Ольга Колтунова: «Раньше бизнес не мог оценить актуальности ИТ. Теперь оценит»

Телеком-отрасль не входит в список тех, кто больше всех пострадал от коронавируса. Но как минимум один из операторов «большой четверки» начал готовиться к пандемии за несколько лет до того, как мир (да и он сам) о ней узнал. Насколько опыт оптимизации работы при реорганизации филиалов помог во время самоизоляции всей страны, получилось ли тиражировать его на партнеров и что будет, если бизнес не сможет (или не захочет) выйти из самоизоляции, в интервью «Континенту Сибирь» рассказала коммерческий директор по развитию корпоративного бизнеса в регионе Восток ПАО «ВымпелКом» ОЛЬГА КОЛТУНОВА.

В отличие от многих компаний, где переход на удаленную работу стал вынужденной мерой, «Билайн» включил «домашний режим» работы сам и достаточно давно. Помогло ли это вам с началом ограничительных мер – или же коронавирус как-то изменил ваш тренд на внедрение свободного графика?

Да, мы запустили удаленный формат работы еще в 2016 году в ряде регионов, в том числе и в Сибири – здесь пилотным городом стал Томск. Связано это было, в первую очередь, с реорганизацией филиальной сети, которая объединялась в большие кластера, например, как мы помним, Сибирь объединилась с Дальним Востоком, теперь это просто «Восток». Структура оптимизировалась, менялись и подходы к ведению бизнеса. Все тогда понимали, что менять классическую модель работы все равно придется и лучше делать это в спокойной обстановке, а не в кризис, который рано или поздно все равно наступил бы. Самое оптимальное направление роста, как показывает мировой опыт – это «мобилизация», тем более с учетом нашей обширной географии, желательно сделать так, чтобы жесткой привязки к одному конкретному месту работы не было. Вот с такой установкой мы и начали работать. Что для этого понадобилось? Прежде всего, замена рабочих машин – нужно было, чтобы у всех сотрудников были, как минимум, ноутбуки с подключенными VPN (виртуальная частная сеть) и VDI (инфраструктура виртуальных рабочих столов, решения для виртуализации рабочих мест с использованием облачных ресурсов), чтобы все, кто не связан с материальными ценностями и документооборотом, могли работать там, где им удобно. Бизнесу я бы рекомендовала обратить внимание на безопасные удаленные рабочие места. Это заранее созданные и готовые к работе «облачные компьютеры» — подключиться к ним можно из любого места, где есть доступ в интернет, и практически с любого оборудования. При этом доступ к корпоративным данным защищен. Или интеллектуальная телефония, которая позволяет в комбинации с офисной защищенной АТС или вместо нее проводить конференц-звонки и планерки между мобильными сотрудниками.

Количество абонентов конвергентного предложения «Билайн» почти удвоилось за год

Вскоре мы довели удаленную работу до 40% – условно говоря, каждый наш сотрудник мог два дня в неделю работать из дома, из кафе или еще откуда-нибудь. К 2020 году мы смогли обеспечить возможность удаленной деятельности до 90% всех, кто работает в «Билайне».

Пытались ли вы тиражировать свой опыт на заказчиков и партнеров?

Да, то, что мы сами используем и совершенствуем удаленную работу уже четыре года, очень хорошо помогает наладить работу нашим партнерам. По сути, сегодня мы готовы делиться накопленным опытом организации формата «хоум-офис» со всем российским бизнесом, вне зависимости от размера и отрасли.

Но чужой опыт не всегда может заменить свой, особенности работы у всех разные?

К сожалению, это так. Мы столкнулись с психологическим моментом: люди успели привыкнуть к своему рабочему месту: вот мой стол, а вот его больше нет. Поэтому не все сразу легко ушли на удаленку. Зато, когда начался карантин, мы действительно были к нему готовы: психологический барьер преодолен, VPN подключен у большей части сотрудников, есть налаженная система удаленного взаимодействия, все привыкли пользоваться Zoom (18+) и даже многие наши крупные клиенты тоже успели привыкнуть к такому режиму работы. Просто даже на уровне топ-менеджмента не всегда получается найти время и оперативно провести личную встречу. Так, мы наладили свободное общение с рядом крупных клиентов– все это еще до истории с коронавирусом. К сожалению, кое-какие отрасли, с которыми мы работаем, пострадали от коронавируса и вызванных им ограничительных мер очень сильно, мы понимали с самого начала, что стагнации было не избежать, что люди будут растеряны и им будет не до каких-то дополнительных услуг. Сейчас этот период подходит к концу и у нас есть уже понимание, как работать дальше и по возможности тиражировать наш накопленный опыт.

Выделяются ли чем-то в настоящее время запросы сибирского бизнеса на фоне других регионов России?

Какую-то региональную специфику сложно выделить – тут зависит больше от отрасли, чем от места пребывания. От Поволжья или Дальнего Востока, например, нас отличает, к примеру, то, что в Сибири сосредоточено много крупных предприятий, прежде всего, сырьевых. Они, с нашей точки зрения, достаточно продвинуты в плане технической подкованности и первое, что изменилось в их портфеле с началом самоизоляции – это, конечно, рост потребления интернета. Еще мы отметили заметный рост интереса к средствам мониторинга, причем во всех отраслях, которые, так или иначе, затронула удаленка. Облака тоже востребованы – больше всего со стороны ритейлеров. Они же пользуются рекламными и таргетированными предложениями, чтобы оперативно давать информацию о себе: например, «мы по-прежнему работаем, пусть только в режиме доставки». Ну и, наконец, Сибирь отличает от, допустим, Москвы, достаточно мягкий режим самоизоляции, что тоже оказывает свое влияние.

Есть ли изменения в запросах со стороны малого бизнеса, который, по многим оценкам, пострадал от пандемии значительно сильнее крупного?

Малый бизнес интересуют продукты более краткосрочные и быстро реализуемые с точки зрения самой механики. Набор услуг остается тем же: облачные АТС, рассылки, таргетирование, продвижение и так далее – все то, что оператору сделать легко, а им самим, как правило, трудно и дорого. Запросы крупного бизнеса более емкие, сложные, связанные с системной интеграцией и очень большим трафиком. Такая разница в запросах связана еще и с тем, что крупный бизнес при всем своем желании не может внедрить все, что может захотеть. Специфика крупных предприятий такова, что многие их процессы очень жестко регламентированы и ряд продуктов, которые малый бизнес внедряет без проблем, здесь зачастую нуждаются в одобрении службы безопасности. Бывает и такое, что они отказываются от облачных сервисов по хранению и обработке данных, используя собственные сервера – главным образом по соображениям безопасности, а не финансовой целесообразности.

Насколько сегодня востребованы у бизнеса конвергентные продукты, включающие как проводную, так и беспроводную связь, плюс какой-нибудь бонус в подарок?

Сейчас конвергент, в том или ином виде, основной драйвер роста. Все операторы последние несколько лет расширяют пакеты услуг и, если у них есть возможность собрать воедино проводную и беспроводную связь – через партнерство или как-то еще – они это обязательно делают. И такие услуги очень востребованы, поскольку, как правило, пакеты собраны оптимально в плане соотношения между набором услуг и ценой. Сейчас этот вопрос стал еще более важным – многие стараются оптимизировать затраты, в том числе и покупкой большего числа услуг за меньшую цену.

облачный сервис BeeCLOUD для среднего и малого бизнеса

Билайн запускает облачный сервис BeeCLOUD для среднего и малого бизнеса

Если представить себе, что через месяц, например, коронавирус исчезнет и бизнес вернется к докризисной отметке, не потеряют ли ваши продукты для удаленной работы актуальность?

Не потеряют – напротив, даже после коронавируса бизнес, войдя во вкус, продолжит оптимизироваться и модернизироваться. Потому что раньше, по нашей оценке, такие продукты были недооценены и не до конца востребованы. Владельцы бизнесов просто не могли оценить их актуальности, но теперь, скорее всего, оценят. Поясню на примере облачной АТС: раньше не все соглашались с тем, что разговоры с клиентами нужно записывать, прослушивать, оценивать и так далее. Сейчас это сильно изменилось, люди борются за клиентов, понимают важность обратной связи и это вызывает естественный рост спроса на технические средства. Конечно, это вызовет и рост требовательности к нам, как к оператору. Скорее всего, будут запросы на постоянную модернизацию услуг, на их интеграцию между собой – чтобы облачная АТС не только к CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами) подключалась, но и вообще из личного кабинета можно было сделать все, что угодно.

Если в нашем «мире после коронавируса» история действительно пойдет этим путем – готовы ли вы к такому развитию событий? К тому, что повышенная нагрузка на сеть, которую отметили уже почти все операторы, станет постоянной?

Я не сомневаюсь в том, что к такому развитию событий мы готовы. Относительно емкости сетей – «большая четверка» и основные операторы ШПД, возможно, сталкивались с повышенными нагрузками в начале самоизоляции, но за это время все проблемы удалось решить. Например, «Билайн» осенью 2019 года на 50% увеличил покрытие сети 4G в Новосибирской области. Сюда вошло как подключение и усиление сигнала в малых населенных пунктах, так и работа со столицей региона, мы уделили особое внимание новым спальным районам и популярным направлениям дачного отдыха. Тем самым местам, куда сейчас сместился трафик вместе с теми, кто ушел на самоизоляцию.

Насколько реальной вам видится возможность того, что бизнес сам не захочет выводить своих сотрудников из самоизоляции?

Для малого бизнеса аренда офиса и все, что с ним связано – одна из самых крупных затрат. Конечно, отправить всех работников по домам изначально была для многих вынужденной мерой, но теперь, увидев, что на удаленке жизнь продолжается и работа тоже, многие посчитают разницу и не станут возвращаться в офис даже потом, когда все закончится. Или, может, вернутся, но не сразу. Могу привести пример из опыта «Билайна» – внедрение системы удаленной работы Билайн Бизнес Bee Free (Решения Билайн для организации удаленной работы) еще до коронавируса позволила сэкономить до 25% только за счет сокращения самих посадочных рабочих мест в офисах компании. Сейчас мы активно общаемся с девелоперами, владельцами бизнес-центров – и они очень обеспокоены, видя риски снижения спроса и выручки по всей отрасли. Именно по этой причине. Крупных предприятий это вряд ли коснется, но и они, думаю, тоже не станут возвращать в рабочие кабинеты сразу всех: если есть возможность кому-то работать удаленно, они так и сделают. По нашим оценкам, так поступят минимум 10-15% работодателей – среди крупного бизнеса есть те, для кого это не составит никаких проблем. Мы считаем, что за таким режимом работы будущее – рано или поздно это поймут все.

Билайн за 2019 год запустил и усилил 4G в 90 населенных пунктах Новосибирской области

Много ли вы сегодня получаете спроса на ваши сервисы со стороны государственных органов? Чем их запросы отличаются от прочих?

В целом каких-то значительных изменений в закупках государственных заказчиков мы не видим: не секрет, что B2G (отношения между бизнесом и государством) – самый стабильный сегмент. Сейчас, правда, запросы стали реализовываться быстрее, чем раньше, и связано это, опять же, с пандемией.

Насколько из-за новых затрат, связанных с переходом на удаленный режим, вырастет финансовая нагрузка на бизнес? Или, наоборот, отказ от некоторых расходов поможет им выйти в плюс?

Если взять то, что мы узнали, общаясь с клиентами – здесь не идет речь о том, чтобы сэкономить или заработать. В основном речь идет о сведении баланса к нулю. Конечно, в самом начале пандемии был пик затрат, когда нужно было сделать все и сразу, сейчас ситуация другая – бизнес, как малый, так и крупный, оптимизируется, проводит ревизию, от чего-то отказывается, что-то дорабатывает, что-то взаимозаменяет. Задача-минимум – выйти на те бюджеты, которые были до пандемии. Если рассмотреть отдельно малый бизнес – как я уже говорила, затраты на наши сервисы несопоставимы с теми убытками, которые они несут в рамках сокращения или прекращения деятельности. Тем более, что ИТ-сервисы они выбирают достаточно простые: большинство «стартовых» облачных решений стоят в пределах тысячи рублей в месяц. Первые полтора-два месяца бизнес работал на выживание, все остальное ему было неважно. Когда начнем выходить из карантина – тогда можно будет подсчитать потери и итоги. Со своей стороны мы не преследуем цель любой ценой нарастить запросы клиентов – нам нужно сохранить партнерские отношения и максимально помочь им нашими продуктами в рамках этих отношений. Мы тоже живем в этой пандемии и прекрасно понимаем, что жизнь после нее не закончится и в «мире после коронавируса» наш бизнес тоже должен полноценно жить и работать. А жертвовать этим ради краткосрочных задач совсем не хочется.


Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу телекоммуникационного бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ