Сфера услуг по организации деловых мероприятий одной из первых попала под удар коронавирусных ограничений. Фактически, деятельность всех event-агентств страны и мира оказалась под запретом из-за моратория на проведение массовых мероприятий, который действует с конца марта по сегодняшний день. Немногие смогли перестроиться и успешно сменить конференц-залы на вебинарные комнаты. Но и те, кому это удалось, быстро поняли, что интернет-пространство – вовсе не земля обетованная, как могло показаться на первый взгляд.
Наше коммуникационное агентство ZERNO в Новосибирске знают как сильную команду по продюсированию и организации деловых мероприятий. Воркшопы коммуникационного агентства SETTERS, мастер-классы топ-стилистов Александра Рогова и Сердара Камбарова, маркетинг-сопровождение конференции Vavilon c участием Дмитрия Портнягина — это наши проекты. Собственно, исключительно на событиях мы и специализировались до весны 2020 года.
Первые звоночки о том, что происходит что-то серьезное, мы получили в начале марта, когда готовили конференцию для сообщества предпринимателей Russian Business Community. На конференцию в Москве на полторы тысячи участников планировались выступления медийных и крупнейших предпринимателей, миллиардеров из списка Forbes. Так вот, когда первые договоренности были достигнуты, наши спикеры начали отказываться, ссылаясь всё чаще и чаще на коронавирус, на непредсказуемость обстановки. Это затормозило проект.
Следующий такой гонг прозвучал 14-15 марта, когда в Новосибирск приезжали организаторы Sold Out — это конференция для организаторов мероприятий. Во время выступления в Новосибирске они объявили, что отменяют свой масштабный форум в Питере, который должен был состояться через неделю. Представляете? Конференция была готова, рекламная кампания шла почти полгода. Это очень дорогой проект. А уже 18 марта в обеих столицах запретили проводить мероприятия на аудиторию больше 50 человек. Начались отмены конференций, форумов, выступлений.
Выжить нельзя закрыться
Мы к тому моменту составили очень плотную сетку мероприятий по всей России — это должны были быть собственные проекты и мероприятия для заказчиков. И уже 20 марта с партнером пришли к пониманию, что event-индустрии этой весной просто не будет. На сколько это затянется – неизвестно. Соответственно, у нас два варианта. Первый – увольнять всех, замораживать агентство. Второй – пробовать переходить в онлайн.
В Новосибирске состоялся первый самый масштабный онлайн бизнес-форум BizSib
Мы выбрали жить. И начали искать концепцию для онлайн-конференции, причем на хайпе решили организовать сразу две, параллельно, в разных нишах. И тут начался очень интересный путь погружения в тренды и тестирования гипотез.
Итак, за период пандемии мы организовали три онлайн-конференции. В конце апреля марафоном — 5 дней нон-стоп — у нас прошли самый масштабный онлайн бизнес-форум Сибири «BIZSIB» и двухдневный воркшоп «EVENT на 360˚» для организаторов событий. И 7 июня мы провели вторую онлайн-конференцию «BIZSIB».
Также в это время мы начали запускать свои тестовые онлайн-продукты, смотреть, что происходит, как это выглядит и так далее.
И в итоге мы увидели пять трендов, успевших с марта по июль родиться, достичь кульминации и разбиться вдребезги.
Пять иллюзий насчёт онлайн-мероприятий
В первую очередь, в event-кулуарах возникло ощущение эйфории: класс, сейчас все перейдут в онлайн, и мы, наконец-то, не привязаны к своему региону. Значит, можем делать что-то крупное, масштабное, на всю страну и даже мир! Но уже через пару недель всем, кто рванул в этом направлении, стало ясно: стирая границы географические, мы сужаем рынок и конкурируем теперь за одних и тех же людей.
Мы это отследили и поняли, что делать конференцию на всю Россию мы не будем, поэтому «BIZSIB» у нас был ориентирован на сибирский регион, наша задача была дать комплексный взгляд с учетом региональной специфики и это было правильной стратегией, опрос показал, что участники хотели именно этого. А вот с event-индустрией мы хотели поиграть, потому что видели, что есть только один сильный конкурент — это тот самый Sold Out. И на «EVENT на 360˚» собрали максимально топовых спикеров России, даже смогли заполучить Руслана Гафарова из Кремниевой Долины. Для организаторов из Новосибирска — это безусловно прорыв.
Но помимо конкуренции с расширившими границы организаторами событий со всей России, и крупными типа Синергии, и небольшими регионалами, мы пришли на территорию уже давно освоенную со своими правилами игры — это рынок онлайн-образования и инфо-бизнеса. И о них многие организаторы даже не думали. В общем, это было как покорение Америки, только закончившееся капитуляцией.
Вторая иллюзия была про то, что онлайн-аудитория больше, значит, больше денег. А расходов меньше – не нужно тратиться на площадку, кейтеринг, перелёты и гостиницы для спикеров и так далее. На самом деле, нет. Основные расходы конференции – это не площадка и питание, это рекламный бюджет и оплата сотрудников. Так вот эта часть нисколько не изменилась, и от этого мероприятие сильно дешевле не стало.
Не оправдался и третий миф о том, что живые встречи и онлайн – практически одно и то же, что для спикеров, что для слушателей. Попробовав один раз, многие отказались проводить это повторно, Онлайн-конференции потребовали создания совсем иной финансовой модели: не на продаже билетов, а на том, что происходит после конференции, и что вы делаете с той аудиторией, которая к вам пришла.
Также возник тренд на онлайн-корпоративы, и вот у него, на мой взгляд, есть будущее — я видела удачный кейс у коллег из Новосибирска. Для крупных компаний это находка: во-первых, дешевле – никаких расходов на питание и организацию, никаких перелетов для сотрудников из регионов, никакого алкоголя — наоборот, очень трезвая история с интерактивами, подготовкой в онлайне. Оказалось, что это очень удобно и позитивно.
Ну и в-пятых, у участников рынка было ожидание, что сейчас начнется дикая конкуренция интернет-сервисов за организаторов конференций, что все вебинарные комнаты кааак станут удобными! Что билетные сервисы максимально адаптируются под клиента, и кризис станет толчком для развития. Что же мы видим? Да, некоторые сервисы адаптировались, но не сказать, что изменения произошли кардинальные, скорее, локальные.
Что ждёт event-индустрию?
Сейчас многие задаются вопросом: будут ли люди посещать мероприятия в будущем, испугаются ли посещать места массового скопления людей и что выберут – онлайн или офлайн.
Лично я вижу, что события – это очень важная социальная составляющая, людям важно не только получать знания, информацию, но и иметь возможность общаться, чтобы это общение включало и эмоции, и тактильные, и визуальные аспекты. Я думаю, это как с онлайн-шопингом, онлайн-образованием – в момент, когда других вариантов не осталось, этот формат привлек внимание, наблюдался прирост пользователей, и скорее всего, будет дополнительное вливание денег на развитие таких компаний. Очевидно, что доля рынка расширилась. Но офлайн по-прежнему востребован, потому что это живое общение. Вероятнее всего, с точки зрения рынка событий и образования оба формата будут развиваться параллельно. Возможно, кто-то будет классно совмещать, но таких будет немного. Остальные переждут и вернутся к старым моделям.
Если говорить о нас, то мы в ZERNO AGENCY, на самом деле, вышли из гонки за мероприятия. Еще с прошлого года мы хотели сосредоточиться на продюсировании предпринимателей с точки зрения комплексного пиара. И кризис помог нам сменить направление. Наши планы – развиваться как коммуникационное агентство полного цикла, работать в первую очередь на бренды и личные бренды, где в общей стратегии мероприятие — это очень крутой инструмент для продвижения проектов, но не ключевой бизнес-процесс.