Tele2 все-таки «подключает» Горный Алтай – почему именно сейчас?

5 августа генеральный директор компании Tele2 Сергей Эмдин провел онлайн-пресс-конференцию, на которой анонсировал скорый приход оператора в Республику Алтай, последний из сибирских регионов, где он пока не присутствует. «Континент Сибирь» попробовал разобраться в том, насколько реальны такие перспективы, какие результаты это принесет региону и самому оператору.

«Мы предоставляем услуги связи в Горном Алтае на базе сетей наших партнеров, — сообщил в конце 2019 года в интервью «Континенту Сибирь» директор макрорегиона «Сибирь» Tele2 Дмитрий Кромский. — Пока это решение нас устраивает больше, чем запуск собственной сети». В следующем году многие планы пришлось изменить — в том числе и этот. Tele2, по словам Сергея Эмдина, готова зайти в Горный Алтай и уже даже известны сроки: «Мы планируем осуществить полноценный запуск до конца третьего квартала, — сообщил он. — Наиболее вероятная дата — конец августа или начало сентября». Но окончательный дедлайн — конец третьего квартала.

В Tele2 объяснили, что сеть в регионе уже работает, правда, пока только в тестовом режиме. «В июле — начале августа больше десяти тысяч клиентов Tele2 посетили Республику Алтай в качестве туристов, это даже больше, чем мы ожидали», — констатировал Сергей Эмдин.

Когда сеть в Горном Алтае заработает, Сибирский федеральный округ окажется полностью «закрыт» сетью Tele2, а общее число регионов присутствия оператора увеличится до 68.

Тем не менее полного покрытия региона на первом этапе ждать не стоит: Tele2 планирует для начала подключить наиболее «тяжелые» в плане трафика участки: Горно-Алтайск, населенные пункты вдоль Чемальского тракта и отдельные курортные зоны. Также Сергей Эмдин сообщил о том, что в республике будут запущены сети второго и четвертого поколений, диапазон частот которых будет расширен. Клиенты вряд ли ощутят недостаток технологии 3G при наличии высокоскоростного мобильного интернета четвертого поколения, сообщили в Tele2.

Почему именно сейчас?

Первопричиной большинства форс-мажоров первой половины 2020 года стала, безусловно, пандемия коронавируса и ее последствия. Хотя для телеком-отрасли, и Tele2 в частности, карантин, вызвавший «диджитализацию» потребительской модели, по словам Сергея Эмдина, не вызвал радикального поворота курса в другую сторону. В основном он привел к тому, что планы компании на 2021–2022 годы по проникновению цифровых услуг, наращиванию мощности сигнала, улучшению качества связи пришлось сдвинуть на 2020 год. И осуществить в течение нескольких недель. Например, как признался Сергей Эмдин, на внедрение той же бесконтактной продажи SIM-карт с доставкой и самостоятельной активацией оператор потратил бы около полугода, а не считанные дни — если бы не коронавирус. Конечно, пандемия не могла не ударить по работе и финансовым показателям самих операторов, вдобавок к уже скопившимся к началу кризиса проблемам. «Операторы тоже пострадали от пандемии, хотя об этом мало кто задумывается, — констатирует Сергей Эмдин. — То, что мы смогли работать во время кризиса, и то, что у нас работы даже прибавилось, не означает, что это привело к росту выручки».

Дмитрий Кромский: «Людям нужен один и тот же набор услуг. Разница лишь в объемах»

Особенно наглядно это видно, по его словам, на выручке с трафика. При годовом приросте числа абонентов в районе 5% (в основном за счет переходов от других операторов) потребляемый ими трафик прибавляет около 60%. Но на выручку это, как оказалось, не влияет. Помимо снижения ARPU (Average Revenue Per User), или выручки с одного пользователя, о котором вся телеком-отрасль говорит уже много времени, Сергей Эмдин констатировал еще и спад выручки с одного проданного гигабайта. Почему так получилось? С одной стороны, пользователи, многие из которых подсознательно воспринимали мобильный интернет как «еще одну коммунальную услугу», о которой вспоминали, только когда она переставала работать, с наступлением карантина стали оценивать ее более пристально — в том числе в сторону оптимизации. За эти месяцы уровень исчерпания пакетных тарифов, на которые приходится не меньше 90% продаваемого Tele2 трафика, существенно вырос. С другой — монетизировать форсированный рост трафика за счет, например, тех, кто стал работать из дома, получалось не всегда.

Сказалось на доходах операторов и сокращение числа активных SIM-карт. «Если у абонентов было несколько SIM-карт, они с началом карантина часто оставляли одну основную, блокируя все остальные», — пояснил Сергей Эмдин. И Tele2, пришедшая в Сибирь позже других федеральных операторов, порой оказывалась в уязвимом положении. Не везде, правда — в тех регионах, где «черный» оператор занимал лидирующие позиции (например, в Омской области), он только укрепился. Сейчас, по словам Сергея Эмдина, наблюдается обратный тренд — «периферийные» SIM-карты снова активируются. Как раз тогда, когда компания готовится зайти в Горный Алтай. И как раз во время туристического сезона.

Что это даст самой республике?

Пандемия коронавируса не отменила сезон отпусков, а сдвинула его начало на конец июня и слегка изменила географию, «переключив» отдыхающих на внутренний туризм. «Из-за сложившихся обстоятельств в этом году основной турпоток, конечно, сократился по сравнению с прошлым и переключился на российские курорты, — отметил генеральный директор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. — Горный Алтай в списке курортов занимает одно из ведущих мест, наряду с такими, как Сочи и Крым».

Что касается тарифов уже работающих в Горном Алтае операторов, по словам Сергея Эмдина, приход Tele2 в регион может привести к снижению их стоимости — даже несмотря на высокий уровень проникновения услуги. Примером могут стать Ярославская и Ивановская области, куда Tele2 зашла в прошлом году. Денис Кусков с этим также согласился: «Я крайне положительно рассматриваю возможность подключения данного курортного региона. Думаю, это будет не только способствовать повышению лояльности существующих абонентов Tele2, но и позволит улучшить качество работы других операторов».

«Ситуация, безусловно, будет зависеть от рыночной, в первую очередь ценовой, политики Tele2, а также от сетевого покрытия. При этом практика показывает, что при выходе четвертого игрока цены в регионе, как правило, снижаются – добавил управляющий партнер аналитического агентства TMT Consulting Константин Анкилов. – Новый игрок заинтересован в наборе абонентской базы, но новых услуг предложить не может, поэтому может играть в первую очередь новыми тарифами. Конкуренты в случае оттока абонентов вынуждены защищаться и отвечать. Насколько это случится в Горном Алтае – будет зависеть от указанных факторов. В любом случае радикальных изменений не последует, но в целом для абонентов это хорошая новость».


Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу телекоммуникационного бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ