Как новосибирские вузы приобщают студентов к предпринимательству? Опыт НГТУ

Около трех лет назад на кафедре менеджмента факультета бизнеса Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) был внедрен новый формат дисциплины «Основы предпринимательской деятельности». Своим опытом со студентами стали делиться уже состоявшиеся новосибирские предприниматели. О том, как это повлияло на самих студентов и их мотивацию, и может ли этот опыт быть масштабирован и тиражирован — в материале «Континента Сибирь».

На сегодня дисциплины, так или иначе связанные с обучением студентов предпринимательству, можно встретить в различных вузах города — от Новосибирского государственного университета (НГУ) до Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ). Например, в НГУ предпринимательству обучают на экономическом факультете, однако по факту выпускники этого факультета предпочитают трудоустраиваться в банки и сферу аудита, работая по найму, в то время, как немало состоявшихся бизнесменов Новосибирска заканчивают физический или механико-математический факультет.

Вопрос о том, как обучить студента предпринимательству и вовлечь его, по-прежнему не теряет актуальности. Каждый из вузов решает этот вопрос по-своему. На этот раз «Континент Сибирь» решил обратиться к опыту НГТУ, который три года назад поменял свой подход к дисциплине «Основные предпринимательской деятельности» (ОПД).

«Раньше эта дисциплина преподавалась в классическом формате: студентам читали лекции, связанные с практикой ведения бизнеса, а полученные знания отрабатывали на основе вымышленных виртуальных предприятий. Минусом являлась слабая вовлеченность студентов и низкий уровень их мотивации, поскольку во-первых, речь шла о вымышленном бизнесе, и у студентов не было заинтересованности его прорабатывать. Во-вторых, отсутствовала обратная связь компетентных специалистов, которые могли бы сказать, что работает, а что нет, так как преподаватель часто не имеет практического опыта в предпринимательстве», — рассказывает «Континенту Сибирь» доктор экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента факультета бизнеса НГТУ Алена Борисова.

Как новосибирские вузы приобщают студентов к предпринимательству? Опыт НГТУ - Фотография
Алена Борисова отмечает, что хотелось бы создать коммуникационное пространство городского уровня, где большее количество участников для того, чтобы люди могли дифференцироваться, распределяться по сферами интересов, по компетенциям

В то же время на становление предпринимателя, как известно, влияет окружение, что способствует не только его знаниям, но и мотивации. Поэтому была предпринята попытка создать курс, отличающийся от традиционного формата. Основная задача состояла в том, чтобы у студента «загорелись» глаза, и он решил открыть собственное дело. А «зажечь» его могут только люди, которые прошли этот путь сами, могли бы поделиться своими успехами и неудачами и оперативно дать обратную связь. Таким образом, целью курса была «мотивационная подпитка» и формирование среды, в которой люди бы коммуницировали между собой. Для того, чтобы этого добиться, первоначально для выступления перед студентами были приглашены выпускники факультета, которые стали состоявшимися предпринимателями или заняли высокие управленческие посты в найме. В дальнейшем в НГТУ решили не ограничиваться своими выпускниками, а стали привлекать успешных практиков, интересных студентам.

Реализацией этой идеи и модерацией курса занималась Мария Гаранина. В новосибирской бизнес-среде ее знают прежде всего, как руководителя направления по работе с ритейлом Сибири и Дальнего Востока «Nielsen Россия». «О действующем формате ОПД все теперь знают благодаря Марии, ее способности выводить формат на новый уровень», — констатирует Алена Борисова.

Как новосибирские вузы приобщают студентов к предпринимательству? Опыт НГТУ - Изображение
Действующий формат преподавания дисциплины ОПД придумала Мария Гаранина. Фото с личной страницы в Инстаграме

На сегодня ОПД — это экспертные встречи с представителями малого и среднего бизнеса. Изначально речь шла о новосибирских предпринимателях, но с момента пандемии и массовом переходе в онлайн перед студентами стали выступать и представители федерального бизнеса.

Примечательно, что речь не идет о том, чтобы к студентам время от времени приходили в формате спецкурса какие-либо предприниматели, которые эпизодически бы в свободном формате делились своими мыслями. Помимо того, что речь идет об обязательной дисциплине, важным моментом является структурированность курса. По словам Марии Гараниной, ключевыми направлениями внутри дисциплины являются комплексный подход к развитию разных сфер бизнеса, влияние личности бизнесмена и его качеств на развитие бизнеса, часть вопросов и ответов, а также рефлексия и отработка реальных, практических кейсов бизнесменов с обратной связью. Подобно европейской системе образования, курс построен не на жесткой дисциплине, а на мотивации, — занятия начинаются с утра субботы.

Среди бизнесменов, выступивших в 2020 году перед студентами — основатели сети «Дядя Денер» Антон Лыков и Антон Горестов, соучредитель сетей «Кузина» и New York Pizza Евгения Головкова, основатель сети клиник «Смитра» Петр Смиренко, генеральный директор ГК «Отелит» Евгений Бурденюк, заместитель руководителя новосибирского отделения общественной организации «ОПОРА России», учредитель компании «Империал» Виктор Остахов, основатель федеральной сети Laser Love Кира Долгова, основатель траттории «Тесту Место» и кулинарной школы «Кухня за кулисами» Яна Фомина, а также многие другие предприниматели.

Как новосибирские вузы приобщают студентов к предпринимательству? Опыт НГТУ - Фото
Среди наиболее ярких предпринимателей, выступавших в рамках ОПД, некоторые выпускники отметили Евгения Бурденюка. Фото с личной страницы в Инстаграме

В 2020 году в рамках курса было проведено 9 лекционных занятий (офлайн и онлайн) по 6 часов, перед студентами выступило 17 спикеров-бизнесменов, а теоретический блок отрабатывали за счет 10 практико-ориентированных заданий.

Впрочем, было бы странно судить об эффективности проекта, призванного популяризировать предпринимательство, только через цифры, характеризующие количество потраченных часов. Логичнее посмотреть, появились ли за это время среди выпускников люди, которые успешно встали на предпринимательский путь. «Есть несколько студентов, которые основали свои бизнес-проекты. Алина Мащикова и Кристина Щербакова после прохождения курса открыли магазин подарков. Другой пример — Андрей Шавшаев, которого я знакомила с руководством «Дяди Денера», и сегодня у него открыты точки по продаже хот-догов в Шерегеше, он успешно развивается. Нельзя не упомянуть и про Влада Зайцева, у которого свое агентство, оказывающее услуги по продвижению в соцсетях. Более того, он сам смог позволить себе оплатить обучение в Москве», — перечисляет примеры Мария Гаранина.

По ее словам, благодаря курсу студенты получили доступ к огромному количеству информации и имеют возможность задать предпринимателям любой интересующий вопрос, который помог бы им в своем профессиональном становлении. Кроме того, у студентов открывается огромный потенциал в нетворкинге. Они знакомятся с предпринимателями, получают от них подарки, меняют свое окружение, имеют возможность устроиться на работу.

«На сегодня реализована промежуточная цель, связанная с мотивацией студентов на профессиональную реализацию, на создание собственного дела, на собственное «я» в профессии, на то, что можно пробовать ошибаться, и это не страшно», — отмечает Алена Борисова.

Опрошенные «Континентом Сибирь» выпускники кафедры подтверждают, что дисциплина ОПД была полезной и увлекательной. «Я бы даже сказал, что ОПД — самая интересная дисциплина за все 4 года моего бакалавриата. Почему? Потому что нам был предоставлен локальный опыт и знакомства, которые нельзя купить ни за какие за деньги. Я получил хорошие связи, к тому же один из приглашенных предпринимателей Евгений Бурденюк послужил написанию моей бакалаврской работы по теме стратегии развития и продвижения личного бренда, — рассказывает «Континенту Сибирь» выпускник кафедры, предприниматель Влад Зайцев. — Очень понравились также и другие мастер-классы. На мой взгляд, это уникальный курс, ради которого я бы порекомендовал приходить учиться на кафедру менеджмента».

Как новосибирские вузы приобщают студентов к предпринимательству? Опыт НГТУ - Картинка
Алина Мащикова и Кристина Щербакова (на фото) после прохождения курса открыли магазин подарков. Фото с личной страницы в соцсетях

С ним согласны и другие выпускники, ставшие на путь предпринимательства. «Дисциплина ОПД была действительно полезна. Для себя выделил два основных плюса. Это мотивация от предпринимателей, «людей дела». Очень интересно послушать их историю, видишь, что у них получилось, и начинаешь верить что сможешь и ты. Второе — связи/полезные контракты. Когда мы работали на ОПД над проектом Hot-Dogster, получилось взять контакты крутых спикеров, с которыми в дальнейшем мы советовались, перенимали опыт, получали от них новые полезные контакты, — рассказывает выпускник кафедры, предприниматель Андрей Шавшаев. Особенно круто в дисциплине было то, что Мария Гаранина не просто преподаватель, а настоящий ментор, мотиватор, и далеко не последний человек в бизнес-сообществе! Вот за такого преподавателя прям отдельный лайк. Именно Мария дала нем контакты тех людей, благодаря которым мы смогли начать свое дело. Ну и разумеется были интересные темы от спикеров разных направлений, многое до сих пор держу в голове и на карандаше. Больше всего запомнилось то, как мы на первом занятии с одним из спикеров разобрали что такое успех, он смог показать успех, начертив его на доске. Я был в шоке, раньше думал, что успех — это что-то абстрактное и сложнообъяснимое, оказалось совсем наоборот».

Уже состоявшиеся предприниматели также проявили интерес к участию в ОПД и передаче опыта студентам. «Я уже второй раз с огромным удовольствием участвовал в ОПД. На мой взгляд, Мария Гаранина придумала отличный проект. Когда я был студентом, нам не преподавали основы предпринимательской деятельности. У меня было много вопросов на этапе старта бизнеса. И если бы я получил ответы раньше, то пошел по другому пути и с другой скоростью, — рассказывает «Континенту Сибирь» основатель сети кофеен PRIMETIME COFFEE и совладелец сети «Дядя Денер» Антон Горестов. — В головах у подрастающего поколения есть огромное количество новых идей, они ловят тренды гораздо раньше, чем мы можем себе представить. Поэтому очень круто, что у них есть возможность встречаться с действующими предпринимателями, где они могут задавать откровенные вопросы, вычленить опыт, который позволит им не наступать в будущем на грабли. Доступ к практическим знаниям играет на пользу всем. Для действующих предпринимателей это тоже полезно — они делятся опытом и могут передать в надежные руки свой багаж знаний, накопленный годами».

Как новосибирские вузы приобщают студентов к предпринимательству? Опыт НГТУ - Фото
Антон Горестов отмечает, что наличие подобной дисциплины в его студенчество позволило бы избежать многих ошибок. Фото: nsotennis.ru

По словам Марии Гараниной, опыт может быть тиражирован с точки зрения других вузов или даже других регионов. «ОПД — успешный опыт кафедры, проект получил полную поддержку проректора по инновациям и развитию НГТУ Марины Хайруллиной. Мы не перестаем совершенствоваться и всегда открыты к новым идеям и предложениям, готовы делиться опытом», — отмечает Мария Гаранина. По ее словам, сейчас создается методичка, книга, позволяющая реализовывать подобный проект в любом городе, привлекая для этого локальный бизнес. Это призвано сформировать новое поколение предпринимателей.

Примечательно, что в этом году все предпринимательские проекты, которые рождались в стенах вуза, прошли через краш-тест, проводимый центром «Мой Бизнес». По его результатам 4 проекта вышли в финал и получили менторскую поддержку. Это может служить важным индикатором востребованности проектов и ценности заложенных в них идей.

«Хотелось бы создать коммуникационное пространство городского уровня с большим количеством участников для того, чтобы они могли дифференцироваться, распределяться по сферам интересов, по компетенциям. В коллаборации студентов из разных вузов могли рождаться более масштабные проекты», — видит дальнейшие пути развития проекта Алена Борисова. Выводу проекта на городской уровень должно поспособствовать более тесное дальнейшее взаимодействие с центром «Мой Бизнес».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ