О том, как в текущих условиях обстоят дела с урегулированием проблемной задолженности корпоративных клиентов, рассказала заместитель председателя Сибирского банка ПАО Сбербанк ТАТЬЯНА ЧЕРНИКОВА.
— Татьяна Ивановна, как пандемия коронавируса повлияла на работу банка с проблемными активами?
— Ситуация с пандемией потребовала от нас максимально оперативного реагирования. Это касается всех направлений бизнеса, и проблемных активов тоже. При этом Сбербанк обеспечил бесперебойную работу подразделений, разработал специальные программы для упрощенного порядка урегулирования задолженности.
— Что принципиально изменилось в методике работы?
— Я назову три основных момента. Первый — это мораторий на введение процедур банкротства. Речь идет о постановлении правительства, вступившем в силу в апреле этого года. Мораторий действует в отношении отдельных категорий должников, представляющих системообразующие или наиболее пострадавшие от коронавируса отрасли. Второй — специальные условия, касающиеся реструктуризации проблемной задолженности. И третий — это новые условия выдачи кредитов. Под новыми условиями я имею в виду ряд программ государственной поддержки, среди которых можно выделить льготное кредитование под 0% и 2%.
— Увеличился ли портфель просроченной задолженности?
— С одной стороны, увеличился рост проблемной задолженности, но благодаря соответствующим мерам, которые мы предпринимали на протяжении года и которые действуют сейчас, она не стала просроченной. Мы оптимистично настроены и считаем, что совместно с нашими клиентами уже в следующем году вернемся к прежним показателям обслуживания долга.
— Несколько лет назад вы анонсировали интернет-площадку Portal DA как канал продаж, куда будут переведены все активности по реализации залогового имущества. Получилось ли осуществить планы?
— Да, безусловно. Портал набрал хорошие обороты за это время. Сегодня на площадке размещаются более 8 тысяч различных активов на общую сумму более 200 миллиардов рублей. Это коммерческая и жилая недвижимость, производственные предприятия, оборудование, сельхозактивы, участки, автомобили и спецтехника. Заключено более 500 сделок на общую сумму свыше 13 миллиардов рублей.
Площадка отражает весь цикл продажи залога. После принятия решения о реализации дефолтной стратегии на портале отражается информация об имуществе должника, подлежащем реализации. После введения конкурсного производства данные об активах в автоматическом режиме дублируются на различные рекламные сайты по продаже недвижимости, оборудования и т. д. Безусловным каналом продаж жилой недвижимости также служит сервис «Домклик», входящий в экосистему Сбербанка.
Для менеджеров по реализации внедрена CRM-система, где отражается и хранится вся история взаимодействия с клиентами. Портал интегрирован в различные электронные торговые площадки, что обеспечивает получение данных о ходе торгов в режиме онлайн. После поступления средств от продажи в банк сделка на Portal DA закрывается, актив снимается с витрины.
— Какие возможности дают подобные площадки продавцам и покупателям залоговых активов?
— Для продавца — доступ к полноценной базе профессиональных инвесторов, заинтересованных в приобретении активов, развитии бизнеса, инвестировании в проекты, имеющие потенциал для получения прибыли. Это обеспечивает эффективную продажу активов в короткий срок по справедливой стоимости. Для покупателя — возможность в формате «единого окна» быстро найти нужный актив, не прибегая к использованию множества различных источников.
По нашим данным, сегодня Portal DA — единственный ресурс, на котором объединена информация о продаже активов для бизнеса, продавцами которых выступают федеральные и региональные банки, арбитражные управляющие, крупные отраслевые компании.
— Кто может стать покупателем, какая база покупателей уже есть и какая планируется, например, к концу года?
— Покупателями могут быть как юридические, так и физические лица, у которых отсутствует негативная история взаимоотношений со Сбербанком. Что касается базы клиентов, то сегодня уже более 19 тысяч человек пользуются сервисом Portal DA, причем каждый день к нему подключается более 200 новых пользователей. Соответственно, мы рассчитываем, что к концу 2020 года база увеличится еще на несколько тысяч человек.
— Как и по каким признакам вы узнаете о проблемах бизнеса, если нет никакой просрочки перед банком?
— В Сбербанке предусмотрена система мониторинга деятельности и финансового положения наших клиентов по кредитным продуктам. Есть определенная периодичность, с которой мы проводим анализ деятельности, выезжаем на место ведения бизнеса, производим осмотр и актуализацию стоимости активов. Это позволяет оперативно выявлять отклонения и управлять ими — и в конечном счете не допустить возникновения просроченной задолженности.