Как Сбербанк помогает корпоративному и розничному сегментам в условиях пандемии коронавируса?

Пандемия коронавируса продолжает оказывать серьезное влияние на экономику, по сути, перестраивая рынок. Огромная ответственность в связи с нынешними событиями ложится на банки, ведь именно они обладают значительными возможностями для помощи людям в столь непростое время. О том, как именно работает с бизнесом один из крупнейших финансовых институтов страны — Сбербанк, рассказала председатель Сибирского банка ТАТЬЯНА ГАЛКИНА.

— Татьяна Михайловна, насколько сильно изменилось поведение физлиц и юрлиц в период пандемии и особенно за последние несколько недель?

— Ключевой тренд — это отказ людей от наличных денег. Эта тенденция имела место и в спокойное время, просто сейчас тенденция предпочитать безналичные способы оплаты услуг выражена наиболее ярко. Так, впервые доля покупок с карты в общих расходах россиян превысила 50% в IV квартале 2019 года и составила 50,4%. По итогам марта, основываясь на исследованиях нашей дочерней компании «СберДанные», доля покупок по карте составляет уже 53,1%. За первую неделю апреля безналичный оборот и вовсе прирос еще на 8 п. п. Поэтому есть все основания предполагать, что процент платежей картой в апреле будет только увеличиваться.

К слову, самым «безналичным» регионом Сибирского банка оказалась Томская область, где доля безналичных покупок составила 58% по итогам марта. Наиболее динамичные в контексте данного показателя регионы присутствия Сибирского территориального банка — Кемеровская область и Республика Тыва, где доля приросла примерно на 5 п. п. год к году.

— Но в любом случае часть ваших офисов продолжает работу?

— Верно, и более того, в период выплаты пенсий и платежных дней по жилищно-коммунальным платежам Сбербанк принял решение вывести практически всю филиальную сеть в штатный режим работы. Всего в Сибири мы имеем около 1,5 тысячи отделений Сбербанка. Каждый офис банка оснащен защитными масками, санитайзерами, а во внутренних помещениях наклеены ограничения по соблюдению социальной дистанции. Во всех отделениях банка проводится регулярная уборка с использованием средств дезинфекции.

В то же время мы рекомендуем клиентам воздержаться от посещения отделений и пользоваться дистанционными каналами обслуживания. Пользователи нашего приложения могут переводить денежные средства клиентам Сбербанка и других банков, оплачивать ЖКХ, связь и другие услуги, оформлять и погашать кредиты, проверять баланс, открывать и пополнять вклады, открывать дебетовые и кредитные карты и пользоваться ими сразу, не получая пластика, устанавливать и менять ПИН-код, подать заявку на ипотеку и сопровождать уже взятый ипотечный кредит, обменивать валюту.

В общем, как физические, так и юридические лица имеют возможность круглосуточно совершать практически любые операции, не выходя из дома, полностью соблюдая режим самоизоляции.

— Какие варианты поддержки Сбербанк уже сейчас предлагает представителям бизнеса?

— Сбербанк разработал специальную программу по реструктуризации кредитов заемщиков, относящихся к отраслям, наиболее пострадавшим от COVID-19. Эта программа касается всех сегментов: от крупнейших клиентов (для отдельных отраслей, которые относятся к следующим подотраслям: транспорт, гостиничная и торговая недвижимость, сфера услуг, производство строительных материалов, розничная и оптовая торговля товарами выборочного спроса, образование, спорт, деятельность учреждений культуры и искусства) до клиентов малого бизнеса (для всех отраслей). Принятая банком программа призвана позволить в кратчайшие сроки реализовать оперативные решения по мерам поддержки таких заемщиков. По малому и микробизнесу принято решение об упрощенном механизме реструктуризаций — предоставление отсрочки на срок до 6 месяцев по кредитам клиентов, пострадавшим от влияния коронавирусной инфекции. Также в срок до 6 месяцев банк готов не предъявлять санкции к клиентам малого и микробизнеса в случае неисполнения ими других обязательств по кредитным договорам (речь идет о страховании, регистрации обеспечения, поддержании оборотов по счетам, предоставлении документов, выполнении финансовых показателей и так далее).

Также мы отменили плату за сервисное обслуживание терминалов эквайринга и онлайн-касс на период с 1 марта до 31 мая, чтобы поддержать предпринимателей и обеспечить их покупателям возможность по-прежнему совершать оплату безопасным бесконтактным способом. Сервисный сбор за эквайринг перестает взиматься у всех наших клиентов автоматически. В дальнейшем срок его отмены может быть продлен, о чем мы сообщим дополнительно. Эквайринговая сеть Сибирского банка — это 256 тысяч терминалов безналичной оплаты на территории Сибири, так что изменения масштабные.

Наконец, Сбербанк открыл для бизнеса специальную горячую линию по всем вопросам корпоративных клиентов в связи с коронавирусом COVID-19. Ее номер: 8 (800) 200-34-40. Линия работает ежедневно с 04:00 до 0:00 по новосибирскому времени.

— Участвуете ли вы в государственных программах поддержки малого бизнеса? Насколько они востребованы?

— Разумеется. С 8 апреля мы осуществляем прием заявок на кредиты под 0% на зарплату по государственной программе. Эти кредиты предназначены для малого и микробизнеса в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ и предоставляются только клиентам пострадавших отраслей. Кредит выдается на срок до 12 месяцев с предоставлением отсрочки основного долга на 6 месяцев, при этом ставка по кредиту составляет 0% на период 6 месяцев. Клиенты Сибирского банка за первые три дня оформили 135 таких заявок, и уже было принято более 40 положительных решений.

— Как вы помогаете корпоративному сектору перевести бизнес на удаленку?

— Сбербанк разработал множество сервисов по переводу бизнес-процессов в удаленный формат и собрал их в специальном разделе сайта, который так и называется — «Бизнес на удаленке». Цифровая бизнес-карта с возможностью подключения к программе «Бизнес-кешбэк», дистанционное управление торговыми операциями, ведение клиентской базы в CRM-системе в режиме онлайн, опять же, упомянутая ранее экономия с эквайрингом и онлайн-кассами — всем этим можно пользоваться, причем бесплатно в течение 60 дней, если ввести специальный промокод.

Целый ряд мер предлагает и наша экосистема. Так, наша дочерняя компания запустила бесплатную всероссийскую горячую линию по вопросам организации удаленной работы в компаниях. Компания консультирует по технологическим, кадровым, юридическим, а также организационно-коммуникационным вопросам по переводу сотрудников на удаленный формат работы. Наша платформа знаний и сервисов для бизнеса публикует в открытом доступе материалы и сервисы про перевод сотрудников на дистанционную работу и эффективную работу из дома. Доступ открыт всем. Еще одна наша дочерняя компания  предоставляет возможность приобрести любой автотранспорт в удаленном режиме. Весь процесс оформления сделки осуществляется в течение одного дня, нужно будет только приехать в салон и забрать оформленный в лизинг автомобиль.

На самом деле, если рассказывать обо всех предложениях каждой из 30 компаний, которые входят в нашу экосистему, нужно делать одно или даже несколько отдельных интервью. Важно, что все они находят отклик у бизнеса. Это значит, что та работа, которую мы сейчас проделываем, не напрасна, что нужно и дальше делиться экспертизой, знаниями, банковскими и небанковскими инструментами. И каждый в этом многообразии возможностей найдет подходящие именно для себя и своего бизнеса.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ