Россия шаг за шагом выходит из коронавирусной спячки. Но в Новосибирске еще не сняты все ограничения — фитнес-центры, кинотеатры, рестораны за исключением веранд пока по-прежнему закрыты. «Континент Сибирь» взял несколько историй региональных предпринимателей, которые согласились поделиться тем, как они справляются с текущей ситуацией, какую роль в этом играют цифровые сервисы и какие проблемы они помогли решить.
«Континент Сибирь» уже не раз писал о сложностях, с которыми столкнулись представители бизнеса в текущей ситуации. Российская экономика оказалась между двух огней. Чтобы избежать рецессии, вызванной падением цены на нефть, требуется стимулировать спрос и занятость — но тогда число зараженных коронавирусом, вероятно, начнет быстро расти. А чтобы успешно бороться с эпидемией, целесообразно остановить деловую активность — и не факт, что экономика переживет этот карантин, как это уже случилось в некоторых странах.
Многие отрасли бизнеса, в первую очередь малого и среднего, получили этой весной удар сразу с двух сторон. Для смягчения ущерба в самых чувствительных направлениях были разработаны планы поддержки, которые в первую очередь затрагивают налоговые, банковские аспекты, а также взаимоотношения арендаторов и арендодателей, о чем ранее сообщал «Континент Сибирь».
Свой шаг навстречу сделали и поставщики цифровых сервисов. В первые дни режима повышенной готовности многие из них открыли бесплатный доступ к платформам и предложениям, способным помочь в организации удаленной работы. Просто для того, чтобы представители бизнеса, не использовавшие такие решения раньше, смогли распробовать их и понять, как те или иные технологии помогут лично им. «Облачные» решения, умная телефония, интернет вещей в сочетании с классическими цифровыми сервисами способны наладить эффективную коммуникацию как между сотрудниками, так и с клиентами. Вот несколько наглядных примеров.
Клининговая компания
Режимы ограничений на работу отраслей отличались от региона к региону — где-то карантинные меры начали смягчать еще в начале апреля (в том числе в Новосибирской области), где-то это случилось спустя месяц или даже больше. Одно из ключевых условий для разрешения работы во время пандемии, как уже писал «Континент Сибирь», — соблюдение санитарных норм, куда входит не только стандартный набор «маски-перчатки-дезинфекция», но и самое обыкновенное поддержание чистоты.
Поэтому индикатором экономической «погоды» может быть работа клининговых сервисов. Кажется, что усиленные меры по борьбе с коронавирусом должны были существенно повлиять на доход клининговых компаний. Однако не все бизнесмены так оптимистично отреагировали на требования.
Разница между самостоятельностью регионов в этом вопросе очень наглядно отразилась на примере новосибирской клининг-студии Green Clean, которая до начала пандемии успела выйти в Москву и Сочи. Сейчас коронавирус временно вернул ее обратно — москвичи и черноморцы пока не включили клининг в список жизненно важных отраслей, которым можно работать и в пандемию. Новосибирцы оказались терпимее — здесь компания продолжила работать.
Несмотря на то что рекламные СМС-рассылки многие называют «устаревшими», потому что «все давно в мессенджерах», Сергей Коваленко считает этот канал едва ли не самым эффективным с точки зрения соотношения между результатами и затратами. Особенно в те моменты, когда для компании жизненно важно подать сигнал: мы здесь, мы живы, мы работаем. «Разумеется, мы отслеживаем при обработке входящих заявок, откуда клиент узнал о нас. Таргетингом от компании «МегаФон» мы начали пользоваться только в этом году. За это время сумма, потраченная на точечную рассылку, окупилась как минимум трижды — только за счет тех средств, которые принесла она сама», — отметил он. Причем даже с учетом «отвалившихся» филиалов в других городах: к сожалению, не везде достаточное количество предприятий смогли в апреле-мае возобновить работу.
Конечно, никто не предлагает делать СМС-информирование единственным каналом — тем более для компании, входящей в экосистему «2ГИС», но этот простой инструмент, подчеркнул глава Green Clean, лишним точно не будет — как во время самоизоляции, так и после нее.

«Подобные решения действительно хорошо показали себя. В начале апреля мы наблюдали значительный рост запросов на услугу «МегаФон.Таргет», о которой рассказывает Сергей Коваленко. Оказалось, что такой простой и, как многим кажется, устаревший инструмент в период коронавируса показал себя с наилучшей стороны. Его преимущества заключаются в возможности таргетирования получателей по более чем 10 критериям, среди которых демографические, географические и социальные параметры. Это позволяет не просто «коснуться» пользователя, но сделать это качественно с точки зрения его интересов и потребностей. А значит, и конверсия у такого вида коммуникации с целевой аудиторией выше», — объясняет руководитель по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона» в Новосибирске Иван Бувальцев.
Салон красоты
Индустрия красоты в Новосибирской области не вошла в число тех, кому не запрещали работать вообще (как аптекам) или разрешили в первую очередь, как только смогли (как промышленным предприятиям). Компаниям этой сферы дали открыться во вторую очередь, после двух недель простоя — вариант принимать клиентов на дому не прошел, хотя и не казался совсем уж фантастическим. Но даже в ситуации вынужденного простоя участники этой сферы не сидели сложа руки. Так, например, в основанной в Новосибирске сети салонов лазерной эпиляции Laser Love сделали упор на активную работу с действующей клиентской базой. Благодаря специальному акционному предложению на последующие периоды, а также проделанной в сжатые сроки работе по обучению франчайзи в сети сумели сформировать выручку, необходимую для поддержания операционной деятельности и выплаты зарплаты персоналу.
Параллельно участники бьюти-рынка вели диалог с властями региона для того, чтобы иметь возможность открыться и вернуться к привычному формату работы. «Континент Сибирь» ранее подробно писал о том, что было сделано, и чьи усилия помогли в принятии решения. Салоны красоты снова открылись в середине апреля со стандартным пакетом обязательств: проводить дезинфекцию, носить маски с перчатками, не допускать очередей и так далее.
Основатель Laser Love Кира Долгова также поделилась своей историей цифровой трансформации, которая очень помогла работе во время карантина. На этот путь сеть встала задолго до того, как началась история с коронавирусом.
В начале 2017 года, когда компания начала внедрять ВАТС в работу, у нее уже было несколько студий в разных районах, подключенных к городской телефонной сети. С разными номерами. Поэтому основными целями были, во-первых, исключение потери клиентов на входе, во-вторых, запись всех звонков, в-третьих — простая интеграция с существующими CRM-системами.
Сейчас ИТ-система Laser Love реорганизуется вместе со всей сетью — помимо увеличившейся сети собственных студий, по словам Киры Долговой, это решение предполагается распространить на сеть франчайзи в других регионах. Это более 250 заведений по всей России. И в скором будущем, позвонив в любую из них, можно будет услышать жизнерадостное приветствие голосом основательницы компании — Кира Долгова записывает обращения к новым клиентам лично, что, как показал опыт почти годичного использования, тоже играет положительную роль.
«Не бойтесь использовать новые сервисы, — резюмирует она. — Сейчас бизнес должен быть оцифрован. И то, что вчера, казалось, нельзя было оцифровать или это было слишком дорого, сегодня уже можно, поэтому не бойтесь пробовать».
«Пример Киры Долговой — хрестоматийный и показательный, «как надо». Это идеальная модель, которая позволила даже в сложное для бизнеса время остаться на плаву. К сожалению, не все новосибирские компании заранее позаботились, как основательница студии Laser Love, о переводе своего бизнеса в цифру. Поэтому за короткие сроки в начале пандемии мы создали коробочное решение с виртуальной АТС, которое «разворачивалось» буквально за 2–3 дня. Это позволило, например, многим местным ресторанам оперативно организовать собственную службу доставки и не потерять клиентов и прибыль, — поясняет руководитель по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона» в Новосибирске Иван Бувальцев.
Более того, представители бизнеса могут выбрать не только номера 8-800, но и «звездные» номера — они начинаются со звездочки и могут быть от двух до пяти цифр.
Ресторан
Несмотря на то что общепит, по многим оценкам, входит в список отраслей, сильнее всех пострадавших от COVID-19, наряду с авиаперевозчиками, туристическими компаниями, организаторами конференций, жизнь у него продолжается, а с началом раннего летнего сезона — заиграла новыми красками. «Мы пока не знаем, когда можно будет возобновить работу в полном объеме, но у нас по-прежнему работает доставка еды и летние веранды, — говорит руководитель отдела маркетинга сети ресторанов BEERMAN Сергей Братищев. — К сожалению, мы пока не можем собирать много людей в одном помещении. Основная задача, которую сейчас решают информационные технологии, — координировать нашу общую работу».
В ситуации, когда достаточно много сотрудников основанной Денисом Ивановым сети BEERMAN ушли на удаленный режим, для коротких повседневных задач, по словам Сергея Братищева, компания использовала Telegram, где у сотрудников есть закрытая группа. Более крупные вопросы сейчас решаются через Zoom, который вдобавок дает и психологическое спокойствие: «Трудно не видеться долгое время. А тут можно и обсудить важные вопросы, что называется, с глазу на глаз, и просто не терять контакт с коллегами. Все идет по-прежнему, только теперь уже онлайн». Стоит отметить, что сам Денис Иванов в настоящее время находится в Японии и руководит сетью дистанционно. Это стало возможным благодаря высокому уровню информатизации компании.
Уход в онлайн, как отметил Сергей Братищев, помог и оптимизировать расходы. Например, компания перебросила в цифровое пространство всю рекламу и актуальные меню, исключив расходы на «наружку» и на печатную продукцию. Теперь свежую информацию вынужденным сидеть дома гостям BEERMAN поставляет через СМС-рассылки. Результаты, по словам Сергея Братищева, такие же, как и у Green Clean (тем более что оператор-поставщик у них тот же) — оперативный результат при минимуме затрат. А оперативность для маркетологов BEERMAN сейчас важна — в качестве стимула заказа готовой еды они предложили своего рода лотерею, где каждый день выбирается улица, доставка на которую становится дешевле на 30%. И нужно как можно скорее оповестить об этом потенциальных заказчиков. Рассылка с этим справляется прекрасно.
Интересно, что до начала карантина BEERMAN, как и многие другие компании, вообще не пользовалась онлайн-конференциями, предпочитая прямое общение или телефонные переговоры.
Регулярное поддержание связи и отношений и с сотрудниками, и с клиентами — неотъемлемая и большая часть бизнес-процессов любой компании, о чем руководитель по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона» в Новосибирске Иван Бувальцев, знает не понаслышке: «В период пандемии продукты для обеспечения удаленного общения показали свою эффективность, за счет чего на них вырос спрос. «МегаФон», например, предложил компаниям сегмента малого и среднего бизнеса бесплатное подключение к собственной онлайн-платформе для проведения вебинаров и конференций, которые готовы принять до 1000 человек. Эти решения можно «развернуть» либо в «облаке», либо на базе программного обеспечения самого клиента, а собственные магистральные интернет-каналы обеспечивают стабильное качество связи», — поясняет Иван Бувальцев.
Таким образом, пандемия обернулась не только сложностями для новосибирского бизнеса, но и открыла ему новые возможности, в том числе с точки зрения использования современных инструментов и технологий. Все это создает для бизнеса фундамент для дальнейшего развития после окончания пандемии.