске. Причем, изначально мечтали развиваться именно ресторанным форматом — большой зал, много посадочных мест, большая площадь, детская комната, комфортно — ну прям как наш ресторан за 13 миллионов. Но «коронакризис» внес изменения в устройство мира и торговли. Рестораны долго стояли закрытыми, большие площади больше никому были не нужны. Нам предстояло привыкнуть к новой реальности и приспособиться.

И мы решили переизобрести пиццерию.

Всё лето мы исследовали, крутили, вертели новый формат пиццерии — и у нас получилось. Наш новый томский партнер прошел обучение в Новосибирске, две недели крутил пиццы, постигал культуру чистоты. Самое прекрасное в этой истории то, что нам удалось открыть пиццерию в Томске, значительно снизив стоимость открытия — мы потратили денег в 2 раза меньше, чем на наш крутой ресторан в Новосибирске. Смета получилась 6 млн. рублей. Для тех, кому интересно — визуализация этой пиццерии размещена в моем телеграм канале.

Конечно мы испытываем трепетные чувства, запуская новый формат, потому что очень верим в него.

Таким образом, 2020-ый год, несмотря на все его особенности позволил нам по-новому взглянуть на наш бизнес и стать сильнее.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ