«Нас обязали торговать с мизерной наценкой»: директор аптечной сети рассказала, куда в Новосибирске пропали маски

14 марта Правительство РФ временно отменило принятые ранее ограничения на торговлю медицинскими масками и другими популярными в период пандемии коронавируса аптечными товарами. О том, как долго продлится такая «оттепель», пока неизвестно. Зато уже ясно, чем обернулись для аптечного бизнеса Новосибирска жесткие ограничительные меры. Глава  аптечной сети «Листик» НАТАЛЬЯ КАЗАНЕНКО рассказала «Континенту Сибирь», как и чем живет местный фармритейл последние недели и дала ответы на некоторые волнующие горожан вопросы. 

Согласно опубликованным на портале правовой информации 14 марта данным, правительство РФ временно отменило постановление от 3 апреля «Об установлении особенностей обращения медицинских изделий и ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли». В частности, приостановлено введение единого поставщика масок в лице структуры «Ростеха»: как рассказали в госкорпорации московским «Ведомостям», там просто пока не готовы обеспечить бесперебойную поставку изделий по всей стране.

По данным 2ГИС, в Новосибирске работает 13 аптек сети «Листик»

Кроме того, временно отменяется обязательная для аптечных сетей предельная наценка для розничной торговли отдельной группой товаров, в которую входят медицинские маски, марли, бинты и перчатки. По мнению главы аптечной сети «Листик» Натальи Казаненко, идея с мизерной наценкой изначально была провальной и не сулила ничего хорошего отрасли.

— Наталья, насколько принятые ранее ограничения повлияли на то, что из аптек исчезли многие необходимые товары?

— После мер, озвученных правительством 3 апреля, аптекам стало просто невыгодно закупать медицинские маски. Ведь за единицу продукции мы могли наценить лишь 10 копеек, а, значит, нас ожидала работа «в минус». Вы представьте, что себестоимость простого бумажного чека из кассы выходит дороже! И эта проблема коснулась не только масок, но и перчаток, марли, бинтов. Целый перечень товаров, пусть и небольшой, но на которых аптеки еще как-то могли зарабатывать в ситуации снижения потребительского спроса на все.

Эдуард Майер

Эдуард Майер: «В будущем кризис, думаю, сметет половину аптек в Новосибирске»

— Сегодня вы столкнулись с тем, что медицинских масок нет у официальных поставщиков. С чем, по-вашему, это связано?

— Государство бросило все силы на больницы – в первую очередь, средствами защиты стали снабжать лечебные учреждения. Конечно, это хорошо. Но, стоит учесть, что помимо этого много товара было отправлено за границу — в Китай, в Америку в качестве гуманитарной помощи. Да, сегодня начали привозить медицинские маски из Китая. Но они до официальных поставщиков практически не доходят. На те маски, что попадают на рынок к частникам, закупочные цены варьируются от 25 до 45 рублей за штуку.

— Когда заговорили о лишении аптек лицензий за повышение цен на маски, испытали ли вы в этой связи какое-то давление?

— Да, к нам, как и ко многим, приходила прокуратура. Мы прошли проверку, ведь на тот момент еще не было никакого законодательного регулирования ценообразования на эту группу товаров. А причина подорожания масок была проста: поставщики начали поднимали цены, видя спрос у населения. Когда товар стал заканчиваться, и заказать его у производителей стало невозможно – цены подняли и на остатки. Соответственно, это сделали и аптеки —  ведь мы не можем продавать «в минус». А когда масок уже совсем не стало, к нам пришла прокуратура с предписанием, что мы обязаны их закупать и делать наценку не больше 10 копеек. «Почему у вас нет масок? Вы обязаны закупить» – «Где же мы их возьмем?», — вот примерно такой состоялся диалог.

Фото: Instagram-аккаунт сети «Листик»

— Как режим самоизоляции в городе сказывается на работе аптек?

— Эти нерабочие недели, самоизоляция, отсутствие средств у людей – все это отразилось на бизнесе не лучшим образом. Мы вынуждены были пересмотреть режим работы аптек в сторону сокращения часов. Плюс транспорт хуже стал ходить – фармацевты не могут добраться вечером с работы домой. Поэтому если раньше мы работали до 22.00, то теперь до 21.00. Все это сказалось на зарплате персонала, конечно, ведь у фармацевтов почасовая оплата. Но мы никого не сократили за все это время.

В Новосибирскую аптечную сеть поступили 330 тысяч масок

— Какие средства защиты предусмотрены для фармацевтов?

— Снабжать персонал масками я сейчас не имею возможности. Но мы смогли обеспечить всех фармацевтов оксолиновой мазью – просим их обрабатывать слизистую носа, чтобы предотвратить заболевание. К тому же у нас в аптеках предусмотрены кассовые места за стеклом. Поэтому ношение масок для сотрудников аптек не так актуально, как, к примеру, кассирам супермаркетов, где люди сидят открыто.

— Считается, что аптечный бизнес остался в самом выигрышном положении сегодня. Вы с этим согласны?

— Я бы так не сказала. Да, было некоторое увеличение спроса в марте, когда началась эпидемия. Но ближе к концу марта — началу апреля произошло падение спроса примерно на 30% на все. При этом никакими антикризисными льготами мы воспользоваться не можем, потому что не подходим под категорию пострадавшего бизнеса. У нас нет ни отсрочки по налогам, ни беспроцентных займов, которые идут в поддержку малому бизнесу. Но зато нас обязали торговать с мизерной наценкой тем, что еще пользуется спросом – масками, марлей, бинтами. Хотя бы на этом мы могли зарабатывать. Но нас лишили и этого.

— Есть ли у вас опасения, что придется сократить количество филиалов из-за кризиса?

— Пока об этом речи не идет. Сокращать число филиалов мы не планируем. Наша задача на текущий момент – выжить, устоять и выйти из кризиса действующим составом и с минимальными потерями.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ