Активы — не проблема: как можно решить вопрос задолженности корпоративного сектора

О том, как в текущих условиях обстоят дела с урегулированием проблемной задолженности корпоративных клиентов, рассказала заместитель председателя Сибирского банка ПАО Сбербанк ТАТЬЯНА ЧЕРНИКОВА.

— Татьяна Ивановна, как пандемия коронавируса повлияла на работу банка с проблемными активами?

— Ситуация с пандемией потребовала от нас максимально оперативного реагирования. Это касается всех направлений бизнеса, и проблемных активов тоже. При этом Сбербанк обеспечил бесперебойную работу подразделений, разработал специальные программы для упрощенного порядка урегулирования задолженности.

— Что принципиально изменилось в методике работы?

Я назову три основных момента. Первый — это мораторий на введение процедур банкротства. Речь идет о постановлении правительства, вступившем в силу в апреле этого года. Мораторий действует в отношении отдельных категорий должников, представляющих системообразующие или наиболее пострадавшие от коронавируса отрасли. Второй — специальные условия, касающиеся реструктуризации проблемной задолженности. И третий — это новые условия выдачи кредитов. Под новыми условиями я имею в виду ряд программ государственной поддержки, среди которых можно выделить льготное кредитование под 0% и 2%.

— Увеличился ли портфель просроченной задолженности?

— С одной стороны, увеличился рост проблемной задолженности, но благодаря соответствующим мерам, которые мы предпринимали на протяжении года и которые действуют сейчас, она не стала просроченной. Мы оптимистично настроены и считаем, что совместно с нашими клиентами уже в следующем году вернемся к прежним показателям обслуживания долга.

— Несколько лет назад вы анонсировали интернет-площадку Portal DA как канал продаж, куда будут переведены все активности по реализации залогового имущества. Получилось ли осуществить планы?

Да, безусловно. Портал набрал хорошие обороты за это время. Сегодня на площадке размещаются более 8 тысяч различных активов на общую сумму более 200 миллиардов рублей. Это коммерческая и жилая недвижимость, производственные предприятия, оборудование, сельхозактивы, участки, автомобили и спецтехника. Заключено более 500 сделок на общую сумму свыше 13 миллиардов рублей.

Площадка отражает весь цикл продажи залога. После принятия решения о реализации дефолтной стратегии на портале отражается информация об имуществе должника, подлежащем реализации. После введения конкурсного производства данные об активах в автоматическом режиме дублируются на различные рекламные сайты по продаже недвижимости, оборудования и т. д. Безусловным каналом продаж жилой недвижимости также служит сервис «Домклик», входящий в экосистему Сбербанка.

Для менеджеров по реализации внедрена CRM-система, где отражается и хранится вся история взаимодействия с клиентами. Портал интегрирован в различные электронные торговые площадки, что обеспечивает получение данных о ходе торгов в режиме онлайн. После поступления средств от продажи в банк сделка на Portal DA закрывается, актив снимается с витрины.

— Какие возможности дают подобные площадки  продавцам и покупателям залоговых активов?

Для продавца — доступ к полноценной базе профессиональных инвесторов, заинтересованных в приобретении активов, развитии бизнеса, инвестировании в проекты, имеющие потенциал для получения прибыли. Это обеспечивает эффективную продажу активов в короткий срок по справедливой стоимости. Для покупателя — возможность в формате «единого окна» быстро найти нужный актив, не прибегая к использованию множества различных источников.

По нашим данным, сегодня Portal DA — единственный ресурс, на котором объединена информация о продаже активов для бизнеса, продавцами которых выступают федеральные и региональные банки, арбитражные управляющие, крупные отраслевые компании.

— Кто может стать покупателем, какая база покупателей уже есть и какая планируется, например, к концу года?

Покупателями могут быть как юридические, так и физические лица, у которых отсутствует негативная история взаимоотношений со Сбербанком. Что касается базы клиентов, то сегодня уже более 19 тысяч человек пользуются сервисом Portal DA, причем каждый день к нему подключается более 200 новых пользователей. Соответственно, мы рассчитываем, что к концу 2020 года база увеличится еще на несколько тысяч человек.

— Как и по каким признакам вы узнаете о проблемах бизнеса, если нет никакой просрочки перед банком?

В Сбербанке предусмотрена система мониторинга деятельности и финансового положения наших клиентов по кредитным продуктам. Есть определенная периодичность, с которой мы проводим анализ деятельности, выезжаем на место ведения бизнеса, производим осмотр и актуализацию стоимости активов. Это позволяет оперативно выявлять отклонения и управлять ими — и в конечном счете не допустить возникновения просроченной задолженности.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ