Выдающийся новосибирский бас-гитарист и контрабасист Олег Петриков отпраздновал 35-летие творческой деятельности большим «фестивальным» концертом в зале музыкального колледжа им. Аскольда Мурова.
Трагическая судьба — это когда рок отвел от исполнения заветной мечты. А как называется, когда стал тем, кем и не мыслил? Врожденная физиология погубила многих потенциальных космонавтов и балерин, нечеловеческие нагрузки и чрезмерная дотошность в подготовке лишили нас без пяти минут великих спортсменов и… трубача Олега Петрикова. Выпускник новосибирского музыкального колледжа «заиграл» губу и получил в итоге совсем другие «корочки» — диплом басиста.
Он невозмутим, как Байкал. Его ровные восьмушки, суховатый слэп и вообще филигранный фьюжн, странное дело, вызывают в памяти не Джона Маклафлина (видели, знаем), а ровный и бесконечный железнодорожный путь от Новосибирска до Улан-Удэ. Олег словно бы устремляется к родным пенатам, сосредотачивается на вечном, и на его мысли наслаиваются фортепианные акценты Алексея Подымкина и дорожные «стыки» барабанщика Евгения Суворова. Сложные пьесы с фрагментами, сыгранными в унисон, звучат как вводящие в транс оркестровки, хотя «рубится» комбо. Но какое! Давно уже москвич Алексей Подымкин прерывисто «дышит» аккордами, теперь уже нижневартовец Владимир Панфилов плавит медь, все еще «наш» Суворов расставляет такие авторитарные акценты, что и возражать нет сил, берешь под козырек. Музыканты поддерживают немногословную беседу о главном. В «словах» — ни пены, ни спеси. Только движение, тектонические сдвиги, аналитика далеких землетрясений, полевые испытания без потерь.
Виновник торжества в белой рубашке фиксирует внимание переполненного зала на себе, но не развлекает — разве только дирижирует грифом. Студенты, участники большого оркестра колледжа, летают на этих «американских горках», выдувают суть.
У Олега Петрикова в «Романтик джаз-квартете», созданном больше 20 лет назад на паях с пианистом Евгением Серебренниковым (на концерте не было других «исторических» членов ансамбля — Андрея Турыгина и Вячеслава Кокалина) никаких «влажных» чувств. Этакая академическая любовь — скорее даже в письмах. И все же главному «чтецу» пьесы из фьюжн-программ «Нью Тон», мне кажется, ближе — как обладателю пятиструнных бас-гитар и точеному слэповику. Звезды, сошедшие к инструментам, утверждают в этом, помогают автору заковыристых тем, зажигают. Многим в зале это действительно нужно.
Вне времени, пространства и в какой-то степени вне самого юбиляра пробиваются к другим берегам такие музыкантские величины, как саксофонист Владимир Толкачев (больше известный как бэнд-лидер) и пианист Игорь Дмитриев (старший товарищ Петрикова, его партнер по трио разлива 1984 года). Дмитриев звучит так сочно, сильно и молодо, будто Дюк Эллингтон все еще жив, а мужчины в зале с достоинством носят «тройки». Толкачев дотягивается до эмоционального блюза, заставляя гостей на этой свадьбе стилей если не плясать, то плакать под свою дудку.
Я весь концерт проторчал на сцене. И хоть последние годы не слишком часто забираюсь в музыкантские «закрома», вдруг отчетливо вспомнил, что стараюсь не прогуливать джаз с 1990 года. Тогда же посчастливилось лично познакомиться с барабанщиком Сергеем Беличенко. А в предчувствии нового века я встретил и Игоря Дмитриева, и Владимира Толкачева, и многих основательных, сложившихся, доказавших, молодых, учеников Игоря Константиновича или Владимира Николаевича, участников трио и квартетов Сергея Андреевича или бэнда Толкачева (то есть, как показывает фестивальная практика, вообще всех джазменов города Эн). По сути, день рождения Олега Петрикова собрал большую половину джазовых посланников нашего города, масштаб всей этой армии историк джаза Беличенко неизменно оценивает в пару сотен на всю страну. Нам повезло, что они помнят истоки и все еще ищут новые звуки.