Отпуск за свой счет, или Как защитить себя от форс-мажора

Ситуация с коронавирусом косвенно коснулась гораздо большего количества людей в России, кроме тех, кто попал в карантин. Авиакомпании отменяли и отменяют рейсы, страны закрывают границы, отели не хотят возвращать деньги за бронирование. «Континент Сибирь» разбирался, как можно защитить себя от форс-мажорных обстоятельств в преддверии отпускного сезона.

Распространение коронавируса в странах Европы внесло вынужденные коррективы в работу авиакомпаний. Представители сибирского бизнеса почувствовали на себе последствия появившейся неразберихи в начале марта, о чем активно сообщали в соцсетях. «У меня был билет до Милана с 12 по 15 марта авиакомпании «Аэрофлот». Самый обычный дешевый билет без багажа. Мои близкие переубедили меня ехать в Италию, и я сделала выбор в пользу Испании. Деньги за билет мне вернули только по той причине, что один рейс был отменен, а не из-за эпидемии. И вот уже который день говорят про двухнедельный карантин после прилета из семи стран. Про него вообще мало что понятно. Билеты в Испанию я в итоге тоже решила сдать, позвонила сейчас в «Аэрофлот», на что мне ответили, что не видят причин для возврата билета», — отмечала в соцсетях 9 марта основательница одного из новосибирских ресторанов. И это далеко не один отзыв такого плана.

Если судить по соцсетям, первый шок после столкновения с последствиями распространения коронавируса уже прошел. Все реже слышны сетования на нелояльное поведение авиакомпаний, отменяющих без предупреждения рейсы, все меньше жалоб на невозможность вернуть деньги за авиабилеты или бронь в отелях. Между тем, 11 марта Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку коронавируса COVID-19 пандемией. С 13 марта Россия ввела почти полный запрет на полеты в Германию, Испанию, Италию и Францию. Разрешение на полеты осталось только у «Аэрофлота» и только в семь европейских городов: из московского аэропорта Шереметьево в Берлин, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Мадрид, Барселону, Париж и Рим (как туда, так и обратно).

До этого авиакомпании, стремясь сохранить поток авиапассажиров, пошли на временное изменение условий возврата стоимости билетов. Так, «Аэрофлот» объявил о корректировке полетной программы в города Италии, Франции, Германии и Испании и предоставлении возможности пассажирам без штрафных санкций изменить маршрут, даты путешествия или вернуть билеты (подробно на сайте авиакомпании).

Авиакомпания S7 сообщила, что, совершая покупки с 5 марта до 10 апреля 2020 года включительно, при необходимости можно отказаться от полета. Сбор за возврат билета, если до вылета осталось не менее 40 минут, составит 1000 рублей.

Лоукостер «Победа», входящий в Группу «Аэрофлот», приостановил полеты из Москвы в Эйлат с 12 марта по 12 мая 2020 года и с 11 по 31 марта 2020 года в Бергамо, Рим, Римини, Пизу и Тревизо в связи с решением правительства Израиля и Италии о запрете на въезд туристов в их страны из-за ситуации с распространением коронавируса. Лоукостер предложил своим клиентам на выбор два варианта: перелет рейсами «Аэрофлота» в/из Милана, Рима, Венеции и Болоньи или полный возврат денежных средств. Кроме того, с 7 марта на сайте «Победы» доступна новая услуга «возврат билета», которая добавляет к стоимости любого базового невозвратного тарифа всего 499 рублей за рейс.

Роспотребнадзор в свою очередь напомнил, что наши туристы защищены законом «Об основах туристской деятельности в РФ». Он регламентирует, что в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, турист вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. В этом случае при расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия «туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».

Как отметила в беседе с «Континентом Сибирь» управляющий партнер адвокатского бюро «Гребнева и Партнеры» Ирина Гребнева, необходимо очень внимательно читать договоры с турфирмами, которые должны содержать внятную ссылку на форс-мажорные обстоятельства. В туристические продукты должны быть заложены лояльные условия отказа от поездки. «Надо не только внимательно читать договоры, но и заранее обговаривать все нюансы, связанные с возможностью расторжения договора в случае вашего отказа от поездки в связи с ограничением режима полетов в ту или иную точку мира, введения карантина. Теперь просто нельзя подписывать типовые договоры», — советует юрист.

Еще один выход, по словам Ирины Гребневой, — страховаться на случай невыезда. Отказ во въезде в страну считается гарантированным страховым случаем, который включен в большинство полисов.

Эпидемия нового вируса плюс падение рубля на фоне обвала цен на нефть и закрытие границ не могут не отразиться на деловой активности. Так, в Торговом отделе посольства Республики Корея в России (Новосибирск) (KOTRA) «Континенту Сибирь» рассказали, что сегодня многие новосибирские предприниматели, работающие с Южной Кореей, приостановили поездки в эту страну до стабилизации эпидемиологической обстановки. По словам менеджера KOTRA Армины Мелкумян, бизнесмены опасаются не столько вируса, сколько вероятности попасть в карантин и провести две недели в вынужденной изоляции. «Желание работать с Республикой Кореей у российских бизнесменов не пропало. Некоторые рвутся работать в Корее, даже несмотря на запреты. Но на текущий момент активность, конечно, немного спала», — отметила представитель KOTRA. Напомним, Россия ограничила авиасообщение с Республикой Кореей еще с 1 марта. Рейсы в Южную Корею могут выполнять только две российские авиакомпании: «Аэрофлот» и его чартерная дочерняя компания «Аврора».

Новосибирский турбизнес находится в ожидании дальнейшего развития ситуации. «Понятно, что авиабилеты и путевки будут дорожать. Но объективной информации пока нет. Мы руководствуемся решениями Ростуризма, Роспотребнадзора, поэтому ждем распоряжений от них. Пока мы только наблюдатели», — отметила исполнительный директор Новосибирской ассоциации туристических организаций (НАТО) Светлана Фоменко.

По словам представителя турбизнеса, на текущий момент нет массовых отказов от ранее приобретенных путевок. С каждым туристом ведется индивидуальная работа. Кто-то переносит даты посещения той или иной страны, кто-то отказывается от поездок вовсе или выбирает другой маршрут. «Новосибирцы уже привыкли путешествовать. И если одни направления закрыты, как, например, Израиль, то есть другие, куда можно улететь. Это рабочие ситуации», — считает Светлана Фоменко. Эксперт также подтвердил, что туроператоры возвращают деньги в случае отказа от поездки по форс-мажорным обстоятельствам. Другое дело, что часть из них просто не в состоянии удовлетворить все заявки одновременно, так как нет свободных денег — средства, полученные от клиентов, уже внесены на оплату авиабилетов и размещение в отелях. «По мере возможности туристические компании стараются деньги возвращать. Кроме того, на федеральном уровне сегодня обсуждаются вопросы поддержки туроператоров, чтобы у них была возможность выполнить свои обязательства перед клиентами», — рассказала исполнительный директор НАТО.

Сложнее ситуация у тех, кто предпочитает путешествовать самостоятельно. Особенно у тех, кто сам выстраивал логистику полетов. В связи с отменой рейсов не только российскими авиаперевозчиками разрушаются целые цепочки, основанные на стыковках различных международных и внутренних рейсов.

Чтобы защитить себя от форс-мажорных обстоятельств, путешественникам лучше приобретать авиабилеты с возможностью их возврата, быть внимательным при бронировании отелей, не пропускать сроки бесплатной отмены брони в случае неблагоприятных условий для посещения страны, обращать внимание на штрафные санкции и, конечно же, страховать свою поездку. Страховка будет полезной, если невозможно получить возмещение напрямую от авиаперевозчика или отеля.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ