«Рабочий механизм»: какую роль будет играть «цифра» в бизнесе после снятия карантина

23 июня участники цифрового форума «Безопасность удаленной работы: соблюдай дистанцию — оставайся под защитой» затронули тему эффективности работы из дома как в условиях пандемии коронавируса, так и после нее. Стоит ли после того, как режим повышенной готовности будет снят, сохранить «удаленку» или лучше будет вернуться в штатный режим? Оба варианта собрали немало доводов в свою пользу.

Ключевым показателем целесообразности «удаленки», который рассматривали участники встречи, была эффективность работы. И мнения экспертов относительно эффективности такого режима работы разошлись. Первые один-два месяца удаленной работы, по их оценке, эффективность шла вверх, но потом стала падать по мере того, как у сотрудников сказывалась усталость. Об этом говорит и исследование аналитического центра НАФИ, сделанное в июне. По их данным, после снятия всех ограничений не более 20% компаний, внедривших удаленный режим работы, сохранят такой формат. Также, согласно их отчету, 82% работодателей сообщили о снижении эффективности сотрудников при работе из дома.

Между тем, по мнению участников встречи, выход с «удаленки» может принести компании только новые потери, и возможно, кому-то окажется выгоднее сохранить удаленный доступ, чем закрывать его «Удаленка» — не решение, а возможность. Основные проблемы, мешающие такому формату, — человеческий фактор, зоопарк оборудования и проблема с техническими возможностями на стороне сотрудника, а также финансовая сторона, — высказался начальник управления ИТ АО «Кронштадт» Евгений Родыгин. — Изменения культуры работы в компаниях — сегодня самый важный термин. И под эту культуру будут подстраиваться все: вендоры, законодательство, ИТ и другие сферы».

На тот момент поправки в Трудовой кодекс, касающиеся удаленной работы, уже были внесены.

Генеральный директор компании Web Control Андрей Акинин считает, что тема удаленной работы намного шире истории с коронавирусом и охватывает куда более широкий спектр задач и временной промежуток. «Такая схема работы менее затратна и более гибка. Мы вошли в новую реальность, и из этого можно извлечь выгоды», — отметил он.

Переход сотрудников на удаленный режим закономерно вызывает у их работодателей запрос на сервисы контроля эффективности работы. Это касается контроля как рабочего времени, так и служебного оборудования (например, автомобилей). Наиболее типичные пожелания — видеть картину по компании в динамике, сравнивать показатели активности сотрудников, и все это в удаленном режиме.

Один из примеров изменившегося спроса показала компания МТС — по ее данным, за период карантинных мер сервис «Мобильные сотрудники» стал использоваться их корпоративными абонентами в два раза чаще по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем наибольший прирост конкретно в Новосибирске показал сегмент малого и среднего бизнеса, который, по мнению экспертов телеком-отрасли, оказался в наиболее сложном положении, так как у него зачастую не было даже фундамента для выстраивания цифровой инфраструктуры.

«В последние месяцы бизнес вынужден вносить коррективы в свою деятельность, чтобы обеспечить эффективную работу в удаленном формате, а также внедрять новые услуги, например, экспресс-доставку, — прокомментировал директор Новосибирского филиала МТС Александр Соловенчук. — Поэтому ощутимо растет спрос на цифровые сервисы, позволяющие быть онлайн в любой точке региона, контролировать передвижение сотрудников, имеющих разъездной характер работы. Очевидно, что в перспективе уже внедренные решения помогут бизнесу сохранять эффективность и после возвращения коллектива предприятия в привычный формат работы».

С помощью сервиса компании могут отслеживать перемещения как автотранспорта, так и разъездных сотрудников, например курьеров, а также ставить им задачи, в автоматическом режиме распределять входящие заявки между сотрудниками в зависимости от их загруженности, местоположения и специализации.

Например, новосибирская компания, занимающаяся дистрибуцией товара, использует сервис «Мобильные сотрудники» для координации маршрутов своих корпоративных автомобилей. Четкий контроль передвижения собственного транспорта позволяет уменьшить его пробег, экономить на затратах на топливо в среднем на 10% и уменьшить амортизацию за счет более точно простроенного маршрута.

Этими возможностями активнее прочих стали пользоваться торговые компании Новосибирска с агентской и дистрибьюторской сетью (почти 40%), службы доставки продуктов питания (30%), а также представители строительной отрасли (более 22%).

Таким образом, обеспечена и удаленная координация работы сотрудников, и своевременная доставка заказанных товаров, что позволяет обрабатывать большее количество заявок клиентов.

В целом в условиях кризиса критерием выживания бизнеса, в первую очередь малого, не имеющего толстой «подушки безопасности», становится быстрая адаптивность к новым условиям. Дальнейшее самочувствие бизнеса будет зависеть от долгоиграющих действий и решений, которые могут применяться не только как инструменты выживания, став после окончания бедствия ненужными, но и как постоянные компоненты рабочего процесса. С помощью которых бизнес сможет не только укрепить свои позиции в настоящем, но и преуспеть в будущем.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ