Насколько энергична партийная игра в Новосибирской области?

Убедительно ли партии работают перед выборами в Новосибирской области и как это отразится на явке? Какую цель на самом деле преследуют некоторые игроки, ввязываясь в региональную кампанию?

«До боли в глазах»

До голосования за новых депутатов в Новосибирской области остался месяц. Понемногу кандидаты и партии начинают «окучивать» дворы и агитировать за себя. Наверное, нет резона торопиться, если считать, что память потенциального избирателя может не удержать нужный бренд до самого дня выборов. В «наружке», напротив, недостатка нет. Мягко говоря. Новосибирские выборы — 2020 у многих ассоциируются в первую очередь с рябью мятно-черных плакатов. Какое впечатление производит на искушенных наблюдателей за электоральными процессами работа 10 партий, которых избирательная комиссия допустила к региональной кампании?

Не заметить появление некоторых новичков на электоральном поле Новосибирской области фактически невозможно. Бросалось в глаза не только обилие плакатов перед самым стартом сбора подписей, без которых допуска к кампании не получить. Легкое недоумение наблюдателей вызвал тот факт, насколько реально новыми для новосибирской политики оказались все имена в партийных списках.

Особенно отличились «Новые люди». Во-первых, количеством добровольно снявшихся одномандатников, в Законодательном собрании 6 из 8 «утративших статус выдвинутого кандидата» — именно от «Новых людей». Позже остальные 24 выдвиженца получили отказ в регистрации. То есть по одномандатным округам в партии вообще никого выставить не смогли. Зато партсписок зарегистрировали. Другое дело, оставляет ли это шанс хотя бы на один мандат в региональный парламент?

Олеся Вальгер, координатор движения «Искалеченный Новосибирск», которая много лет состоит в партии «Яблоко», замечает, что реалистичные расходы на организацию сбора подписей стоит рассчитывать как 100–150 рублей за одну. После публикации финансовых отчетов можно будет оценить, насколько реальным был этот сбор автографов в поддержку «Новых людей». «Впрочем, в некоторых партиях доступ к административному ресурсу делает этот процесс менее прозрачным. Например, руководитель строительной компании способен «убедить» работников подписаться в его поддержку на рабочем месте. Это неэтично, но вполне законно. На избирательных счетах такой способ сбора подписей отразится минимально», — рассуждает Олеся Вальгер.

АПЭК: «Новосибирская область – ярко выраженный конкурентный предвыборный регион»

50 тысяч подписей в избирком принес сам лидер «Новых людей», владелец компании Faberlic Алексей Нечаев. Зачем столько, если бы с лихвой хватило и половины? Наверное, чтобы показать широту народной поддержки. Хотя скорее — возможности сетевого маркетинга. Только отчего же одномандатники «Новых людей» на том же самом подписном фильтре срезались?

На вопрос, кто заметнее на этих выборах в Новосибирской области, известный новосибирский маркетолог и пиар-специалист Дмитрий Петров сопровождает упоминание «Новых людей» определением «до боли в глазах». «Угадал все буквы, не угадал слово — это про них. Заполонили город рекламой, пройти нормально регистрацию кандидатов не смогли», — Дмитрий Петров ставит партию в число партий-спойлеров.

Признаками, которые позволяют отнести структуру в разряд спойлерских, он считает, например, размытость посылов. «Что значит «люди важнее»? Важнее чего? Или кого? Важны в принципе? Кто-то с этим спорил? Это общие слова. Ни одна фамилия, кроме Нечаева, владельца Faberlic, мне ни о чем не говорит. Похоже на бизнес-проект», — констатирует маркетолог.

По мнению директора Агентства системных политических исследований Алексея Голомазова, «Новые люди» — главное разочарование этих выборов. «Вложив много средств на старте, они не смогли корректно собрать подписи за кандидатов, в горсовет зарегистрировали только трех. Это еще раз подтверждает то, что за короткий срок без развитой партийной структуры трудно развернуть масштабную кампанию. В 2007 году сделала мощный агитационный заход новая на тот момент партия «Справедливая Россия». Она использовала тогда не только вливания обширных финансовых средств, но и опиралась на узнаваемые фигуры. У «Новых людей» таких нет, нет лидеров общественного мнения», — подчеркивает политолог.

Иллюзия выбора

Интересующимся новосибирской политикой и участвующим в ней людям ни о чем не говорят имена подавляющего большинства кандидатов проектов, родившихся непосредственно перед выборами (представителей «За правду», «Новых людей»), основной части выдвиженцев других партий, за исключением разве что «парламентской четверки» или «Родины».

У координатора движения «Искалеченный Новосибирск» Олеси Вальгер сложилось впечатление, что кандидаты набраны по объявлению. «Много студентов, безработных. За исключением «парламентской четверки», ни у одной партии нет списков, наполненных достаточно узнаваемыми фигурами», — говорит собеседница корреспондента «Континент Сибирь». Речь не просто об известных именах — о дефиците кадров, которые хоть как-то активно, деятельно проявили себя в городе и области. «Ни на публичных слушаниях, ни на круглых столах по обсуждению городской повестки я этих людей не встречала никогда», — отмечает Олеся Вальгер.

Примерно о том же говорит глава Scientific Future Management Андрей Бекарев. Происходящее перед выборами в Новосибирске его не вдохновляет на то, чтобы пойти на избирательный участок. «Что, например, значит «Новые люди»? Генно-модифицированные? Новые в политике? Мало быть просто новым, человек должен заработать свое место конкретными действиями, убеждениями, принципами, за которые он стоит. То, что происходит сейчас, — это создание видимости политического процесса. Есть интересы, договоренности, согласованные действия. А для избирателей — иллюзия выбора», — выражает бизнесмен субъективное мнение в беседе с «Континентом Сибирь».

«Партия прямой демократии» выходит из избирательной кампании в Новосибирской области

У «Партии Роста», «Партии пенсионеров», которые тоже участвуют в кампании–2020, в Новосибирской области нет представительства в Законодательном собрании. Они не особо рвались заявить о себе, пока не подошло время регистрировать списки на очередные выборы. Собеседники «Континента Сибирь» сомневаются в реальном стремлении этих партий посадить пул своих людей в региональном парламенте.

В число партий, которые сейчас также работают не на Законодательное собрание, а скорее на выборы в Госдуму, которые пройдут в следующем году, политические наблюдатели записывают и новорожденные проекты — «Новые люди», «За правду». «Сейчас они поконкурируют между собой, чтобы потом на выборах в Госдуму, особенно в протестных регионах, отнимать голоса у партий, которые могли бы преодолеть 3- или 5-процентный барьер», — говорит Олеся Вальгер. Ну и, конечно, нельзя игнорировать точку зрения, согласно которой фонтаноподобная активность спойлеров имеет поставленной сверху целью не столько собственный успех, сколько дезориентацию избирателей, в одном случае несистемной оппозиции (самой претендующей стать «новыми людьми» во власти), в случае «Партии пенсионеров» — возможных сторонников КПРФ.

В фоновом режиме

Возьмем лишь небольшой период с 2016 года — когда оформился проект, во главе которого стоит федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, «Партия Роста». Все одномандатники этой организации в Новосибирской области с выборов в Госдуму снялись добровольно. В 2019 году «ПР» выдвинула известного в 1990-х бизнесмена Сергея Проничева в мэры Новосибирска. Он тоже досрочно вышел из кампании, так и не удостоив городское сообщество объяснениями, «что это было», засвидетельствовав тем самым уровень своего уважения и горожанам, и партии.

«Партия пенсионеров» одномандатников на выборы в Госдуму в Новосибирской области не выставляла, по спискам набрала 1,8%. В выборах мэра Новосибирска вовсе не участвовала. Странички новосибирского отделения этой организации в соцсетях «ВКонтакте» и Facebook начинаются с записей, созданных в июне этого года. Единицы инфоповодов с участием этой структуры. Трудно вспомнить вообще что-то, кроме митинга против повышения пенсионного возраста, в котором они поучаствовали в 2018 году.

Чем выделяется «Партия пенсионеров» на выборах–2020 в Новосибирской области, так это запоминающимися баннерами. На одном достойной пенсии требует 37-летний генеральный директор ООО «Прогрессстройгрупп», «номер два» регионального списка, на другом — инфернальная фигура в шапке с рогами поднимает руку, словно призывая паству.

Справедливости ради отметим, что первым номером в списке партии действительно идет пенсионерка Галина Бизяева. Замыкает тройку 47-летний председатель правления регионального отделения Сергей Зимнухов, эксперт отдела по организации и проведению мероприятий «Центра гражданского, патриотического воспитания и общественных проектов».

Алексей Голомазов говорит о работе малых партий как о кампаниях «лишь в фоновом режиме». «Партия пенсионеров» подсвечивает «левое» крыло, «За Правду» играет на патриотизме, «Партия Роста» должна аккумулировать предпринимателей, но по факту остается фактически незаметной. Если что-то и появляется, сразу теряется в информационном шуме», — ставит оценку политолог.

В Новосибирске старт продаж квартир в ЖК «Чкалов»-2

В Новосибирске старт продаж квартир в ЖК «Чкалов»-2

Заметны на улицах города плакаты «Родины». Особенно в правобережье Новосибирска, ближе к Калининскому району, где живет основной электорат партии, вернее, ее лидера Вячеслава Илюхина. За пределами областного центра также партийная активность проявляется, но точечно — в зависимости от наличия работающей ячейки, представительства в местных депутатских советах. Официальный сайт регионального отделения не щедр на новости о партийной жизни и заявления лидера.

По ощущениям некоторых собеседников «Континента Сибирь», новосибирская «Родина» остается прежде всего организацией, которую вот уже 4 года возглавляет харизматичный депутат Вячеслав Илюхин. В городе партия представлена наружкой с изображением и других кандидатов, но Илюхина все же визуально больше. Дмитрий Петров в беседе с корреспондентом «Континента Сибирь» обращает внимание на «разнообразие» наружного контента: «Возможно, таким образом Илюхин использует бренд «Родины» для повышения собственного рейтинга. Хотя, наверное, не лучший способ. Если же «Родина» за счет Илюхина пытается улучшить свои позиции, тоже странный ход, который вряд ли приведет к синергии», — рассуждает эксперт.

Алексей Голомазов подчеркивает, что «Родина» делает ставку прежде всего на Пашино — территорию Вячеслава Илюхина. «В области сильных кандидатов, помимо него, нет. Немного заметен только журналист Николай Сальников», — отмечает политолог.

Что касается «парламентской четверки», партии проявляют себя и визуально, и в информационном поле — не только в предвыборный период. Ресурсов, возможностей, кадров для этого у них объективно больше, чем у «малых» политических организаций. Накануне избирательной кампании предсказуемо наращивают активность и большие структуры. «Масштабная работа заметна только со стороны двух партий — «Единой России» и КПРФ, — подчеркивает Алексей Голомазов. — У «ЕР» наблюдается определенное разделение между освещением партийных проектов, рупором которых является губернатор, и агитацией отдельных кандидатов. Ряд действующих депутатов скрывает логотип партии на своих листовках и плакатах».

Олег Торопкин

Олег Торопкин: «Быль о взаимоотношениях бизнес-сообщества и власти»

По словам собеседника «Континента Сибирь», кандидаты КПРФ, напротив, акцентируют внимание на партийный бренд: «Ведут агитацию в едином стиле на ассоциировании с лидером списка мэром Анатолием Локтем. Сами агитационные материалы коммунистов по дизайну практически не отличаются от тех, что были на предыдущих выборах», — говорит эксперт.

У Дмитрия Петрова при оценке предвыборных сигналов «Единой России» складывается впечатление диалога. «Слоган «ЕР» «Партия заботы и уважения» — по сути, вовлечение в полемику с Алексеем Навальным и его фондом борьбы с коррупцией, который много лет прокачивает одно и то же определение в адрес «ЕР». Со стороны «единороссов» выглядит как вовлечение в игру политического противника и как оправдание: «На самом деле мы — партия внимания и заботы», — рассуждает Дмитрий Петров.

Олеся Вальгер также отмечает факт обилия предвыборной «наружки» в Новосибирске, причем от разных партий — не только тех, что явно ассоциируются с доступом к административному и финансовому ресурсу. «Согласовать размещение билбордов непросто. На самом деле реально работающие активисты обычно не пытаются завесить город своими плакатами. Это дикие деньги, а эффект неочевиден. Вероятно, некоторые фигуры и партии наращивают узнаваемость к выборам в Госдуму 2021 года. Откуда финансы? Это уже другой вопрос», — замечает координатор «Искалеченного Новосибирска».

Дмитрий Петров обращает внимание на то, что партии адресуют избирателям общие слова, в основном избегают нажима на, пусть точечные и локальные, но реально волнующие граждан проблемы. Хотя пандемия, ухудшение экономической ситуации в России и просто обилие нерешенных местных вопросов открывают возможности. «Я не говорю об акциях в поддержку Белоруссии или Хабаровска — в Новосибирске масса локальных проблем. Что такое «Человек против системы», «Люди важнее», «Будет Рост», «партия заботы»? О чем это? Если бы какая-то из структур сказала: ликвидация вони, регулярно накрывающей Новосибирск, — это наша партийная задача № 1 (а не условно 56 в списке программных целей)… Не только я пошел бы на участок и отдал голос за эту партию. Проблем столько — пыль, дефицит парков… На все партии хватит, они бы их разобрали — народ массово пошел бы на выборы, явка была настоящей», — заключает Дмитрий Петров. Прошлые региональные выборы проигнорировали 70% избирателей.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ