Как пандемия коронавируса повлияла на спрос на второе гражданство со стороны россиян?

Пандемия коронавируса, связанное с ней закрытие границ и ограничение свободы передвижения отразились на рынке получения второго гражданства жителями России и непосредственно Сибири. Многие представители бизнеса оказались не готовы мириться с ограничениями и осознали, что хотят иметь в кармане документ, который после открытия границ позволит им с минимальными препятствиями передвигаться по миру. Как изменился спрос на второе гражданство в материале «Континента Сибирь».

Covid как дополнительный катализатор спроса

Ситуация с коронавирусом послужила дополнительным драйвером роста числа запросов по получению второго гражданства. Этому поспособствовала обеспокоенность по поводу закрытых границ, неработающих правительственных учреждений, желания выехать или въехать куда-то с альтернативным паспортом. Часть вопросов касалась возможности получить (или начать оформлять) гражданство или вид на жительство (ВНЖ), находясь на карантине. Многие их тех, кто ранее откладывал решение вопроса о планировании местожительства, пришли к мысли о том, что при запертых границах, нелетающих самолетах и невозможности получить визу другой страны, целесообразно подумать о том, чтобы в следующем кризисе иметь в кармане основания (гражданство и паспорт или вид на жительство) быть в стране своего выбора вместе со своей семьей.

Основатель компании Migronis Citizenship Анатолий Летаев добавляет, что люди на себе прочувствовали валютные риски, поэтому увидели необходимость в более надежных инвестициях в будущем, а также задумались о дополнительном паспорте на случай реализации «плана В».

Впрочем, интерес к программам двойного гражданства рос еще до коронавируса. Если говорить о размере индустрии в целом, то на программы «Гражданство за инвестиции» по данным телеграм-канала «Гражданин мира» (основанного международной компанией Henley & Partners) в целом в мире приходится около $3 млрд в год, а на резидентские программы «Вид на жительство через инвестиции» — порядка $15 млрд в год. То есть размер отрасли еще на конец 2018 года составлял порядка $18 млрд. Учитывая появление новых программ и рост общего интереса можно ожидать устойчивого роста отрасли. Что касается России, Анатолий Летаев отмечает, что по итогам 2019 года в целом по рынку из страны было порядка 300 заявителей.

Реакция стран на коронавирус

Пандемия коронавируса послужила как барьером, так и драйвером развития рынка. Барьером — вследствие эффекта неожиданности и масштаба происходящего, от полной заморозки отраслей, которые поддерживали экономику или были ее стержнем. Драйвером — потому, что консервативные и бюрократические машины отдельных стран (например, Кипра и Карибов) должны были в очень сжатые сроки выйти с конкретными решениями и технологическими шагами для адаптации в новых условиях и сохранении интереса инвесторов к существующим программам. С учетом того, что на доходы от инвестиционных программ приходится существенные проценты ВВП страны Карибского региона, они выступили единым фронтом в части мер по поддержке экономики, замершей из-за приостановки туризма.

За последние 5-7 лет портрет типового претендента на гражданство значительно изменился. Сейчас это инвестор-предприниматель, который хочет получить вместе с новым статусом больше возможностей для бизнеса, семьи, путешествий, личной безопасности

По данным информационного телеграм-канала «Гражданин мира», несколько стран с действующими инвестиционными программами предоставления гражданства и вида на жительство не только не остановили процесс приема заявлений и даже адаптировали под реалии карантина свою деятельность, смягчили условия, ввели новые временные или постоянные специальные опции. Сейчас можно получить гражданство и паспорт дистанционно или хотя бы начать процесс, ведь он может занять довольно долгое время (от трех месяцев), учитывая сбор пакета документов, его заверение и апостилирование, прохождение проверок на благонадежность (due diligence). Большую часть процессов можно делать, не выходя из дома. К государствам, которые предлагают такую возможность, эксперты относят все страны Карибского региона, Черногорию, Кипр.

Какие направления интересуют?

В Migronis Citizenship констатируют, что сейчас большим спросом пользуется программы, стоимость входа в которые не превышают $500 тысяч. “Соответственно таких паспортных программ в Европе немного, например, Черногория, но там цена как правило выше. На этом фоне есть карибские страны с низкой стоимостью, достаточно быстрой выдачей документов (от 3 до 5 месяцев в среднем) и простотой оформления», — поясняют в Migronis Citizenship.

При этом, из-за наличия конкуренции подешевели и сами программы, обращает внимание Анатолий Летаев. По его словам, если раньше порог входа на покупку недвижимости для получения паспорта в Кипр был 400 тысяч евро, то сейчас 200 тысяч евро. Те страны, где был минимальный размер дотации в 250 тысяч евро, снизили до 100 тысяч и сделали очень приятные условия для больших семей. “То есть, допустим, для четверых, пятерых заявителей цена примерно такая, как для одного. Всё это естественно порождает спрос”, — отмечает собеседник «КС».

Важными факторами выбора помимо цены являются эффективность программы. “Сейчас «короли» паспортов, на мой взгляд, это мальтийский и киприотский. Что касается Мальты, то срок оформления составляет порядка 14 месяцев и даже ближе к 18 месяцам, плюс его отличает очень сложная проверка и порядка 30% отказов. Кипр своими заявлениями министров о проверках граждан, которым уже были выданы паспорта, сам режет сук, на котором сидит. В итоге тем, кому нужны были паспорта этой страны, купили их до мая 2019 года, потом у большинства агентов было по одной-две заявки на весь рынок. Соответственно, кипрская программа себя по сути немного исчерпала и с учетом скандалов спрос на нее очень маленький. Да и недвижимость там реально переоценена. И поэтому многие выбирают паспорт, скажем не такой сильный, но тоже с набором преимуществ и простой процедурой оформления. Это Карибы”, — делает вывод Анатолий Летаев.

Эксперты отмечают, что на «бюджетных» Карибах сегодняшние «коронавирусные» клиенты ищут возможность не столько заработать и поселиться, сколько сохранить средства. «Например, большой интерес вызывает опция возвратных инвестиций в беспроцентные государственные бонды на Сент-Люсии. При этом в случае с Карибами людям важно не просто сохранить средства (и получить их обратно через 5-7 лет), но и получить гражданство с паспортом для путешествий по Европе, Великобритании и стран Азии», — пояснили «Континенту Сибирь» авторы информационного телеграм-канала «Гражданин мира».

Директор по развитию СНГ и странах Восточной Европы компании NTL Trust Александр Воронов добавляет, что после случая со Скрипалями Британия отказывала россиянам в получении своих виз, и именно поэтому на этот момент многие люди получили карибское гражданство, чтобы не рисковать и не получить нечаянно отказ в получении визы в Британию, когда им например надо посетить своих детей в этой стране.

Однако представитель Apex Capital Софья Силина обращает внимание, что наличие карибского паспорта со всеми преимуществами безвизового перемещения по странам ЕС и Великобритании не дает инвестору и членам его семьи жить-работать-учиться в Европе без получения дополнительного статуса.

Говоря о других направлениях, она отмечает, сегодня у россиян востребованы такие направления, как Сент Китс, Доминика, Черногория. Также Софья констатирует интерес к Гренаде и Черногории, так как первая дает возможность безвизового посещения Китая, а обе эти страны позволяют получить неиммиграционную бизнес-визу в США, Е2.

Упомянутые программы, по словам экспертов, выглядят более привлекательно с точки зрения условий участия на фоне привычных европейских. Александр Воронов поясняет, что карибские программы гражданства соизмеримы с программами вида на жительство в Европе: карибский паспорт на семью из четырех человек обойдется от 150 до 200 тысяч евро. «Если идти через опции и дотации, подарки правительству госфонда, то вид на жительство в Европе в Греции обойдется в сумму от 250 тысяч, в Португалии 500 тысяч евро, Кипр от 300 тысяч евро», — приводит цифры собеседник «КС»

По данным Bloomberg из-за ситуации в туристической отрасли стоимость золотых паспортов стран Карибского бассейна упала. Так, согласно информации агентства, стоимость гражданства Сент-Китс и Невиса до конца года для семьи из четырех человек может обойтись за $150 тысяч, хотя ранее сумма такой сделки составляла $190 тысяч. В других странах региона, например, Доминикане, Гренаде, островах Антигуа и Барбуда, паспорта могут обойтись в сумму около $100 тысяч.

Однако в случае оформления гражданства стран Европы есть немалое количество подводных камней, на которые обращает внимание Софья Силина. «В регионах, которые удалены от южной части России, например, Сибири, жители всегда хотят увидеть солнце, поэтому слыша предложения по Испании, всей душой хотят получить ВНЖ, не понимая многих деталей. А это и довольно высокая стоимость, и необходимость продления, и дополнительные затраты, и налоговые последствия, и необходимость отказа от своего первого гражданства в случае выхода на подачу на гражданство Испании, и многие другие нюансы, которые проявляются позже. Сибиряки зачастую думают, что ВНЖ – это и есть паспорт, но вот, к сожалению, это лишь разрешение на временное проживание. Причем, если вы имеете ВНЖ одной европейской страны, это не означает, что вы сможете 365 дней пребывать в какой-то другой стране ЕС, которая вам более симпатична. Жить круглогодично вы сможете только на в той стране, ВНЖ которой вы оформили, а по остальным странам просто безвизово передвигаться с правом пребывания до 90 дней в полугодии. Именно поэтому специалисты Apex Capital Partners всегда рекомендуют оформлять сразу паспорта, а не ВНЖ», — предостерегает Софья Силина.

Спрос из Сибири

Если рассматривать рынок второго гражданства в России в разрезе регионов, то основную часть рынка формирует Москва и Санкт-Петербург, и в этих городах спрос есть на почти все программы. По словам Анатолия Летаева в Сибири и на Дальнем Востоке прежде всего популярна американская программа миграции в то время, как в Юго-Восточной Азии нет этих программ, там просто активно покупают недвижимость.

В Apex Capital отмечают, что из Новосибирска за 2019 год поступило в районе 12 заявок. Для сравнения: из Москвы за прошлый год было порядка 400 запросов.

Впрочем, Александр Воронов обращает внимание на то, что многие заявки из Сибири так или иначе все равно проходят через Москву. Это связано, во-первых, с тем, что региональные провайдеры не обладают соответствующими лицензиями от правительств стран, с которыми работают. Во-вторых, многие клиенты не готовы обращаться по вопросу второго гражданства компаниям своего города, так как считают этот вопрос личным и конфиденциальным.

Вложения в недвижимость или госфонды

Еще 3 года назад участники инвестиционных программ больше интересовались и вкладывали в недвижимость. Сейчас все чаще выбирают безвозмездный взнос в государственные фонды — в этом случае у участников, по данным агентства, меньше мороки и головной боли по поводу того, что делать с недвижимостью, как ей управлять, как и когда продавать. По словам Софьи Силиной, вложения в госфонд можно считать не столько инвестицией в привычном клиенту понимании этого слова, сколько «подарком государству, инвестицией в эту страну, взамен возможности получить второй паспорт», который тем не менее окупает себя.

В 2012 году на Карибах существовала всего одна инвестиционная программа предоставления гражданства – на Сент-Китсе и Невисе. Сейчас программ уже 6, и каждая со своими специфическими и существенными отличиями, которые важны при рассмотрении конкретных ситуаций клиентов (количество заявителей, возраст заявителей, количество участников на иждивении, с необходимостью посещать страну/без необходимости посещать страну, где-то есть безвизовый въезд в Китай, где-то есть возможность получить не иммиграционную визу в США и тд.). Соответственно, ассортимент программ и различия в условиях изменили предпочтения и самих инвесторов – появилось больше выбора и, например, не обязательно привязывать себя недвижимостью к государству, куда вы вряд ли когда-либо приедете жить на постоянной основе, — пояснили «КС» авторы информационного телеграм-канала «Гражданин мира».

Такую оценку подтверждают и в Apex Capital, по данным которой дотации соотносились с инвестициями в недвижимость в соотношении 70% на 30%.

Еще 3-4 года назад 60% россиян выбирали дотации, 40% — недвижимость. Второй вариант был связан с тем, что люди не были готовы идти на риск вложений в проекты, одобренные правительством. В случае недвижимости они понимали, что есть определенные списки проектов в каждом государстве, и только инвестировав в них, можно получить гражданство”, — отмечает Александр Воронов.

Анатолий Летаев называет еще одну причину того, что вложения в недвижимость на островах стали пользоваться спросом. По его словам, это связано с тем, что за последние 3-5 лет появилось много солидных застройщиков. “Они начали строить отели международных сетей, и появилось доверие. Первые линии достроены и запущены, работают, и эти объекты уже есть на вторичном рынке. То есть объекты достроились, люди получили паспорта, продали свою недвижимость, а покупатели тоже уже получили паспорта, — рассказывает Анатолий Летаев. — Спрос на недвижимость сейчас растет и он уже выше, чем дотации. Хотя дотации занимали порядка 90%. Если говорить про Сент Китс, то по словам главы этой программы, уже в феврале 2020 года доля недвижимости уже составила 75%. А в Гренаде эта цифра приближается к 50%». Причем дотация по его словам определяется не столько интересом клиентов, а скорее возможностями рынка.

Кто покупает?

За последние 5-7 лет портрет типового претендента на гражданство значительно изменился. Если 5 лет назад это был инвестор из условного списка Forbes, желающий получить карибский паспорт в качестве документа для путешествий, для всего остального же был либо мальтийский, либо кипрский паспорт, либо гражданство Великобритании. Сейчас, по данным экспертов, это инвестор-предприниматель, который хочет получить вместе с новым статусом больше возможностей для бизнеса, семьи, путешествий, личной безопасности. Также с появлением новых вариантов для инвестирования и новых программ желание инвестора любого уровня может быть удовлетворено посредством карибских программ.

В свою очередь Анатолий Летаев рассказывает, что в этих программах участвуют бизнесмены с капиталом выше трех – пяти миллионов евро. «Для них важна свобода перемещения, запасной аэродром, потому что они в принципе находятся в определенной зоне риска, потому что могут быть столкновения с представителями власти, с конкурентами и т.д. таких людей достаточно много, но не все об этом знают”, — отмечает собеседник «Континента Сибирь». Он обращает внимание на то, что нет еще сформированного спроса на продукт в отличие, например, от ипотеки. “О паспортах не все знают. Чем больше людей получают гражданство, тем больше они распространяют эту информацию в своем окружении, и создается спрос», — поясняет Анатолий Летаев. По его оценкам сегодня паспорта есть лишь у 5% из тех, у кого они могли бы быть.

«Мы отметили с коллегами, что на рынке СНГ люди часто покупают гражданство для статуса и для удобства бизнес-поездок. — делится наблюдениями Александр Воронов. — Раньше люди покупали дорогие автомобили, а сейчас получают гражданство, потому что оно есть у их друзей».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ