«Онлайн-лагеря появились от безысходности». Директор центра детского отдыха «Магистр» — о спасении отрасли

В условиях пандемии изменился не только порядок обучения школьников, на дистанционный формат перешли даже лагеря. Эксперты сферы детского отдыха предвидят продление ограничительных мер и на весь 2021 год, поэтому ищут пути выхода из сложившейся ситуации своими силами. Сейчас в интернет-пространстве проходит флешмоб «Задай вопрос Путину» об угрозе исчезновения целой отрасли — детских лагерей. По всей стране объединяются директора, вожатые, родители, дети, чтобы привлечь внимание к проблеме. Как справляются с трудностями участники этого рынка, «Континенту Сибирь» рассказал генеральный директор ООО «Центр детского и молодежного отдыха «Магистр» АНДРЕЙ ДАНИЛКОВ.

— Андрей, как появилась ваша организация? Что вы взяли за основу?

Идея создания нашего Центра возникла в 1989 году, тогда это был производственно-творческий кооператив «Магистр» при Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ). Мы с единомышленниками — молодыми преподавателями получили поддержку ректора, нам выделили помещение, и в течение трех лет мы работали на «аутсорсинге», как это называют сейчас, — организовывали летнюю практику в детских лагерях. Тогда начались масштабные изменения в реформе образования, и мы искали свое место в новых условиях. В то время мы были помешаны (в хорошем смысле) на детском лагере, по-своему болели этим. Работали с лагерями не только Новосибирской области, но и с черноморским побережьем. Одновременно с педагогической летней практикой в лагерях за три года мы разработали программу подготовки вожатых. Это выросло в отдельное направление нашей деятельности — вожатский клуб «Лето», который впоследствии стал кузницей вожатских кадров не только для нашего центра, но и для многих лагерей области.

Клуб существует до сих пор. В нем проходило достаточно насыщенное двухгодичное обучение для вожатых. Каждую неделю будущие вожатые не только слушали лекции, но занимались на практикумах: игровом, оформительском, музыкальном, танцевальном и т. д. Большинство занятий проходили в интерактивном режиме, чтобы привить вожатым необходимые навыки для работы с детьми разных возрастных групп. Фундаментальность подготовки дает свои результаты — наши вожатые востребованы, в том числе и во всероссийских детских центрах. Я как кандидат психологических наук уделяю особое внимание психологической подготовке и внедряю ее в нашу программу. Самое приятное, что и сейчас подготовленных нами вожатых ценят по всей стране. Удивительно, что этим летом преимущественно лагеря приостановили свою работу, но наша авторская программа для подготовки вожатых пользуется популярностью всю осень. Заявки идут, люди учатся, несмотря на спад активности в нашей отрасли.

— В чем особенность коллектива вашего центра?

На сегодня 70% нашей команды — это выращенные нами вожатые, бывшие когда-то нашими лагерными детьми. Многих членов команды «Магистра» мы помним еще шестилетними детьми, когда они были участниками наших проектов. Некоторые пробивались сначала в помощники вожатых, а затем им доверяли руководство детскими группами. Конечно, проще работать с людьми, которые выросли вместе с нами. Мы сразу понимаем, что это человек, который проникся нашей философией и системой ценностей, он ее разделяет и принимает. Мы очень хорошо понимаем, когда в человеке сформировался определенный культурный код, так необходимый в работе с детьми. Таких историй очень много. Например, Екатерина Быкова с шестилетнего возраста ездила к нам на смены, а сейчас работает методистом и психологом наших лагерных проектов.

— Вы продолжаете развивать образовательную составляющую в Центре?

Сейчас мы проводим семинары и вебинары для руководителей и педагогов детских лагерей. Такие мероприятия только за два осенних месяца провели в Анапе, Самаре, Евпатории, Краснодаре, Уфе. Последний, ноябрьский, прошел в Новосибирске, но уже в формате онлайн. Из этого образовательного направления выделилась наша международная научно-практическая конференция. На прошлой неделе мы провели уже четвертую конференцию (опять же в режиме онлайн), собрали более 1800 участников со всей России, а также из Украины и Казахстана.

Конференция создана для профессионалов сферы детского отдыха, ученых, практиков. Мы с участниками конференции рассмотрели формат детского лагеря со всех сторон: с позиции педагогики, менеджмента, социологии. Сами же мы относимся к лагерю, как к уникальному социокультурному феномену. Это своя субкультура, со своей уникальной историей и традициями, ценностями и именами, уникальный социокультурный феномен. Поэтому мы разрабатываем сейчас важнейшую тему — корпоративной культуры в детском отдыхе и культурного кода детского лагеря.

 — Расскажите, как появился ваш самый популярный проект «Зажги звезду!».

В конце 90-х я начал плотно заниматься возрастной психологией в НГПУ. Родилась идея создать уникальную программу личностного роста, адаптированную для подростков. Аллегория строилась на том, что у каждого ребенка внутри теплится некий огонек, так называемая звездочка, о которой могут не догадываться ни родители, ни сам ребенок. Поэтому мы взяли на себя миссию зажечь эту звезду, отсюда и появилось название. Программа включала мощный психологический блок, где ребенок на тренингах узнавал больше о себе, о межличностном общении, о своих эмоциях и способах избегания всяких неприятностей. В этом нам помогали наши коллеги — психологи педагогического университета, они рассказывали детям о конфликтах, об их причинах, почему может что-то не ладиться в отношениях с родителями, со сверстниками. Помимо этого, было еще два блока, ориентированные на досуг и развитие творческих способностей.

Как раз в начале двухтысячных годов из школы постепенно «вымылась» воспитательная составляющая, и ребенку в школе стало трудно реализовать свой творческий потенциал. И мы поняли простую истину: чем хуже с этим в школе, тем лучше должно быть у нас. Программа быстро набрала обороты, в первую смену было всего 50 участников, на второй год их было более сотни. Именно из программы «Зажги звезду!» выросли наши другие амбициозные, успешные проекты, которые начали стремительно развиваться.

— Какой из последующих проектов особенно полюбился детям?

Это, конечно же, лагерь приключений «Алые паруса». Он вырос из простого «морского отряда» в нашей «Зажги звезду!». На одну из смен мы зафрахтовали для наших детей парусные катамараны и обучали детей навигации, устройству катамарана, правилам поведения на воде и выживания в живой природе. В итоге подготовленную детскую группу на два дня отправили в путешествие на один из островов Обского моря. После этого пилотного заезда дети остались в таком восторге, что мы и создали целый лагерь приключений «Алые паруса». Арендовали лагерь на 140 человек в районе Бурмистрово и разработали тематические смены.

Наши дети, проживая в корпусе со всеми удобствами, отчаянно боролись за право провести ночь в палатке. Через два года смены были настолько наполнены, что мы на территории лагеря разбили палаточный городок, но все равно мест для всех желающих не хватало. Мы организовали разные тематические активности: была и стрельба из лука, и веревочные курсы, и походы, и морские путешествия. Очень часто приезжали дети, которым уже некуда ставить штампы в загранпаспорт, им не нужны были Мальдивы, Бали — они слезно просили родителей отправить их в «Алые Паруса». Часто родители удивленно спрашивали: «Что вы там в лагере с детьми делаете, что они так рвутся к вам?» А мы с ними просто работаем.

 — Как вы трансформируете бизнес в текущей ситуации?

Еще год назад мы взяли ориентацию на обучение — на то, с чего начинали. Мы разработали программы дополнительного образования для детей и взрослых, повышения квалификации для педагогов школ и детских лагерей. Воспитательная составляющая опять возвращается в школы, и это хорошо. Правда, в каком виде это будет реализовано, еще мало кто себе представляет — мы же в этом можем помочь. Жалко, что сфера детского отдыха в том виде, в котором она существует, никому оказалась не нужна. Именно поэтому сейчас время настало время поиска новых форматов.

— Из-за пандемии досуг школьников переходит в онлайн-формат. Как вы к этому относитесь?

В марте мы сами провели онлайн-смену. И в это же время мониторили интернет на предмет существующих вариантов данного формата. Их оказалось много. Но сильного воспитательного эффекта, как от посещения лагеря, конечно, нет. Онлайн-лагерь — это скорее форма занятости, а не детский отдых. Я считаю, что это тупиковая ветвь детского отдыха. По итогам дистанционного обучения наших детей и проведения данных онлайн-смен количество детей, которые стоят в очередь к психологам и психотерапевтам, увеличилось в два раза с мая этого года. Мы говорим об уже сформированной гаджет-зависимости у наших детей. С этим необходимо очень серьезно работать.

Помню, мы проводили зимний фестиваль «Тинейджер» на площадке «Тимуровца». Было около 45 градусов мороза, в корпусах температура стояла около 18 градусов ниже ноля, но при этом никто из детей не хотел возвращаться домой — было тепло, комфортно, весело. Взволнованные родители приезжали и в итоге обнаруживали, что дети довольны и не хотят никуда уезжать. Такие впечатления никогда не заменит никакой интерактив перед монитором, опосредованное гаджетом общение.

А технологии онлайн-смен и онлайн-лагерей появились от безысходности — нужно было хоть что-то делать с детьми в условиях самоизоляции. Все лагеря, которые отработали в офлайне летом 2020 года, остались в минусе, потому что были жесткие ограничения по количеству детей и другие ограничения. Многие директора считают, что лучше бы они совсем не открывались.

Сейчас зимняя оздоровительная кампания для детей области, к сожалению, как и летняя, приостановлена. Поэтому я стараюсь попасть на встречу к губернатору Новосибирской области, чтобы поднять вопрос о судьбе нашей отрасли — ей грозит реальная гибель. Другая сторона вопроса, главная для нас — дети. Им во время неорганизованного зимнего отдыха грозит масса опасностей. Думаю, такой исход не устроит никого, поэтому важно построить конструктивный диалог между властью и профессиональным сообществом, чтобы стороны услышали друг друга. Мы обязательно должны найти конструктивный выход из сегодняшнего сложного положения.

ООО «Центр детского и молодежного отдыха «Магистр»
ОГРН 1065407139203
Новосибирск, ул. Ленина, 12, офис 706
Тел.: +7 383 223-10-26, +7 383 222-26-67, +7 913 207-14-61
magistr.info
m2222667@yandex.ru
6+

По заказу Автономной некоммерческой организации «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Тел. 8-800-600-3407
mbnso.ru

Центр «Мой бизнес» открыт в Новосибирске в сентябре 2020 года и оказывает комплексную поддержку предпринимателям по принципу «одного окна». Ключевая задача центра — вовлечь в предпринимательство, подержать бизнес-идеи, помочь создать, вести и развивать малый и средний бизнес региона.

Реклама

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ